ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

Секачёв О.Н., Павлович В.Е.
Самарский университет государственного управления, «Международный институт рынка»

ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация

Государственные и муниципальные учреждения должны в своей работе ориентироваться на результаты и финансироваться в соответствии с объемом и качеством предоставляемых ими услуг. Отход от традиционного (затратного) финансового планирования к бюджетам, основанным на результатах, является принципиальным вопросом изменения общественного сектора. Реформа бюджетного учета вызвана целым рядом объективных причин, которые являются важными шагами в реализации государственной политики в области бюджетирования и управления государственными финансовыми ресурсами. Одним из наиболее эффективных методов финансового планирования, предусматривающих составление детального, скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы организации в целом и контроля его исполнения, является программно-целевое бюджетирование.

Ключевые слова: финансовое планирование; бюджетирование, ориентированное на результат; культурная политика.
Keywords: financial planning, performance budgeting, cultural policy.

Финансовое планирование как элемент планирования в организации является составной частью функции управления организацией. Под управлением понимается деятельность (или действия) для обеспечения требуемого состояния выбранного объекта. В общей постановке задачи управления выделяются следующие элементы системы управления: субъект управления, объект управления, управляющие воздействия, информация о состоянии объекта управления, воздействия внешней среды. [8, 41]

Задача управления формулируется в следующем виде: найти допустимые управляющие воздействия, имеющие максимальную эффективность по заданному критерию или критериям (оптимальное управление). В организационных системах (с участием человека) функция управления складывается из нескольких составляющих: прогнозирование, планирование, организация, контроль и анализ, активация и стимулирование.

Одним из современных методов финансового планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. Под бюджетированием понимается деятельность по разработке, сопровождению и анализу исполнения особых финансовых планов — бюджетов. Концепция бюджетирования, ориентированного на результат (Performance budgeting) возникла в конце 40-х годов ХХ в., идея основана на формировании расходов не по плановым расчётам или необходимости, а в зависимости от цели расходов и предполагаемого результата. Расходы, в отличие от постатейного подхода к бюджетированию, планируются в непосредственной привязке к результату. Отсюда вытекает основная методологическая сложность: как правильно анализировать соответствие расходов полученным результатам. [6, 50]

Как организационная деятельность бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой процесс с несколькими сложными этапами, ведущими к пониманию его в целом. Кроме этого, появляется необходимость в новых организационных элементах. В разработке бюджета участвуют два из четырёх отделов финансового департамента. [4, 107]
Поскольку любая современная организация существует в высокодинамичной среде, её структура затрат может полностью измениться. в процессе бюджетирования следует внимательно учитывать определенные факторы, которые могут повлиять на калькуляцию затрат для бизнеса. [5, 97] Эти факторы должны быть определены заранее, чтобы сделать бюджет реалистичным.

Некоторые страны уделяют внимание культурному наследию; другие имеют в своей культурной политике такие проблемы, как социальная интеграция и культурное разнообразие, следуя пути, который характеризует интерес ЕС к культурному сектору. Примечательно, что творческие индустрии становятся все более важными экономическими факторами в рамках национальной культурной политики. Изучая культурные приоритеты, можно обнаружить некоторые общие черты, а также некоторые особенности.

В соответствии с целями Европейского сообщества поддержка творчества, защита и продвижение наследия, а также ориентация на творческие отрасли практически универсальны, за ними следуют признание и поощрение национальной самобытности, культурного плюрализма, интернационализации и децентрализации ответственности. Широкое внимание уделяется проблеме идентичности и плюрализма, важность которого растет из-за постоянно растущей иммиграции и глобализации.

Тенденция указывает на то, что экономический эффект культуры становится все более объективной при формировании культурной политики. Это решительно подчеркивается и применяется в Великобритании, Дании, Австрии, Германии и Нидерландах. Совсем недавно этот приоритет привлек внимание к политике в странах Центральной и Восточной Европы, но он остается скорее целью, чем существенным изменением политики. То же относится и к участию частного сектора (деловых и некоммерческих организаций) в реализации политики в области культуры; только несколько стран приняли значительные меры, чтобы позволить их участие. Развитие креативных индустрий фактически выделило большую долю рынка этим организациям в этом секторе, хотя это не было предусмотрено. [7, 60] Даже государства, в которых общественное вмешательство традиционно доминировало, начали открываться для бизнеса и третьих секторов в поисках новых источников средств для финансирования культуры и искусства.

