ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КЛАСТЕРОМ НА ПРИМЕРЕ «ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА ЮГРЫ»

Козлов А.В., Гаргалык В.Д.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КЛАСТЕРОМ НА ПРИМЕРЕ «ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА ЮГРЫ»

Аннотация

Целью статьи явилась разработка обобщенного организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом промышленного кластера, связанного с общим механизмом управления кластером. Выполнен обзор подходов к определению кластера, как экономико-географической единицы, проанализирована классификация кластеров, рассмотрены подходы к определению инновационного потенциала экономических систем вообще и промышленных кластеров, в частности. В качестве объекта исследования, принимая во внимание особую роль в экономике страны регионов Крайнего Севера и необходимость инновационного развития промышленности Арктики, выбран «Газоперерабатывающий кластер Югры». В статье описаны особенности структуры данного кластера, на основе анализа общего механизма управления предложен обобщенный организационно-экономический механизм управления его инновационным потенциалом, нацеленный, в конечном счете, на рост производительности труда, увеличение рентабельности и стоимости предприятий, входящих в кластер. Авторы предлагают перечень показателей, характеризующих инновационный потенциал.

Ключевые слова: промышленный кластер, инновационный потенциал, организационно-экономический механизм управления.
Keywords: industrial cluster, innovative potential, organizational and economic mechanism.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 18-010-01119.

Кластерный подход к организации промышленных комплексов представляет собой важный инструмент реализации региональной промышленной политики, способствующей развитию инновационной деятельности и формированию ключевых конкурентных преимуществ [1, 2].

Формирование и развитие кластерных образований в регионах России представляет собой важный организационно-экономический процесс, требующий внимания, поддержки и создания соответствующих механизмов управления на всех этапах их организации и функционирования.

В качестве родоначальника кластерного подхода, М. Портер определяет кластер как определенную группу географически сосредоточенных взаимоувязанных предприятий и сопряженных с их деятельностью компаний, функционирующих в конкретной сфере, отличающихся взаимодополнением друг друга и коллективной деятельностью [3]. Указанное понятие в полной мере отображает сущность кластера как экономико-географической единицы.

Рост актуальности проблемы кластеризации, начиная с 70-х гг. прошлого века, основан на возникновении тенденции к дезинтеграции вертикально-интегрированных компаний и структур, особенно в наукоемких отраслях промышленности и переходу к сотрудничеству независимых производителей на взаимовыгодной основе, т. е. кластерам. В работе [4] рассматриваются особенности функционирования кластера как субъекта экономики, исследуется сущность, современное состояние и развитие кластеров. Ю.В. Вертакова с соавторами [5] делает акцент на особенности формирования и развития промышленных кластеров. Авторы С.В. Евсеенко и Е.Ю. Щукин [6] исследуют различия в правовых аспектах функционирования и в системе управления корпорациями и кластерами. С. С. Гутман и В.П. Середин [7] целью исследования поставили формулирование стратегии функционирования и развития кластера на разных этапах жизненного цикла.

Среди зарубежных исследований, выполненных на основе идей Портера, следует выделить монографию Бергмана и Фезера [8], в которой изложен сравнительный анализ теории промышленных кластеров с другими известными подходами, такими как теория полюсов роста, : теория размещения промышленности, теория внешней экономии масштаба Маршалла и др., а также проведен анализ взаимного влияния различных кластеров, расположенных в одном регионе [9].

Если обобщить теоретические положения кластерной теории, то можно выделить некоторые принципиальные моменты в характеристиках кластерных образований.

1. Использование кластерного подхода и его распространение в большинстве стран становится основной чертой развития экономики.

2. Особенностью кластерного подхода является приобретение организациями-участниками синергетического эффекта, проявляющегося в увеличении конкурентных преимуществ кластера в целом как системы, в отличие от отдельно хозяйствующего субъекта. Однако сетевой тип взаимодействия организаций-участников внутри кластера при наличии горизонтальной интеграции будет создавать конкретно нацеленную цепочку для распространения новых знаний, инноваций и передовых технологий.

3. Существует два основных принципиально дифференцированных вида кластеров, традиционные и инновационнные, которые заключают в себе одинаковые процессы, располагающие преимуществами, но отличных по своей природе. Взаимодействие между фирмами в традиционных кластерах формируется в большей степени на вертикальной и горизонтальной интеграции, взаимодополняемости на разных этапах цепочки создания ценности и совместных производственных проектов.

В инновационных кластерах значительная роль будет отводиться процессам обмена знаниями, совместным научно-исследовательским проектам и распространению неявных знаний. Тем не менее, в том и другом виде кластеров инновационная составляющая выполняет ключевую роль в достижении успеха. Инновационная направленность кластера является важной особенностью, формирующей его конкурентоспособность. Именно поэтому большинство стран стремиться применять данный подход в своих национальных инновационных программах. Поскольку, там, где создается принципиально новый продукт или формируется новый вид производства, открывается доступ к недоступным ранее нишам рынка, что способствует повышению конкурентоспособности и выходу на передовые позиции в мировой экономике. Именно поэтому управление инновационным развитием – важная задача в системе управлениям кластерами.

Характеристикой уровня инновационности кластера является величина его инновационного потенциала, понятие которого довольно детально рассмотрено в научной литературе как применительно к экономическим системам вообще, так и к промышленным предприятиям, в частности. С.В. Теребова выделяет в инновационном потенциале предприятия ресурсную, результативную и управленческую составляющие с выделением отдельных компонент в каждой из составляющей и предлагая критерии и показатели оценки инновационного потенциала предприятия [10]. Авторы [11] дополнительно к внутренним характеристикам предприятия, определяемым ресурсной, результативной и потенциально возможной составляющим, предлагают включить инфраструктурный элемент, определяемый внешней деловой средой предприятия.

