ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-КАДЕТОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Voronov N.A.
Candidate of Biology, senior teacher departments of physical training of the Yaroslavl highest military college air defense of the Ministry of Defence of the Russian Federation

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-КАДЕТОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Abstract

Food is a major factor of health of any person which affects not only his health, but also physical activity. Athletes for compensation of expenses of energy need an optimum diet with the sufficient maintenance of necessary components: proteins, fats, carbohydrates, mineral substances and vitamins for a covering of needs for development and growth and also for the purpose of restoration after loadings. Special requirements are imposed both to food, and to the drinking mode, in particular during the periods of trainings and also at stages of competitions.

Keywords: cadets, athletes, basic diet, diet, result.

Спорт и улучшение физической подготовки играет не малую роль в настоящее время. Но достижение высоких спортивных результатов молодыми спортсменами невозможно без тренировочной и соревновательной нагрузки. При этом особое внимание уделяется рациональному использованию специальных разрешенных средств, которые быстро восстанавливают работоспособность спортсменов [1]. Бесспорно, что важнейшим фактором здоровья ребенка, влияющим как на его самочувствие, так и на показатели физической активности, является адекватное правильное питание.

Виды спорта, которые связаны с интенсивной и продолжительной физической нагрузкой, приводят к хроническому перенапряжению системы пищеварения, что становится причиной учащения случаев развития патологии ЖКТ, поэтому у спортсменов высокие потребности в питательных веществах [7].

При физических нагрузках снижается приток крови к органам брюшной полости, а стресс в период соревнований часто сопровождается нарушениями работы кишечника: то есть, возникает проблема между потребностями организма в потреблении питательных веществ и ограниченности возможностей их усвоения, поэтому необходимо внесение корректировок в состав блюд и в целом в режим питания спортсменов.

Важно исключить продукты с большим содержанием клетчатки (например, горох, бобы и др.), так как они вызывают вздутие кишечника, а также трудноперевариваемые животные жиры, которые задерживаются в желудке [6].

Что касается особенностей питания после окончания тренировочного процесса: необходимо ограничить поступление в организм продуктов, которые содержат кислые валентности, а именно: мясо, рыбу, яйца, сыр, зерновые продукты, хлеб, маринованные и квашеные овощи и др. Лучше обеспечить поступление щелочных валентностей (фрукты, натуральные соки, овощи, молоко и кисломолочные продукты и т.д.) [2]. Это объясняется тем, что после интенсивных физических нагрузок следует сместить кислотно-щелочное равновесие в щелочную сторону, частично ограничив прием продуктов с кислотной валентностью.

Базовый рацион – базис для любого спортсмена. Для комплексного анализа, рассмотрим базовый рацион более подробно по отдельным компонентам.

Белки. Важную роль в питании юных спортсменов играют белки — это высокомолекулярное органическое вещество, которое состоит из альфа-аминокислот. Дефицит белка в рационе человека приводит к задержке роста, понижает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, что не может не влиять на спортивные достижения. Однако избыток белка тоже нежелателен, его высокое потребление не повышает адаптационных резервов к физической нагрузке. Соотношение белков животного и растительного происхождения должно составлять не менее 60 и 40% соответственно. Данное соотношение оптимально для ребенка-спортсмена. При определенных тренировочных режимах, которые нацелены на развитие скоростно-силовых качеств, увеличение мышечной массы, доля животных белков в рационе может быть увеличена до 80% от общего потребления белка.

Жиры. В настоящее время известно, что адекватное содержание жиров необходимо, так как они обеспечивают усвоение других компонентов пищи — витаминов и некоторых аминокислот [3]. Однако данное положение существовало не всегда и ранее считали, что необходимо максимально ограничивать поступление жиров в организм спортсменов.
Современные нормативы по питанию указывают на соотношение белков и жиров 1 к 0,8–0,9 как более благоприятное в рационах юных спортсменов. Однако есть исключения: режимы питания детей, которые занимаются зимними видами спорта, конным, а также техническими видами (мотоспорт), плаванием, где доля жиров может быть немного увеличена. Главными источниками жиров в питании являются рыба и морепродукты, а также растительные масла — тыквенное и льняное: их адекватная доля в рационе — 25–30% от общего количества потребляемых жиров.