Некоммерческие организации часто рассматриваются как субъекты третьей сферы, целью которых является поддержка деятельности гражданского общества. В поисках новых источников средств необходимо признать потенциал третьей сферы для финансирования культуры. [2, 26] Третья сфера очень активна в поддержке культурного сектора, хотя ее роль иногда не столь очевидна. Однако субъекты третьей сферы могут успешно сбалансировать рыночные и государственные цели. Они действительно вовлекают сети вкладчиков в сектор, приводя к социальным оценкам, которые выходят за рамки рыночных и правительственных типов транзакций. Из-за разных языков и законодательства в разных странах существуют разные типы некоммерческих организаций: трасты, частные ассоциации (клубы, общества друзей и т. д.).

Поддержка неправительственных организаций в области культуры в странах Центральной и Восточной Европы исходит от правительственных, а также от неправительственных источников или партнеров (в основном, международных). Сфера деятельности их фондов варьируется в зависимости от различных аспектов развития национальной культуры. Культура поддержки крупнейших неправительственных организаций в странах Центральной и Восточной Европы финансировалась Фондом открытого общества (который существовал с начала 1990-х до 2003 года) и различными программами ЕС.

Смещение в сторону позитивного отношения к поддержке частного бизнеса заметно. С одной стороны, компании поддерживают культуру и искусство в рамках своей маркетинговой стратегии (они получают экономические выгоды); с другой стороны, их поддержка является благотворительной (имеет моральную выгоду). Поддержка частного бизнеса может быть распределена различными способами: в натуральной форме, наличными, а также в виде наград и призов. Некоторые оценки (основанные на национальных источниках) показывают, что поддержка частного бизнеса имеет тенденцию к увеличению с начала 2000 года наряду с общим экономическим развитием в ЕС. [1, 29]

Мотивы финансовой поддержки бизнеса для культуры в первую очередь обусловлены социальной ответственностью в сочетании с целями маркетинга. Кроме того, цель компании — улучшить свой имидж и мотивировать сотрудников, поддерживая искусство и культуру. Некоторые исследования по налоговым льготам показывают, что последние не являются основной мотивацией для компаний поддерживать культуру. В странах, где бизнес традиционно поддерживает культуру (Германия, Соединенное Королевство), компании, как правило, установили долгосрочные партнерские отношения с деятелями культуры или учреждениями культуры и являются активными сторонниками региональной деятельности. С другой стороны, в странах Центральной и Восточной Европы, где спонсорство является довольно новой тенденцией, поддержка культуры предоставляется на разовой основе. Другим важным аргументом в пользу расширения делового взаимодействия с культурной сферой является внимание правительства, которое они привлекают. Некоторые правительства (местные и центральные) разработали схемы для развития партнерских отношений между культурой и бизнесом.

Бюджеты служат отличным инструментом для контроля и мониторинга учреждений культуры и искусства. Они обеспечивают согласованное руководство, в соответствии с которым должны осуществляться деловые операции. Бюджеты устанавливают целевые показатели расходов и доходов, которые затем могут быть достигнуты различными путями.
Доступное финансирование — это всегда первое, что требуется при подготовке бюджета. Доступное финансирование определяет вид планов капитальных затрат, которые учреждение культуры и искусства может выбрать. Таким образом, бюджетирование существенно облегчает разработку стратегий, выявляя потребное финансирование заблаговременно.

Литература:

  1. Arjo Klamer, Lyudmilla Petrova, Anna Mignosa Financing the Arts and Culture in the European Union [Электронный ресурс] 
  2. Nihal Palitha Jayamaha, Nigel Peter Grigg and Robin Stephen Mann Empirical analysis of the Baldrige Criteriaas both an organisational performancemeasure and a theoretical model // Measuring business excellence, VOL. 15 NO. 1 2011, pp. 20-33.;
  3. Андреева О.В. Проблемы практического применения бюджетирования, ориентированного на результат, на местном уровне // Научные труды SWORLD – ООО «Научный мир», 2014. №1. — C. 28-33.;
  4. Конищева, М.А. Финансовое планирование: учебное пособие. — Красноярск : СФУ, 2016. — 256 с.;
  5. Доладов К.Ю., Павлович В.Е. Использование неоклассических методов бюджетирования в малом и микробизнесе // Вестник Самарского муниципального института управления, 2018. № 4. — С. 95-103.;
  6. Мазеев П.Е., Павлович В.Е. Механизм финансирования государственной услуги в бюджетировании, ориентированном на результат // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2013. № 9 (107). — С. 50-55.;
  7. Черкасова Л.А. Бюджетный процесс и бюджетное планирование: Учеб.пособие. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015.- 172 с.;
  8. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. — М: Планета музыки, 2014.- 416 с.