ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Столбова Е.С.
Ставропольский государственный педагогический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научный руководитель: Макарова О.С.
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры иностранных языков

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: учебная мотивация младших школьников, способы развития мотивации детей младшего школьного возраста, задачи педагога.
Keywords: educational motivation of primary school children, ways of development of motivation of children of primary school age, activity of a teacher.

Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Задача исследования — определить педагогические условия развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Сформировать и развить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста – это одна из главных целей начальной школы. [2]
По мнению Эльконина Д.Б., мотивация – это непрерывный процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость. [9]

Следует отметить, что огромное количество обстоятельств оказывает непосредственное влияние на мотивацию детей: заинтересованность в предмете, осмысление его пользы, стремление добиться успеха, быть первым, уверенность и чувство собственного достоинства, упорство и терпение. [1]

Для формирования мотивации педагогу необходимо:

  1. Разнообразить методы обучения;
  2. Обеспечить понимание во взаимоотношениях с учениками;
  3. Ободрять учащихся при возникновении трудностей;
  4. Поощрять решение задач нестандартной сложности. [6]

Ориентируясь в причинах, изменяющих отношение к учению, учитель знает особенности мотивационной сферы младших школьников. [3]
Потребности обуславливают деятельность, т.е. потребности первичны. Они складываются, исходя из взаимодействий ребенка с взрослыми, и являются социально обусловленными аспектами. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Мотивация учеников развивается, исходя из потребностей. [3]

Среди потребностей и желаний школьников можно выделить следующие:

  • Потребность в узнавании нового;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в стремлении к самосовершенствованию;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в безопасности;
  • Физиологические потребности. [1]

Учитель пользуется лишь первыми четырьмя видами потребностей при планировании познавательной деятельности учащихся, учитывая их мотивы учения. [1]

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Высокий уровень – познавательный мотив является преобладающим. Такие дети добросовестны, ответственны, всегда выполняют указания педагога. Эти школьники не любят пропускать занятия, им нравиться непосредственно учебная деятельность.
  2. Хорошая школьная мотивация. Ребенку достаточно сил, чтобы справиться с заданиями, не испытывая при этом особых трудностей. Такая мотивация является нормой.
  3. Положительное отношение к школе. В этом случае школа привлекает детей не занятиями, а внеурочной деятельностью. Уверенность в школьной среде – так можно описать этих детей. Им легко общаться со сверстниками и педагогами. Но у школьников плохо сформирован познавательный мотив, учебная деятельность их не привлекает.
  4. Низкая школьная мотивация. Ребенок с такой мотивацией часто пропускает занятия, посещает школу неохотно, на уроках занимается играми, разговаривает. Даже задания с пониженной трудностью даются им нелегко. У таких детей мало друзей среди одноклассников. Такой уровень мотивации возникает при неправильном отношении педагога к слабым ученикам, что в дальнейшем приводит к самому последнему уровню мотивации.
  5. Негативное отношение к школе. Дети, имеющие такой уровень мотивации, не справляются с учебной деятельностью, они не могут найти контакт с одноклассниками и учителями. Школа воспринимается вражеской территорией. Ученики проявляют агрессию, отказываются выполнять задания, не следуют тем или иным нормам и правилам. Как правило, у таких школьников выявляются нервно-психические нарушения. [4]

Мотивация поясняет те или иные действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение какой-либо цели. Мотивация учения выражается в целях, которые ребенок преследует в сфере учения. Цель – это ожидаемый конечный и промежуточный результат тех действий ученика, которые приводят к исполнению мотивов. [3]
Мотив учения – это ориентировка учащегося на отдельные стороны деятельности учения, то, что заставляет совершать его те или иные действия в этой сфере. [5]

Учителю начальной школы необходимо следовать таким правилам, как:

  • Всесторонне и глубоко изучать мотивационную сферу учащихся;
  • Развивать положительные мотивы, учитывать их при планировании учебной деятельности;
  • Формировать новые мотивы, способные обеспечить повышение качества учебной работы; [2]

Реализовать основную задачу начальной школы сформировать и развить учебную мотивацию младших школьников можно при условии правильного использования приемов стимулирования эмоционально-положительного влияния на мотивационную сферу учащихся, учета их интересов и склонностей; поддержки успехов; поощрения здорового соперничества. [3]

В педагогической науке и практике существуют различные способы повышения учебной мотивации детей начальных классов. [1]

Для того чтобы сформировать полноценную мотивацию младшего школьника, учителю необходимо обеспечить следующие условия:

  • обогащение содержания личностно-ориентированным интересным материалом;
  • утверждение гуманного отношения ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным;
  • удовлетворение познавательных запросов и потребностей учащихся;
  • обогащение мышления чувствами;
  • развитие любознательности;
  • организация интересного общения детей между собой;
  • формирование активной самооценки своих возможностей;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду;
  • использование эффективной поддержки детских инициатив;
  • утверждение стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. [6]

