Буриков А.В.
Кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации психологической подготовки, рационального варьирования методов обучения и воспитания, форм их распределения в зависимости от особенностей вида спорта. Отмечается, что практическое использование индивидуализации в процессе психологической подготовки вызывает ряд трудностей, связанных с отсутствием единого подхода в выделении спортивно-важных качеств и учете их динамики, выборе и применении наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Abstract
The article discusses the issues of individualization of psychological preparation, the rational variation of the methods of training and education, the forms of their distribution, depending on the characteristics of the sport. It is noted that the practical use of individualization in the process of psychological preparation causes a number of difficulties associated with the lack of a unified approach in highlighting sports-important qualities and taking into account their dynamics, choosing and applying the most effective methods of training and education.
Ключевые слова: курсант, психологическая подготовка, физическая подготовка, физкультурно-спортивная деятельность, методика.
Keywords: cadet, psychological preparation, physical preparation, physical culture and sports activities, methodology.
Введение. Эффективной организации учебно-тренировочного процесса курсантов-спортсменов в высшем военном учебном заведении в воздушно-космических сил, особенно тренирующихся в сложно координационных видах спорта, придается большое значение. В работах ряда исследователей, занимающихся данным вопросом отмечается, что развитию спортивного мастерства препятствует ориентация только на соревновательный результат, отрыв физической, технической и тактической подготовки от психологической, отсутствие единого подхода в определении спортивно-важных качеств и комплексной оценки успешности с учетом специфики вида спорта [8, c. 109].
Проблеме спортивного совершенствования на основе индивидуализации физической, технической и тактической подготовки посвящены многие исследования. Однако в целенаправленном педагогическом процессе не в полной мере используются возможности индивидуализации психологической подготовки, рационального варьирования методов обучения и воспитания, форм их распределения в зависимости от особенностей вида спорта, профиля асимметрии, уровня развития психомоторных и других спортивно-важных качеств [9, c. 223].
В многолетней системе подготовки курсанта-спортсмена, по мнению Воронова Н.А. важное место отводится индивидуальной психологической подготовке, а лишь определены соответствующие цели, задачи, средства и методы [6, c. 23]. Видам спорта со сложной координацией присуща ранняя специализация, кратковременный характер соревновательных упражнений, высокая значимость психомоторики в управлении движениями, субъективная оценка мастерства.
Это подчеркивает, как отмечается в работах ряда авторов, значимость психологической подготовленности курсантов-спортсменов и повышает требования к индивидуализации каждого этапа тренировочного процесса [2, c. 69]. Разработка методики индивидуализации психологической подготовки с учетом специфики сложно координационных видов спорта, уровня подготовленности и профиля асимметрии курсантов- спортсменов является актуальной проблемой при подготовке физкультурно-спортивного резерва высшего военного учебного заведения – будущих офицеров воздушно-космических сил, на решение которой направлено исследование.
Цель исследования. Научное обоснование индивидуализации процесса психологической подготовки курсантов-спортсменов высшего военного учебного заведения, занимающихся сложно координационными видами спорта.
Объект исследования. Подготовка курсантов-спортсменов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил, занимающихся сложно координационными видами спорта.
Предмет исследования. Предметом исследования является индивидуализация процесса психологической подготовки курсантов-спортсменов, занимающихся сложно координационными видами спорта.
Выбор объекта и предмета исследования обусловлен недостаточной теоретической разработанностью и отсутствием эмпирических данных в теории и методике спортивной тренировки по проблеме психологической подготовки курсантов-спортсменов, ее индивидуализации с учетом специфики сложно координационных видов спорта, уровня подготовленности и профиля асимметрии.
Результаты исследования. В теории и методике спортивной тренировки психологическая подготовка рассматривается как педагогический процесс и выступает важной составляющей многолетней системы подготовки спортсмена. Определены основные подходы к изучению психологической подготовки, направленной на формирование всесторонне развитой личности спортсмена методами организации деятельности, формирования сознания и стимулирования опыта поведения [7, c. 57]. С введением понятий «психологическое обеспечение» предпринята попытка системного описания психологической подготовки.
