К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Михайлова А.С.
Ставропольский государственный педагогический институт, педагогический факультет, направление «Начальное образование/Иностранный язык»

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос об актуальности эстетического воспитания младших школьников в современных реалиях. Проанализированы подходы к рассмотрению дефиниций «эстетическое воспитание», «педагогические условия». В статье рассматриваются педагогические условия, созданные образовательными учреждениями с целью эстетического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьный возраст, педагогические условия, образовательный процесс, образовательное учреждение.

Одним из актуальных направлений развития личности ребенка является его эстетическое и духовно-нравственное обогащение.
Так, президентом РФ В.В.Путиным отмечается особый подход к совершенствованию интеллектуального потенциала российского общества, что означает повысить уровень ценности искусства и культуры.

Развитие эстетической целостной культуры начинается еще в раннем детстве. В своих трудах академик Б.Т. Лихачёв отмечал, что дошкольный и младший школьный возраст является сенситивным в развитии эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни[3].
Однозначно, в младшем школьном возрасте осуществляется активное формирование отношений к миру, которые превращаются в свойства личности. Личностные качества ребенка, заложеные еще в детстве сохранятся в неизменном виде на протяжении всей жизни.

Вопросы эстетического воспитания были актуальнына протяжении многих лет, изучение которого продолжается и в настоящий момент, так как с каждым годом возрастают требования к личности.

Изучением эстетического воспитания занимались такие ученые-новаторы, как: Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Е. В. Бондаревская, Г. Г. Солодова и др.
По мнению Н. А. Ветлугиной эстетическое воспитание — развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве;активности и стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира; творческих способностей[1].

Важным аспектом в изучении вопроса эстетического воспитания школьников являются педагогические условия, которые играют немало важную роль в повышении эстетического уровня ребенка.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы выделили, на наш взгляд, самоеструктурное и яркое определение понятия «педагогические условия» данноеВ. И. Андреевым. Онопределил, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [2].

Педагогические условия представляют собой целенаправленно созданную среду, в которой представлена взаимосвязь психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность со всеми участниками образовательного процесса.

Итак, главной целью эстетического воспитания в образовательном учреждении является:

  • создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям,
  • развитие способностей к эстетическим переживаниям,
  • формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания,
  • пробуждение в учениках творческих способностей.

Для этого в образовательных учреждениях используются различные формы, методы и средства для развития всех элементов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Но прежде всего необходимо осветить наиболее яркие направления деятельности общеобразовательных учреждений по эстетическому воспитанию младших школьников.

Проанализировав опыт работы общеобразовательных учреждений города по вопросу эстетического воспитания, можно выделить следующие направления работы:

  • учебная эстетическая деятельность (введение предмета «Эстетика», метапредметные связи);
  • внеучебная (внутришкольная- организация кружков на базе школы, — внешкольная – на базе учреждение дополнительного образования);
  • сотрудничество с родителями (проведение семинаров, классных часов, семейных гостиных – совместных мероприятий для родителей и детей).

На учебных занятиях эстетическое воспитание проходит красной нитью через такие предметы, как:

  • труд (прикладное искусство, оформление поделок и др.),
  • музыка (привитие музыкальное вкуса),
  • изобразительное искусство (прикосновение ребенка к прекрасному миру, освоение живописи),
  • литература (формирование идеалов, нравственных ценностей через литературные образы героев).

Внеклассная работа позволяет связать эстетическое воспитание с художественным творчеством учащихся. При этом школьники проявляют свою индивидуальность, завоевывают авторитет в коллективе, обогащают свой жизненный и эстетический опыт. Данная работа эффективна, если она вписывается в целостныйучебно – воспитательный процесс.
Важную искусствоведческую информацию школьники получают на кружках, таких как: фотоискусство, изобразительное искусство, прикладное искусство, танцевальный кружок, музыкальный кружок, театральное искусство, и др.

Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся.

Мы проанализировали опыт эстетического воспитания младших школьников в нескольких школах и выделили основные формы, методы и средства работы с детьми, а именно:

  • спектакли, творческие драматические импровизаций,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • внеклассные мероприятия,
  • встречи со знаменитыми деятелями искусства, поэтами, творческии лицами города, скульпторами, художниками,
  • треннинговые мероприятия,
  • благотворительные ярмарки, акции,
  • интерактивные занятия,
  • фестивали и выставки различного вида искусств,
  • интеллектуальные викторины и игры,
  • экскурсии в музеи изобразительных искусств, историко-культурного наследия и т.д.
  • беседы о разных видах искусства,
  • конкурсы, игры, проекты художественно-эстетической направленности,
  • научно-практические конференции,
  • организация летнего отдыха и многое другое.

Самыми яркими мероприятиями, которые проводятся в школах для младших школьников с целью эстетического воспитания детей являются фестивали национальных культур, с целью рассказать детям о традициях и обычаях разных конфессий, проживающих в нашей стране.

Также в школе проводятся мероприятия, посвященные празднованию Российских праздников: День России, День Конституции, День семьи, любви и верности, День Победы, дни памяти и скорби, День дружбы и единения славян, день молодёжи, Всемирный День здоровья, Международный День матери, Международный день семьи, Международный день пожилых людей, День народного единства, Пасхальный фестиваль и многое другое.

Изучив данный вопрос мы пришли к выводу, что для эффективности процесса формирования эстетического воспитания детей младшего школьного возраста важную роль играют педагогические условия: дидактические, организационные, психолого-педагогические.

Таким образом, очень важно создать такие педагогические условия для эстетического воспитания младших школьников, которые дадут высокие показатели как в качественном, так и в количественном соотношении. При работе над эстетическом воспитании самым главным является сотрудничество всех участников образовательного процесса, так как процесс воспитания будет более эффективным и продуктивным.

Литература:

  1. Буткевич В.В., Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.- метод. пособие для учителей нач. кл./В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова.- М.:Академия,2014.-С.144.
  2. Компетентностный подход при обучении иностранному языку бакалавров-специалистов в условиях педагогического вуза: монография / О.С. Макарова, В.Г. Павленко, А.В. Донцов – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного педагогического института, 2018. -106с.
  3. ЕмелинаТ. В., КасаткинаН. Э. Эстетическое воспитание обучающихся в современных условиях//Профессиональное образование в России и зарубежом.№4.-2016. С.113-116. [Электронный ресурс]
  4. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2014.-С.204.
  5. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2014.- 256 с.
  6. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье/В. Н. Шацкая. – М.: Академия, 2013.- С.212.