ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПАРАМЕТРЫ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Индейкина О.С.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и основ медицинских знаний, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПАРАМЕТРЫ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния индивидуально подобранной релаксирующей музыки на характер на параметры вариабельности сердечного ритма и состояние
вегетативной нервной системы после экзаменационного стресса.

Ключевые слова: музыка, вариабельность сердечного ритма, вегетативная нервная система.
Keywords: music, heart rate variability, autonomic nervous system.

Введение. Влияние музыки на функциональное состояние различных органов, систем органов и организма в целом является хорошо установленным научным фактом. Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и внутренние органы.

Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение.

В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Прежде всего, музыка оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу человека [2, 413; 8, 315; 10, 15]. Одним из способов определить это влияние является определение вегетативных реакций при прослушивании музыкальных отрывков, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. Однако проблема заключается в том, что практически отсутствует строгая закономерность изменения показателей состояния вегетативной нервной системы при эмоциях [9, 76]. В то же время обнаружено, что имеется определенная связь между эмоциональной реакцией на музыку и характером изменения вегетативных показателей. Например, при прослушивании грустных мелодий частота сердечных сокращений (ЧСС) меньше, чем при прослушивании мелодий, вызывающих ощущение счастья [3, 337; 5, 305].

В связи с темой исследования, на наш взгляд, необходимо остановиться на некоторых аспектах влияния музыки на показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР). В ходе исследования комбинированного воздействия музыки и ароматерапии на состояние ВНС было выявлено, что просушивание спокойной музыки приводит к существенному изменению показателей LF, HF и отношения LF/HF [7, 53]. Повышение вариабельности сердечного ритма отмечается как при прослушивании, так и при исполнении музыки, причем эти изменения намного более выражены у исполнителей [4, 360].

Музыка может оказывать и более пролонгированное действие на состояние вегетативной нервной системы (ВНС). В ходе исследования музыкальной терапии было обнаружено, что музыка снижает частоту сердечных сокращений, повышает вариабельность сердечного ритма у пожилых людей; все это происходит на фоне снижения содержания в плазме крови цитокинов и катехоламинов [6, 96]. Характер прослушиваемой музыки также оказывает определенное влияние на изменение показателей сердечного ритма. Прослушивание возбуждающей музыки приводит к снижению уровня активности парасимпатического отдела ВНС [1, 62].

Целью нашего исследования явилось изучение влияния индивидуально подобранной релаксирующей музыки на характер восстановления после экзаменационного стресса.

Методы исследования. Нами было проведено исследование функционального состояния системы кардиорегуляции и влияния на это состояние релаксирующей музыки. На первом этапе исследования нами были отобраны музыкальные моменты разных стилей и изучена эмоциональная реакция студентов на прослушивание этой музыки. По результатам проведённого исследования нами были индивидуально подобраны мелодии для каждой студентки, которые она прослушивала непосредственно после экзамена с целью уменьшения эмоционального напряжения и снижения относительного тонуса симпатического отдела ВНС.

Второй этап заключался в непосредственном изучении особенностей кардиорегуляции: осуществлялась регистрация сердечного ритма с помощью программно-аппаратного комплекса «Поли-спектр 8Е». Снятие ритмограммы проводилось согласно рекомендациям Европейской Ассоциации Кардиологии. Исследование ВСР проводилось трижды – перед сдачей экзамена, непосредственно после сдачи экзамена и после прослушивания 5-минутного музыкального отрезка. Полученные данные сравнивались с результатами исследования тех же студентов, которые проводились в зимнюю сессию без использования релаксирующей музыки. В исследовании участвовало 15 студенток 3 курса факультета естествознания и дизайна среды ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета профессиональной статистики «Statistica 7.0 for Windows».
Результаты исследования и их обсуждение. В межсессионный период студентами были отобраны музыкальные отрывки для использования их в качестве «средства от стресса». Отбор производился на основе личных предпочтений студенток. Три студентки выбрали Arturo Bennedetti «Michelangeli», Mozart «Concerto N2, part 2». У студентки С. частота сердечных сокращений перед экзаменом составила 100 уд./мин., а после экзамена – 96 уд./мин. После прослушивания Arturo Bennedetti Michelangeli, Mozart, Concerto N2, part 2., частота сердечных сокращений у нее снизилась до 76 уд./мин.: снижение в течение 10 минут после прослушивания музыки составило 20,83 % . При этом значение SDNN до экзамена составило 40 усл. ед., после экзамена – 48 усл. ед., а после прослушивания музыки 60 усл. ед. (снижение – 25 %).