Одна из сильнейших мотиваций – мотивация достижения успеха. Данную мотивацию выявил немецкий ученый Хекхаузен Х.. Он определил, что в человеке заложено два сильных мотива: достижение успеха и избегание неудач. Первый вид тесно связан с эмоциональной сферой человека и, поскольку индивид сопоставляет те или иные свои достижения с положительными эмоциями, то в дальнейшем у него появляется потребность в появлении в еще больших победах. [8]

По мнению Мухиной В.С., в самом начале своей школьной жизни ребенок не просто хочет учиться, а учиться на «хорошо» и «отлично», поэтому мотивация достижения успеха у детей младшего школьного возраста превалирует над всеми остальными мотивами. Наибольшее выражение она нашла в детях с высокой успеваемостью, а также в учащихся с завышенной самооценкой и лидерскими качествами. Она сильно влияет на эмоциональную сферу ребенка, побуждая его быть первым, выделяться среди других. Если ей соответствуют высокоразвитые способности, мотивация будет побуждать ученика к развитию и стремлению в достижении наилучших результатов. Если же стремление к успеху будет совмещаться со средними способностями, обычно не осознаваемая ребенком неуверенность в себе приводит к противоположным результатам. [5]

Эффективное формирование мотивации успеха возможно при применении метода поощрения, создания ситуаций успеха в учебной деятельности. Детям младшего школьного возраста необходима похвала учителя, они всегда стремятся завоевать его доверие, расположение. Поэтому, поощряя детей, учитель развивает стремление достигнуть высоких результатов, способствует развитию мотивации достижения успеха. Поощрять следует не только детей, добившихся успеха в учебной деятельности, но и тех, кто добросовестно учился, проявил трудолюбие, хотя и не добился больших побед. Особое внимание нужно уделять неуверенному, отстающему, слабому ученику, одобряя его, учитель вселяет в него уверенность, формирует целеустремленность и самостоятельность. [4]

С целью реализации выше сказанного Смирнов С.А. высказывает свое мнение в подборе не одного, а наибольшего ряда заданий постепенно нарастающей сложности. Первые задания необходимо сделать легкими, чтобы учащиеся, нуждающиеся в стимулировании, смогли их решить и почувствовать себя ведающими. Далее задания следует усложнить. В результате решения подобных задач слабые ученики получают непривычные высокие результаты, что создает у них ощущение успеха. Надеясь получить одобрение учителя за действия, сориентированные на достижение определенной цели, школьники прилагают больше усилий, а связанный с этим труд вызывает положительные эмоции. [6]
Основным средством формирования устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учеников активной поисковой деятельности. [4]

Интеллектуальная игра, сочетающая дидактические, развивающие и познавательные цели, является наиболее эффективным средством формирования учебной мотивации младших школьников. Компоненты интеллектуальных игр представляют собой сбор нужной информации, поиск неизвестного элемента, принятие решения, логический выбор. [3]

Существует несколько видов интеллектуальных игр:

  1. Игры с карандашом;
  2. Устные игры;
  3. Ребусы;
  4. Кроссворды, чайнворды;
  5. Викторины;
  6. Головоломки;
  7. «Что? Где? Когда?»;
  8. Морской бой;
  9. Конкурсы эрудитов. [4]

Учебный материал, данный в игровой форме, активизирует у школьника подъем в эмоциональной сфере только благодаря правильной, методически грамотно обусловленной положительной мотивации и создании ситуаций успеха для всех участников игры. Главный положительный фактор интеллектуальных игр – способность стимулировать познавательную активность и вызвать потребность учиться. [4]

Ответственное формирование учителем мотивационной сферы одновременно с развитием положительного эмоционального компонента оказывает содействие в формировании у младшего школьника личностного видения мира и способности вступать с ним в диалог, а также выработке умений независимо ни от кого принимать решения и целенаправленности в действиях и поступках.

Литература:

  1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: Институт практической психологии, 2009. – 575 с.
  2. Компетентностный подход при обучении иностранному языку бакалавров-специалистов в условиях педагогического вуза: монография / О.С.Макарова, В.Г. Павленко, Донцов А.В. – Ставрополь: Из-во Ставропольского государственного педагогического института, 2018.-106с.
  3. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. А.К. Маркова. – М.: Педагогика,2001. – 64 с.
  4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. А.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2002. – 137 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. В.С. Мухина. – М.: Академия 200.- 518 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2005. – 544 с.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск. 2005. – 218 с.
  8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х.Хекхаузен. – Спб.: Речь, 2001. – 240 с.
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 2008. –156с.