Величко А.И., Баландин В.А., Татаринцева О.А.
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма
ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В современных условиях значительно вырос объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и внезапно образующих моментах, что требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к сосредоточению и переключению внимания, пространственной, временной, динамичной точности движений и их биомеханической рациональности. В данной работе рассмотрены двигательно-координационные способности и основа их воспитания.
Abstract
In modern conditions significantly increased the amount of activity undertaken in probabilistic and suddenly forming the moments that require a demonstration of ingenuity, quickness of reaction, ability to focus and switch attention, spatial, temporal, dynamic precision movements and their biomechanical efficiency. In this paper, motor coordination abilities and the basis of their education are considered.
Ключевые слова: воспитание, быстрота, двигательно-координационные способности, ловкость.
Keywords: education, speed, motor-coordination abilities, dexterity.
Все качества и способности в теории физического воспитания объединяют с понятием «Ловкость» — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, изучать новые двигательные действия, благополучно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — это сложное комплексное двигательное качество, степень развития которого формируется многими факторами. Максимальное значение имеет высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных взаимосвязей, а также скорости перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности [3,345].
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
При воспитании координационных способностей разделяют на две группы задач:
- по разностороннему развитию;
- специально направленному их развитию.
По разностороннему развитию задачи преимущественно решаются в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании обучающихся. Приобретенный уровень развития координационных способностей формирует широкие предпосылки для дальнейшего совершенствования в двигательной деятельности. Большая роль в этом отводится физическому воспитанию в образовательном учреждении, программой предусматривают обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у обучающихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх [2,65].
Задачами по обеспечению последующего и специального развития являются координационные способности и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией. В видах спорта, где объектом состязаний является сама техника движений, основное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения разными группами мышц.
Умение быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу соревнований в большей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В отмеченных видах спорта стремятся довести координационные способности, соответствующие специфике спортивной квалификации, вплоть до максимально возможного уровня совершенства. Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП). Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
К наиболее важным специфичным координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривание и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединение [1, 344].
Результат развития ряда конкретных специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие координационных способностей». Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Итак, общие координационные способности существуют лишь в понятии, сознании человека, как сообщение и результат развития специальных координационных способностей [5,244].
Координационные способности существуют и проявляются в процессе выполнения реальных двигательных действий. В этой связи правомерно высказывание, что чем выше специальные координационные способности, тем выше и уровень развития общих координационных способностей. Специальные координационные способности — это возможности человека, которые определяют его готовность к управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Необходимо различать элементарные и сложные координационные способности. Элементарными являются, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными — в единоборстве и спортивных играх.
Выше перечисленные виды координационных способностей можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальные), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные). Деление на потенциальные и актуальные координационные способности вполне справедливо. Пока ребенок не начал» заниматься акробатикой или волейболом, его способности к этим 1 видам двигательной деятельности существуют в скрытом, не реализованном виде, в форме физиологических задатков, которые могут быть врожденными или наследственными. После того, как он добился каких либо успехов — можно говорить о его реальных, или актуальных, координационных способностях [4, 239].
Таким образом, учителя физической культуры и тренера: должны прежде всего распознать, к каким специальным координационным способностям ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов определить абсолютные и относительные показатели разных координационных способностей. Это поможет им определить явные или скрытые координационные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса. Для чего необходимо развивать координационные способности в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.
Литература:
- Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов вузов/ А.А. Васильков. — Ростов- на-Дону, 2008.- 381с.
- Волков И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры / И.П. Волков.- Минск: Тесей, 2011.- 168с.
- Евсеев Ю. И. Физическая культура; Феникс — Москва, 2014. — 448 c.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ — Ю.Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — Москва: Советский спорт, 2004 — 464с.
- Лях В. И. Координационные способности. Диагностика и развитие; ТВТ Дивизион — Москва, 2014. — 290 c.