ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Макарова Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент,
Омский государственный педагогический университет

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Аннотация

Показана возможность использования интегральных познавательных заданий на различных этапах урока и в качестве домашнего задания для достижения метапредметных результатов в курсе химии средней школы. Выявлена взаимосвязь видов познавательных заданий по химии и метапредметных результатов.

Abstract

The possibility of using integral cognitive tasks at various stages of the lesson and as homework to achieve meta-subject results in a high school chemistry course is shown. The interrelation of types of cognitive tasks in chemistry and meta-subject results is revealed.

Ключевые слова: интегральные познавательные задания, метапредметный подход, метапредметные результаты, обучение химии в средней школе.
Keywords: integral cognitive tasks, meta-subject approach, meta-subject results, chemistry education in high school.

Приоритетным направлением в реализации новых образовательных стандартов является обеспечение развивающего потенциала общего среднего образования. В связи с этим актуальной задачей становится формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Метапредметность – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе которой лежит мыследеятельный тип интеграции учебного материала. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности [2, 4, 5]. В процессе интеграции естественных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

В связи с этим возникает проблема поиска способов реализации метапредметного подхода в обучении[1]. Одним из возможных способов, на наш взгляд, является использование интегральных познавательных заданий. Поэтому в своем исследовании мы предприняли попытку разработать систему интегральных познавательных заданий, способствующих достижению метапредметных результатов в обучении химии.

Под интегральным познавательным заданием мы понимаем учебное задание, предполагающее поиск новых системных знаний, способов (метапредметных умений), определяющих универсальные учебные действия; стимуляцию активного использования в учении интеграционных процессов (связей, синтеза); воспитание ценностей и личностно-значимых смыслов учения (интегральный стиль мышления).

Такие задания были отобраны[3] и разработаны нами для темы «Неметаллы» (9 класс, программа О.С. Габриеляна). В таблице представлена взаимосвязь видов предложенных заданий и метапредметных результатов.

Таблица 1

Виды заданий и метапредметные результаты

Вид задания Метапредметный результат
Работа с текстом Умение владеть устной и письменной речью, смысловое чтение, выделять главное, рассуждать, сопоставлять, анализировать, формулировать ответ, делать выводы и умозаключения.
Работа со схемой Умение классифицировать, составлять критерии, анализировать, применять схемы для решения познавательных заданий.
Работа с картами Умение применять и преобразовывать географические модели для решения метапредметных заданий формулировать выводы, умозаключения.
Решение задач Умение создавать, модернизировать и применять символы и знаки для решения познавательных заданий.
Заполнение таблицы Умение структурировать данные, анализировать, умение преобразовывать информацию из одной формы представления в другую.
Разработка презентации Умение креативно мыслить, применяя творческие способности.
Написание эссе Умение творчески мыслить, выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами.
Разработка мини-проекта Умение анализировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 
Приведем некоторые примеры таких заданий.

  • Работа с картами. Работа осуществляется в парах, на этапе закрепления. Учащимся предлагается творческая работа с контурной картой. Учащиеся отмечают месторождения неметаллов и их соединений на территории России в виде химических формул. В истории карты указывается краткая характеристика неметаллов. Разрешается пользоваться учебником, дополнительной литературой, интернет- ресурсами (раздаточный материал в виде карты предоставляет учитель).
  • Решение задачи. Данное задание выполняется на этапе закрепления знаний. Работа выполняется индивидуально.
  • Вашему папе необходимо поменять электролит в аккумуляторе. Для этого потребуется 5 л электролита (с массовой долей серной кислоты 36% и плотностью 1,27 г/мл). Помогите папе выполнить расчеты, используя текст задачи.
  • Интегральные познавательные задания были использованы нами на этапах актуализации и коррекции опорных знаний, изучения нового материала, на этапе закрепления. При их использовании мы применяли групповые, фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности.
    Задания интегративного характера предлагались также в качестве домашней работы. Приведем некоторые примеры.
  • Учащимся предлагается в виде эссе доказать справедливость утверждения великого ученого.
    М. В. Ломоносов в письме на имя И. И. Шувалова «О пользе стекла» писал: «Далече до конца Стеклу достойных хвал, На кои целый год едва бы мне достал». Над выполнением задания учащиеся работают индивидуально.
  • Учащимся предлагается дополнить схему в виде коллажа на листе А3. Ученик должен в виде рисунка, картинок, фотографий (с полным описанием) отобразить содержание схемы, а так же уметь защитить свою работу. Над выполнением задания учащиеся работают индивидуально.

Для оценки результативности используемых заданий нами был проведен вертикальный педагогический эксперимент на базе 9 А класса «Средней общеобразовательной школы № 48» г. Омска. В педагогическом эксперименте приняло участие 26 человек. В качестве критерия результативности разработанных заданий мы использовали долю учащихся, справившихся с ними.

Результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании системы предложенных заданий происходит развитие мышления, воображения, способности к целеполаганию, коммуникативных умений, умения формулировать проблему и находить способ ее решения. Таким образом, интегральные познавательные задания являются одним из средств достижения метапредметных результатов в обучении химии.

Литература:

  1. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Л. Н. Алексеевой, А. А. Устиловской — М.: МИОО, 2007.- 288с.
  2. Метапредметные функции образовательных компетенций// Под ред. Хуторского А. В. – М.: Академия, 2007. – С. 28-29.
  3. Оржековский П. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: кн. для учащихся / П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов.— М.: Аркти, 1998. – 48 с.
  4. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос», 2012. — 73 с.
  5. Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Формирование и диагностика естественнонаучной грамотности: комплексные межпредметные задания с химической составляющей // Народное образование. 2017. № 1-2. С. 136 – 143.