ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ: В ПОИСКАХ НАПРАВЛЕНИЯ

Черешнева И.А.
Младший научный сотрудник, Института государства и права Российской академии наук

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ: В ПОИСКАХ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье анализируются возможные направления внедрения цифровых инноваций посредством установления экспериментального правового режима, для которого характерно специальное, отличное от общего, регулирование, преимущественно нацеленное на «снятие» барьеров, препятствующих развитию новых технологий.

Abstract

The article studies the possible directions of digital innovation to be implemented through the establishment of an experimental legal regime characterized by a special, other than general regulation, mainly aimed at the removal of obstacles to the development of new technologies.

Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, цифровые инновации, цифровая экономика, цифровые двойники, искусственный интеллект, территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности.
Keywords: experimental legal regime, digital innovations, digital economy, digital twin, artificial intelligent, territories with special regime of business activities.

Молниеносное развитие новых технологий вызывает к жизни необходимость поиска баланса между правом, с одной стороны, и технологиями, с другой. Как справедливо отмечает В. Б. Наумов, «невозможно создать эффективное правоприменение для постоянно меняющихся технологических, социально-экономических и политических реалий, не предлагая адаптированные к изменениям подходы в нормотворчестве и государственном управлении.» [1]. По замыслу ученого, юридическая наука совместно с государством и предпринимательским сообществом должны предложить соответствующие вызовам времени решения, именуемые «прорывным» регулированием – экспериментальный правовой режим, сущность которого заключается не столько в правовом регулировании новых цифровых технологий и соответствующих им новых общественных отношений, а в разработке новых подходов к такому регулированию, означающих ограничение применения существующих норм и устанавливаемых ими барьеров для развития новых технологий. При этом к примерам подобного регулирования ученый относит особые экономические зоны, инновационный центр «Сколково», закрытые административно-территориальные образования [1].

Полагаем, что и иные территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности: территории опережающего социально-экономического развития, инновационные научно-технологические центры и др. также могут быть отнесены к категории «прорывных».

В соответствии со ст. 2 Законопроекта «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее – Законопроект) под экспериментальным правовым режимом (далее – ЭПР) понимается применение в течение определенного периода времени в отношении определенного круга лиц специального регулирования в сфере цифровых инноваций (далее – экспериментальный режим).

При этом Законопроект различает общее регулирование (здесь и далее выделено мной – И. А.), т.е. такое нормативное правовое регулирование, которое устанавливается на неопределенный срок в отношении неопределенного круга лиц, действующее на дату установления экспериментального режима, и специальное, соответственно отличающееся от общего, в том числе путем указания на неприменение отдельных нормативных правовых актов (их отдельных положений) общего регулирования, устанавливающих обязательные требования по лицензированию, аккредитации, сертификации, обязательному подтверждению соответствия, получению допусков, разрешений, по направлению и получению юридически значимых сообщений, по способам проведения идентификации сторон правоотношений в сфере цифровых инноваций, либо отдельных положений указанных законодательных актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В свою очередь, введение специального регулирования, с одной стороны, обусловливается необходимостью ускоренного внедрения цифровых инноваций, а также их апробацией, а, с другой, оно же, в перспективе, должно привести к совершенствованию общего регулирования посредством оценки эффективности и результативности специального регулирования соответственно.

Внедрение цифровых инноваций, которые представляют собой новые или существенно улучшенные продукты (товары, результаты работ, услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности), вводимые в гражданский оборот, предусматривается по следующим направления: здравоохранение, транспорт, образование, финансовая деятельность, дистанционная продажа товаров, работ, услуг, строительство, а также иные направления, предусмотренные федеральным законом. Несмотря на то, что законодательство о «цифровых песочницах» находится на стадии формирования, о чем свидетельствуют и критическая оценка экспертным сообществом [3] первоначальной версии законопроекта, и как результат — значительные изменения второй, субъекты РФ выражают заинтересованность в установлении ЭПР на своей территории.

Так, по мнению председателя экспертной группы Ленинградской областной торгово-промышленной палаты по цифровой экономике Арсения Майорова, поскольку инновации устаревают достаточно быстро, постольку «сейчас компании нередко не успевают оперативно подстроить свою инновацию под существующее законодательство.» [4], в связи с этим Правительству РФ предлагается ввести в Ленинградской области ЭПР, участники которого получат возможность создания «цифрового двойника» своего предприятия. При этом под цифровым двойником экспертная группа понимает «своего рода «цифровой аватар» компании, содержащий полную информацию о юридическом лице, как базовую (для этого надо оцифровать официальную информацию о предприятии, имеющуюся у различных госорганов — ФНС, Росреестре, Росстате и др.), так и текущую.» [4]. Это, в свою очередь, позволит «сократить управленческие издержки, качественно улучшить автоматизацию производства и повысить производительность труда — поскольку легкодоступная менеджменту и собственникам предприятия актуальная и достоверная информация о нем позволит оперативно принимать ответственные решения…» [4].

