Василенко Е.В., Василенко П.Г., Фурсов А.И.
МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК – ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье поднимается вопрос о важности академического рисунка, как основы в образовании будущих художников и дизайнеров. Чтобы убедительно изобразить предмет, его следует изучить досконально, в особенности если мы хотим изобразить человеческую фигуру. Учебный процесс нельзя превращать в студию, где каждый делает всё, что хочет. Реальность такова, что если мы хотим иметь реальный результат в воспитании и образовании будущего специалиста то надо быть в динамике, связи с жизнью и творческой практикой искусства.
Ключевые слова: академический рисунок, изобразительное искусство, дизайн, учебный процесс, художественного образования.
Keywords: academic drawing, fine arts, design, educational process, art education.
Рисунок – основа изобразительного искусства, через которую художник или дизайнер передает мысль. Важно, чтобы все детали были взаимообусловлены и составляли единое целое. Например, рисуя человеческую фигуру, необходимо ясно представлять и передавать ее внутреннюю структуру деликатно, без утрирования, осторожно подходя и к пластической̆ моделировке формы, и к постановке фигуры на плоскости.
Главные выразительные средства рисунка – это линия, штрих, контур, пятно, тон. Активно участвует в создании нового впечатления от произведения рисунка белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно при использовании только черного цвета.
Некоторые методисты, опасаясь, что ученики утратят интерес к искусству, если их настойчиво обучать технике, предоставляют им полную свободу действий. Этот путь недопустим: обучение без четких правил не приносит необходимого результата. Обучающийся обязан пристально изучать живую натуру, а также правила и законы искусства, продиктованные самой природой. Поверхностное наблюдение не даст должного эффекта[5, 6].
Чтобы убедительно изобразить предмет, его следует изучить досконально, в особенности если необходимо изобразить человеческую фигуру. Теория методов преподавания рисунка тоже развивается благодаря академической системе художественного образования. Ряд пособий составлен с глубоким знанием дела, с множеством оригинальных методических находок, интересных и продуманных методических приемов, раскрывающих отдельные положения[7]. Богатый иллюстративный материал играет не только образовательную, но и воспитательную роль. Процесс обучения реалистическому рисунку должен идти за счёт глубокого целенаправленного, разностороннего изучения окружающего предметного мира и его законов[4]. Учебный процесс нельзя превращать в студию, где каждый делает всё, что хочет. Реальность такова, что для реального результата в образовании будущего специалиста в области дизайна и изобразительного искусства то надо быть в динамике, связи с жизнью и творческой практикой искусства.
Законы и правила являющиеся базисом рисунка усваиваются в результате только сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение карандаша к плоскости листа должно быть продуманно и обоснованно чувством и знанием реальной формы. Д. Н. Кардовский учил не только понимать, видеть и строить объёмную форму предмета на плоскости, но и глубоко её анализировать. Пока не построите большую форму никогда не стремитесь вырисовывать мелкие детали. «Организация эффективных педагогических условий основывается на целостной методической системе самого педагогического процесса, создания художественно-творческой развивающей среды и организации творческой деятельности при соблюдении последовательности этапов развития композиционного мышления» [4,с.155].
До тех пор, пока нет формы, искания пропорций и характера не важны. Для успешного выполнения рисунка обучающемуся предварительно необходимо изучить и знать конструктивные особенности объекта, который собираемся изображать. П.П. Чистяков говорил, рисовать с натуры безо всякого рассуждения, есть не более как набивка руки и глаза, образовательный процесс в этом отсутствует[3, 8].
Рисование с натуры строится на базе уже наработанных знаний, умений и навыков посредством самостоятельной практической работы с применением различных форм в рисовании. Если плохо и не грамотно обучающимися отработаны все цели и задачи, то вся последующая практическая работа обречена на провал. Так как данный этап в практической работе по рисунку, это аналитическое мышление. Речь не идёт о констатации формы -копировании, здесь задействовано приобретённое на данный момент учащимися композиционное мышление и задача сводится к созданию уже пластического пространства (образа) [2]. В современной литературе ответы на актуальные проблемы аналитического мышления рассматриваются в виде ссылок без глубокого теоретического и методического исследования. Рисунок пейзажа и архитектурной среды требует особых методических указаний, способствующих развитию образного и композиционного мышления в академическом рисунке. «Особенности архитектурного воплощения базируются на первоначальном анализе среды»[1, с.139].
Творческий рисунок создаётся рисовальщиком на основе уже приобретённых знаний и навыков, которые он приобрел при рисовании на академическом рисунке. Любой художник рисунок должен рассматривать как основу всякого изображения, как основу своей профессиональной подготовки. Микеланджело писал, рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры и архитектуры, рисунок – источник и корень всякой науки.
Художественный образ имеет свои этапы становления:
Этап восприятия объекта. Деятельность художника на этом этапе заключается в составлении полного и верного представления об изображаемом. Объективный мир существует независимо от наших чувств, но отражение мира — восприятие человека всегда субъективно. От того, насколько верно воспринимает мир художник, зависит художественная правда им созданного образа. В процессе восприятия происходит своеобразное оценивание воспринимаемого, определяется личное отношение к изображаемому. В процессе формирования образа зрительное восприятие у художника является определяющим.
Этап продуктивно-творческого мышления. В ходе восприятия в работу вступает логическое мышление, превращая восприятие в целенаправленное наблюдение. Здесь важными оказываются знания и опыт. Чувственные впечатления дают начало мыслительному процессу.
Важным элементом в формировании художественного образа является воображение мастера, человека. Эстетическое чувство в процессе восприятия основывается на эмоциональном состоянии человека, на тех впечатлениях, которые складываются от восприятия предмета, явления, деятельности. По своей природе образ является идеальным образованием, так как формируется в психике, в сознании человека. Формирование художественного образа начинается с активного извлечения изобразительной информации из объекта.
Можно утверждать, что формированию художественного образа и эстетического мышления человека предшествует накопление творческого материала, исторического опыта и технических возможностей материала.
Художественный образ – это язык искусства и вместе с тем его высказывание. Художественным образом принято считать и художественное произведение в целом, и отдельные его единицы.
Поэтому образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни.
Литература:
- Василенко П.Г. Особенности специального рисунка при проектировании монументально-декоративной живописи студентами вузов//Пути модернизации научно- исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: Материалы 2-й международной научно-практической конференции/Под ред. Н.Б. Зиновьевой, Л.К. Сагитовой, Е.Я. Галимовой, В.А. Бердюгиной. -2012. -С. 132-141.
- Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений//Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. 2018. С. 206-208.
- Лопасова Е.В. Дидактические принципы целостной методической системы развития композиционного мышления учащихся //Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 137-139.
- Лопасова Е.В. Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования//Tеория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 154-156.
- Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства//Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ, 2017. С.410-413.
- Паллотта В.И. Современный дизайн в условиях становления цивилизации знаний и риска//Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 66-72.
- Фурсов А.И. Литература и практика в образовательном процессе по академическим дисциплинам//В сборнике: Русская литература в судьбах отечественной культуры материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 385- 388.
- Фурсов А.И. О необходимости знания классических канонов фигуры человека в академическом рисунке в высшей школе//В сборнике: Пути модернизации научно- исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства материалы 2-ой международной научно-практической конференции. Под редакцией: Зиновьевой Н.Б., Сагитовой Л.К., Галимовой Е.Я., Бердюгиной В.А.. 2012.