Углеводы. Углеводный обмен у детского организма отличается высокой интенсивностью. При увеличении физической нагрузки организм ребенка, в отличие от взрослого, не может быстро мобилизовать внутренние углеводных ресурсов, в связи с чем рекомендуется до 65–70% углеводов употреблять в виде полисахаридов (крахмал), 25–30% — в виде легкоусвояемых углеводов (сахар, фруктоза, глюкоза), а 5% — в виде пищевых волокон.

Витамины. Включение в рацион овощей (300–400 г в день), фруктов, ягод, соков обеспечит поступление витаминов в организм человека. Однако, специалисты заметили, что сбалансировать рацион даже здорового человека по микроэлементам и витаминам за счет использования исключительно натуральных продуктов невозможно. Поэтому сейчас научно обоснованы такие направления в диетологии, как использование обогащенных продуктов и нутрицевтиков, а также целенаправленное потребление витаминно-минеральных комплексов.

Минеральные вещества. Потребность организма в минеральных веществах, особенно в калии, магнии, кальции, фосфоре, железе, у молодых спортсменов достаточно высокая по сравнению со сверстниками, так как помимо этого растущий организм, который сопряжен с интенсивными тренировками. Так, потребность железа у детей-спортсменов выше на 65-70% [4]. Поэтому особенно важно следить за долей содержания минеральных веществ в организме, чтобы не допустить развития железодефицитных состояний, например.
Помимо базового рациона, важное значение имеют специализированные спортивные продукты [5]. Данным термином обозначают пищевые продукты, которые обладают специфическим влиянием на адаптивные возможности человека к физическим и/или психоэмоциональным нагрузкам. Это необходимо для достижения наивысших спортивных результатов.

Однако большая часть спортивных продуктов и биологических активных добавок к пище (так называемых БАДов), не прошли сертификацию как продукты для детей, таким образом, при отсутствии исследований по их безопасности, а также эффективности применение их в рационе детей-спортсменов существенно ограничено.

Помимо режима питания, не менее важное значение имеет питьевой режим спортсменов, который также обусловлен спецификой образа жизни и количеством физических нагрузок на организм.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо обратить внимание на то, что в условиях современной действительности при возрастании интенсивности тренировочных процессов, а также увеличении нагрузки на все жизненно важные органы и системы жизнедеятельности человека, возрастают требования к организации адекватного питания, что является абсолютно обоснованным. Нарушение рациона и режима питания юных спортсменов и спортсменов в целом приводят к снижению физических показателей, спортивных достижений, и что самое важное – наносит вред здоровью.

Таким образом, необходимо введение образовательных мероприятий для спортсменов, которые будут направлены на информирование об особенностях и принципов правильного адекватного питания от практикующих специалистов.

References:

  1. Voronov N.A. Influence of means of physical culture and sports on improvement of physical condition of cadets//Issues of pedagogy. — 2019. — № 7-1. — S. 21-24
  2. Voronov N.A. In a healthy body — healthy spirit//Colloquium-journal. — 2018. — № 6-2 (17). — S. 77-79
  3. Voronov N.A. Development of forms of physical activity to maintain mental activity//Development of education. — 2018. — № 1 (1). — P 29-31
  4. Burikov A.V. Technology of formation of health of saving behavior by means of physical culture//Colloquium-journal. — 2018. — № 10-8 (21). — P 53-55
  5. Bolotin A.E., Borisov A.V., Scripachev S.A. Psycho-pedagogical conditions necessary for effective rationalization of training load in the process of physical training of cadets of air defense universities//Scientists of notes of the university named after P.F. Lesgaft. — 2014. — № 8 (114). — P.39-42
  6. Physical culture. Pedagogical basis of value attitude to health/D.V. Dianov, E.A. Radugina, E. Stepanyan. — Moscow: KnoRus. 2012. — 184 c.
  7. Physical culture. Lessons of motor activity / E.M. Elizabeth. — M.: Soviet sport. 2013. — 95 c.