Нам представляется, что, в рамках ЭПР, если и говорить о реализации концепции «цифрового двойника», то необходимо рассматривать данное явление следующим образом. Цифровой двойник – это сложный программный продукт, который создается на основе самых разнообразных данных и технологий, и объединяет в себе искусственный интеллект, компьютерное обучение и программное обеспечение со специальными данными для создания живых цифровых моделей. Последние при этом постоянно обновляются вслед за изменениями физических прототипов [5]. Экспертами выделяются следующие типы цифровых двойников:

  1. цифровые двойники-прототипы (Digital Twin Prototype, DTP) – виртуальный аналог имеющегося в реальности физического объекта. Он включает в себя данные для всесторонней характеристики модели, в том числе информацию по его созданию в реальных условиях. Это требования к производству, трехмерная модель объекта, описание технологических процессов и услуг, требования к утилизации;
  2. цифровые двойники-экземпляры (Digital Twin Instance, DTI) – данные по описанию физического объекта. Чаще всего содержат аннотированную трехмерную модель, данные о материалах, используемых в прошлом и настоящем времени, и компонентах, информацию о выполняемых процессах во всех временных отрезках, итоги тестов, записи о проведенных ремонтах, операционные данные, полученные от датчиков, параметры мониторинга;
  3. агрегированные двойники (Digital Twin Aggregate, DTA) – вычислительная система, которая объединяет все цифровые двойники и их реальные прототипы и позволяет собирать данные и обмениваться ими [6].

В России данную технологию используют, в частности, «Газпром нефть» посредством создания на предприятии цифрового двойника с использованием цифрового тренажера для операторов, а также системы безопасности и предиктивной аналитики, которые позволят предотвращать аварийные ситуации. Другим вариантом применения данной технологии являются виртуальные анализаторы, которые способны давать оценку составу потоков по вторичным признакам [6]. Тем самым концепция цифрового двойника представляет собой своеобразную экосистему, в которой задействованы различные цифровые технологии, начиная от Интернета-вещей, заканчивая искусственным интеллектом.

Именно такое понимание данной технологии должно получить свое развитие в рамках ЭПР. Сказанное согласуется и с тем, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы [7] определяет экосистему цифровой экономики — партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Помимо цифрового двойника предприятия Сбербанк совместно с Правительством РФ и мэрией Москвы обсуждает возможность создания в столице экспериментальной площадки по развитию проектов в сфере искусственного интеллекта сроком на пять лет. Предполагается, что ее участники получат льготный правовой режим и доступ к массиву обезличенных данных для проектов в сфере транспорта, медицины и распознавания лиц [8]. При этом, если данная инициатива будет реализована в рамках ЭПР, то срок действия последнего ограничен тремя годами в противовес предполагаемым пяти. Означает ли сказанное появление нового «ответвления» территорий с особым (специальным) режимом осуществления предпринимательской деятельности покажет время.

Поскольку Законопроект не называет какие-то конкретные территории, в рамках которых устанавливается ЭПР, постольку вопрос относительно выбора «первопроходцев» данного режима остается открытым. Так, министр экономического развития Максим Орешкин полагает, что специальный административный район на острове Октябрьский в Калининградской области и острове Русский в Приморском крае могут получить статус ЭПР [9]. Учитывая, что п.3 ст. 5 Законопроекта не исключает реализации иных особых (специальных) правовых режимов, наряду с ЭПР, вышеуказанное предложение может увидеть свет. Однако закономерно возникающий вопрос относительно конкуренции правовых режимов остается без ответа. При этом в законодательстве о территориях с особым режимом осуществления деятельности действует запрет на одновременное функционирование в границах одной территории иных территорий с особым режимом. Например, территории опережающего социально-экономического развития не могут создаваться в границах особых экономических зон или зон территориального развития [10].

Таким образом, поскольку перед государством стоит задача по поиску баланса между развитием цифровой экономики, с одной стороны, и необходимостью защиты частных и публичных интересов, с другой, постольку, по замыслу законодателя, специальное регулирование в виде установления экспериментального правового режима может данный баланс обеспечить. Несмотря на то, что в последней версии Законопроекта были учтены «количественные» и «качественные» замечания экспертов, институт ЭПР, на наш взгляд, нуждается в серьезной доработке ввиду того, что существует некая несогласованность, как внутри самого института, так и в его связи с иными особыми (специальными) режимами, правовое регулирование которых осуществляется федеральным законодательством, регулирующим общественные отношения в сфере создания и функционирования территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. Безусловно, проект закона предполагает определенную степень «недоработки», однако, на наш взгляд, общее видение, своеобразное магистральное направление, вектор должны быть заданы изначально. В противном случае, «прорывное регулирование» рискует так и не осуществить прорыв.

Литература:

  1. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6 (108). С. 4-11.
  2. Законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Власти поощрят компании за создание «двойников»
  4. Курганова Н.В., Филин М.А., Черняев Д.С., Шаклеин А.Г., Намиот Д.Е. Внедрение цифровых двойников как одно из ключевых направлений цифровизации производства // International Journal of Open Information Technologies. Vol. 7. № 5. 2019. С. 105-115.
  5. Как цифровые двойники помогают российской промышленности
  6. Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 203 «Об утверждении «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Максим Орешкин предложил запустить регуляторные песочницы в специальных административных района
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.