Анализ психологической подготовки как педагогического процесса в высшем военном учебном заведении позволяет реализовывать в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности методы обучения и воспитания, подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями курсанта-спортсмена, целями и задачами этапов подготовки [4, c. 199]. Однако в высшем военном учебном заведении основное внимание уделяется психологической помощи на этапе подготовки к соревнованию, что направлено на коррекцию неблагоприятных состояний.
При решении комплекса задач, связанных со всеми этапами тренировочного процесса, большое значение имеет проблема индивидуализации, реализуемая в ходе физической, технической и тактической подготовки курсантов-спортсменов. Установлено, что индивидуальный подход – это принцип обучения, а индивидуализация – это особая организация педагогического процесса, направленная на осуществление этого принципа. Борисов А.В. с соавторами отмечают важность индивидуального подхода в процессе развития у военнослужащих представлений пространства и времени при описании «психологии движений» [1, c. 29].
В практике физкультурно-спортивной деятельности психологическая подготовка военнослужащих используется на этапе достижения высшего мастерства, мало внимания уделяется ее особенностям на этапе начальной специализации и углубленного спортивного совершенствования. У курсантов-спортсменов на фоне сформированной ответственности, профессиональной направленности отмечается эмоциональная неустойчивость, отсутствие навыков саморегуляции, снижение мотивации, что обусловливает необходимость целенаправленной и систематической работы с физкультурно-спортивным резервом высшего военного учебного заведения [3].
Профиль асимметрии в физкультурно-спортивной деятельности в высшем военном учебном заведении рассматривается важной составляющей индивидуализации процесса физической, технической и тактической подготовки, при этом не раскрываются возможности индивидуализации психологической подготовки, мало внимания уделяется разработке диагностического инструментария, отражающего специфику вида спорта. Опираясь на профиль асимметрии при организации процесса подготовки, тренер-преподаватель по виду спорта может оказывать содействие в снижении ошибочных действий и реализации двигательных программ, развитии психомоторных и других спортивно-важных качеств.
Из литературы известно, что в процессе психолого-педагогического анализа сложно координационных видов спорта были установлены особенности, которые связаны с опосредованным противоборством, преобладанием субъективизма в оценке мастерства, высоким уровнем требований к управлению двигательными действиями, соразмерностью и согласованностью движений в целостном двигательном акте, что позволило выделить комплекс качеств, обеспечивающих спортивную успешность и результативность [5].
Выводы. Несмотря на широкое освещение различных аспектов индивидуализации в спорте, ее практическое использование в процессе психологической подготовки вызывает ряд трудностей, связанных с недостаточной разработанностью теоретических аспектов, отсутствием единого подхода в выделении спортивно-важных качеств и учете их динамики, выборе и применении наиболее эффективных методов обучения и воспитания, отрывом физической, технической и тактической подготовки от психологической, ориентацией на результат, что препятствует развитию потенциала курсантов-спортсменов.
Литература:
- Богатырев Р.В., Борисов А.В. Факторы, определяющие восстановительную направленность физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 28-32.
- Борисов А.В., Буриков А.В., Широков А.В. Специфика физической подготовки специалистов военно-космических сил при выполнении служебных обязанностей // В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства. V Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах. Западно-Сибирский научный центр. 2017. С. 67-70.
- Буриков А.А., Васин В.Н., Ершов С.А. Опытная модель организации физической подготовки офицеров-преподавателей в высшем военном учебном заведении [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2018. № 4. [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2018. № 4. URL:http://st-hum.ru/en/content/no-4-2018
- Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Изменение функционального состояния организма военных специалистов при выполнении физической нагрузки в условиях искусственной изоляции от окружающей среды // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 2 (3). С. 197-200.
- Буриков А.В., Зайцева И.П., Балабин Н.Н. Вопросы теории физической культуры для студентов 2 курса // учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева, Н. Н. Балабин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008.
- Воронов Н.А. Влияние средств физической культуры и спорта на улучшение физического состояния курсантов // Вопросы педагогики. 2019. № 7-1. С. 21-24.
- Воронов Н.А. Факторы снижающие результат в беге у курсантов // Вопросы педагогики. 2019. № 4-2. С. 56-58.
- Елькин Ю.Г., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 2 (29). С. 107-110.
- Косяшников Н.Т., Ершов С.А., Буриков А.В.Физическая культура в ВУЗе как средство воспитания психологических качеств студентов // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2015. № 1 (32). С. 221-224