Таким образом, прослушивания выбранного музыкального момента привело к существенному снижению ЧСС и повышению вариабельности сердечного ритма. У той же студентки в зимнюю сессию наблюдались следующие значения ЧСС: до экзамена – 105 уд./мин., после экзамена – 95 уд./мин., через десять минут после экзамена – 84 уд./мин. (снижение — 11,58 %). Измерение SDNN зимнюю сессию дало следующие значения: до экзамена – 42 усл. ед., после экзамена – 45 усл. ед., через десять минут после экзамена – 54 усл. ед. (повышение – 20 %). Из приведённых значений видно, что скорость снижения частоты сердечных сокращений и повышение SDNN при прослушивании музыки были выше. Двенадцать студенток в качестве «музыкального средства против стресса» выбрали композицию Jean Michel Jarre: En Attendant Cousteau.

У студентки Ми-ой значение ЧСС перед экзаменом составило 93 уд./мин., после экзамена произошло увеличение (полученная оценка не соответствовала ожидаемой) до 101 уд./мин., после прослушивания музыкальной пьесы ЧСС снизилось до 96 уд./мин. (на 4,95 %). В зимнюю сессию снижение вообще не произошло – после экзамена оно составило 97 уд./мин., а чрез 10 минут пребывания в спокойном состоянии лёжа – все те же 97 ударов. Значение SDNN у студентки Г-ой при воздействии музыки после экзамена увеличилось с 70 до 83 усл. ед. (на 18,57 %), а без такового воздействия – с 80 до 88 усл. ед. (прирост на 10 %). У студентки В-ой уровень RMSSD до экзамена составил 44 усл. ед., после экзамена – 39 усл. ед., а после прослушивания музыки – 51 усл. ед. (повышение после экзамена составило 30,79 %). Общая мощность колебаний интервалов RR (TP) у студентки Ал-ой перед экзаменом составила 696 (217), после экзамена – 694 (217), после прослушивания – 813 (424) (прирост составил 17,71 %). В зимнюю сессию прирост составил 15,63 %.

Заключение. Результаты исследования влияния музыки на функциональное состояние студентов после экзамена позволило выявить у отдельных студентов влияние эмоционального состояния, вызванного прослушиванием успокаивающей музыки, на состояние отдела вегетативной нервной системы, ответственного за регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы. Об этом свидетельствует снижение частоты сердечных сокращений, указывающее на относительное повышение парасимпатического тонуса. Особенно выраженное снижение ЧСС отмечалось у студентов с более высокими исходными значениями частоты сердечных сокращений.

Литература:

  1. Iwanaga, M. Heart rate variability with repetitive exposure to music / M. Iwanaga, A. Kobayashi, C. Kawasaki // Biol. Psychology. – 2005. – Vol. 70. – N. 1. – P. 61–66.
  2. Koelsch, S. Investigating emotion with music: neuroscientific approaches / S. Koelsch // Ann New York Academy Science. – 2005. – Vol. 1060. – P. 412–428.
  3. Krumhansl, C. L. An exploratory study of musical emotion and psychophysiology / C. L. Krumhansl // Canadian J. Exp. Psychol. – 1997. – N. 51. – P. 336–352.
  4. Nakahara, H. Emotion-related changes in heart rate and its variability during performance and perception of music / H. Nakahara, S. Furuya, S. Obata, T. Masuko, H. Kinoshita // Ann New York Academy Science. – 2009. – Vol. 1169. – P. 359–362.
  5. Nyklicek, I. Cardiorespiratory differentiation of musically-induced emotions / I. Nyklicek, J. F. Thayer, L. J. P. Van Doornen // J. Psychophysiology. – 1997. – N. 11. – P. 304–321.
  6. Okada, K. Effects of music therapy on autonomic nervous system activity, incidence of heart failure events, and plasma cytokine and catecholamine levels in elderly patients with cerebrovascular disease and dementia / K. Okada, A. Kurita, B. Takase, T. Otsuka, E. Kodani, Y. Kusama, H. Atarashi, K. Mizuno // Int. Heart J. – 2009. – Vol. 50. – N. 1. – P. 95–110.
  7. Peng, S. M. Effects of music and essential oil inhalation on cardiac autonomic balance in healthy individuals / S. M. Peng, M. Koo, Z. R. Yu // Altern. Complement Med. – 2009. – Vol.
    15. – N. 1. – P. 53–57.
  8. Trainor, L. J. Processing emotions induced by music / L. J. Trainor, L. A. Schmidt, I. Peretz. – New York : Oxford University Press. – 2003. – P. 310–324.