При этом следует отметить, что работ, рассматривающих инновационный потенциал промышленного кластера заметно меньше, но среди них можно выделить [12]. Однако авторы не рассматривают, собственно, содержание и механизм управления инновационным потенциалом, а только отдельные его составляющие, в частности, маркетинговый потенциал, виды и значимость стратегических защит кластеров и принимают во внимание при анализе показатель качественного уровня использования инновационного потенциала [12, с. 888].

Внимание автора статьи [13] концентрируется на формировании кластер-ориентированной региональной инновационной политики для привлечения инвестиций в повышение инновационного потенциала предприятий региона. Единственное исследование, предлагающее организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом промышленного кластера, работа [14] рассматривает, тем не менее, процесс управления инновационным потенциалом в отрыве от управления кластером, не показывая место и роль предложенного механизма в общей системы менеджмента кластера.

Таким образом, все исследования, проанализированные выше, не рассматривают управление инновационным потенциалом вообще или ставят эту проблему, как самостоятельную задачу, в отрыве от существующих систем управления кластерами, что снижает практическую ценность и возможность применения в конкретных экономических и организационных условиях.

Основываясь на изложенном выше, можно сформулировать цель настоящего исследования, которая определяется как разработка предложений по формированию организационно-экономического механизма его развития в рамках существующей системы управления кластером на примере «Газоперерабатывающего кластера Югры» и выделение показателей, характеризующих уровень инновационного потенциала.

Объектом исследования, принимая во внимание особую роль в экономике страны регионов Крайнего Севера и необходимость инновационного развития промышленности Арктики [15], выступает «Газоперерабатывающий кластер Югры» (ГПК ХМАО-Югры), учредителями которого, в соответствии с [16], являются:

  • Автономное учреждение ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий»;
  • Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

ГПК ХМАО-Югры представляет собой:

1. Организационно-правовой механизм, консолидирующий нефтегазодобывающие организации, инновационные компании и представителей власти для создания единой кластерной политики в области газопереработки.

2. Экспертную платформу. В 2015 году формируется Экспертный Совет кластера в целях анализа инновационных технологий и аспектов их внедрения в газоперерабатывающую область и смежные с ней отрасли.

3. Технологическую площадку. Создаются индустриальные парки и полигоны для возможности апробации новых технологий в рамках проектов по направлению инфраструктурного развития территорий.

4. Средство формулирования и проявления обоснованной позиции в правовой сфере. Разработка правовой точки зрения в аспектах усовершенствования регионального и федерального законодательства в области газопереработки (обеспечение промышленной безопасности, государственное стимулирование промышленного развития и т.д.).

5. Инструмент позиционирования организаций на рынке автономного округа. Присутствие на региональных и федеральных мероприятиях, применение информационного ресурса [16].

Обобщенный организационно-экономический механизм управления «Газоперерабатывающим кластером ХМАО-Югры» описан авторами в работе [17].
Анализ обобщенного механизма управления кластером позволил выделить заложенные в нем элементы воздействия на уровень инновационного потенциала и предложить организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом (рис. 1).

Рисунок 1 – Обобщенный организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом кластера.

К показателям, характеризующим инновационный потенциал кластера и на которые следует направлять управленческое воздействие в рамках предложенного механизма, предлагается отнести следующие:

  • объем средств, привлеченных из гос. и частных источников в НИОКР;
  • число патентов, полученных участниками кластера;
  • объем инвестиций в инновации;
  • число новых продуктов и услуг, выводимых на рынок;
  • доля персонала, работающего в сфере НИОКР;
  • процент расходов на обучение персонала;
  • доля инвестиций в новое оборудование;
  • процент внедрения современного оборудования;
  • коэффициент внедрения современных технологий;
  • доля производственного оборудования передового уровня и др.

Таким образом, предложенный механизм управления инновационным потенциалом «Газоперерабатывающего кластера ХМАО-Югры», включающий организационный и экономический комплекс, отличается связью с общим механизмом управления кластером и направлен на повышение показателей экономической эффективности работы предприятий кластера.

Литература:

  1. Градов А.П., Архипенок М.А., Бахмутская А.В., и др. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спада и подъема экономики. /Монография. – СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2013.
  2. Мерзликина Г.С., Бабкин А.В., Пшеничников И.В. Совершенствование модели инновационного регионального кластерообразования. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 4 (223). С. 129-139.
  3. Porter M.E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. Carfax Publishing, 2003. Vol. 37, № 6/7. Р. 549–578, Porter, M. E. Competitive advantage, agglomeration economies, and regional policy. International Regional Science Review. 1996, № 19, pp. 85-90
  4. Бабкин А.В., Новиков А.О. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие//Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016, № 1(235). С. 9-29 DOI: 10.5862/JE.235.1
  5. Вертакова Ю.В. Формирование и развитие промышленных кластеров. / Ю.В. Вертакова, Ю.С. Положенцева, М.Ю. Хлынин // Юго-Западный государственный университет. Журнал «Технико-технологические проблемы сервиса». 2014, №1 (27).
  6. Евсеенко С.В., Щукин Е.Ю. Кластер и корпорация: сравнительный анализ организации. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 108–111.
  7. Гутман С. С., Середин В.П. Стратегии функционирования и развития кластера на разных этапах жизненного цикла. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научной и учебно-практической конференции. 2017. С. 52-62.