ПОРЯДОК И ФОРМА ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Павкина О.А., Любецкая Д.М.
Дальневосточный федеральный университет

ПОРЯДОК И ФОРМА ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация

В данной статье раскрываются понятия порядок и форма защиты интеллектуальных прав на музыкальное произведение. Предлагаются новые способы защиты в рамках неюрисдикционной формы защиты интеллектуальных прав на музыкальное произведение.

Ключевые слова: порядок и форма защиты, юрисдикционная и неюрисдикционная формы, музыкальное произведение, авторское право.
Keywords: procedure and form of protection, jurisdictional and non-jurisdictional forms, musical work, copyright.

Современную доктрину в сфере защиты прав, можно определить как осуществление субъективного права, выражающееся в действиях, предпринимаемых самим лицом, которому принадлежит такое право, так и в требовании совершения определенных действий от других лиц. Данный постулат можно дополнить еще одним, возможностью защиты интеллектуальных прав организациями, которые обладают таким правом [1, 216].

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.
Так, в связи с вышесказанным, выделяют форму защиты права, которая представляет собой порядок (процедура) реализации способов защиты [2, 97]. Защита интеллектуальных прав может осуществляться как в юрисдикционной (суд или иной орган, обладающий компетенцией на вынесение обязательного для исполнения сторонами акта правосудия), так и в неюрисдикционной формах (осуществляемая самим управомоченным лицом, и др.).

Отметим, что имеет место неизменный порядок реализации юрисдикционной формы, детерминированный общим и специальным порядками защиты [3, 41].
В рамках общего порядка защиты выделяется судебная форма защиты, гарантированная ст. 46 Конституции РФ, которая остается главной и общедоступной. Также ст. 1248 ГК РФ указывает на судебный порядок разрешения споров, связанных с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав.

Под судебной защитой субъективных исключительных прав понимаются юридико- процессуальные действия судебных органов, действующих в рамках правоохранительной (правозащитной) деятельности в предусмотренной законом юрисдикционной форме, с применением предусмотренных законом правовых средств и способов защиты, мер ответственности, процессуальных (процедурных) норм, с принятием правоприменительных индивидуальных судебных актов на основе принципов и норм гражданского права по защите законных прав и интересов в сфере интеллектуальной деятельности в целях:

  1. предупреждения возможных и пресечения совершаемых гражданских правонарушений в сфере интеллектуальной деятельности;
  2. устранения препятствий в осуществлении субъективных исключительных прав;
  3. восстановления нарушенных субъективных исключительных прав и законных интересов обратившегося за защитой обладателя субъективного права;
  4. укрепления конституционного правопорядка [4, 132].

Споры, касающиеся фактов нарушения прав интеллектуальной собственности, рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Вместе с тем в РФ существует специализированный суд — Суд по интеллектуальным правам, рассматривающий дела, касающиеся фактов нарушения прав интеллектуальной собственности, который выступает в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Судебный порядок защиты реализуется в соответствии с общими нормами Гражданского процессуального [5] и Арбитражного процессуального кодексов РФ [6]. Так в качестве средства защиты выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально- правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или же о признании наличия или отсутствия правоотношения – с другой.

Авторы музыкального произведения могут защищать свои права самостоятельно или с помощью организаций по управлению правами на коллективной основе [7, 216].
Согласно п. 5 ст. 1242 ГК РФ указанные организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Аккредитованная организация действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абзацем вторым п. 5 ст. 1242 ГК РФ) свидетельством о государственной аккредитации.
Такая защита происходит только на коллективной основе, например, при объединении авторов.

Следует заметить, что законодательно целью таких организаций является защита прав авторов. Однако, как мы заметили, на практике данная защита выступает средством извлечения прибыли. Огромное количество исковых заявлений, например, от РАО рассматривается судами Российской Федерации, также многие споры разрешаются в претензионном порядке. В связи с этим, предлагаем ввести институт предупреждения, который предполагал был применение предупредительных мер в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством вынесения предупреждения.

Особенность и отличие неюрисдикционной формы от юрисдикционной заключается в том, что обращение к уполномоченному государственному органу не осуществляется. Данная форма — несмотря на то, что законодатель данную норму не закрепил текстуально — предопределена главным образом возможностью самозащиты (ст. 14 ГК РФ). Главным условием является то, что способы должны быть соразмерны нарушению прав и не выходить за пределы действий, объективно необходимых для пресечения таких действий.

В рамках самозащиты стороны в лицензионном договоре могут предусмотреть определенные условия, направленные на недопущение, предупреждение нарушений авторских прав, а в случае их наступления установить, например, претензионный порядок разрешения спора.

Также в качестве способа самозащиты хотелось бы выделить регистрацию авторства на музыкальное произведение в РАО.
Регистрация авторства в РАО освободит правообладателя от доказывания своего авторства в суде с помощью такого способа защиты как признание права.

Таким образом, существует две формы защиты интеллектуальных прав – юрисдикционная и неюрисдикционная. В качестве первой формы выступает единственно возможный судебный порядок защиты авторских прав на музыкальные произведение. По нашему мнению, такой порядок защиты является универсальным, основным и наиболее приспособленным для осуществления защиты исключительных интеллектуальных прав физических и юридических лиц, т.к. подробно регламентирован законодателем. Что касается института самозащиты, то он в больше мере выступает средством предупреждения нарушений, поэтому реализация неюрисдикционной формы защиты также представляется необходимой.

Литература:

  1. Кузбагаров А. Н. Защита интеллектуальных прав: формы и способы защиты // Вестник московского университета МВД России. 2015. №4. С. 216-221.
  2. Войтко А.А. Форма защиты интеллектуальных прав // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. 2018. С. 97-99.
  3. Авдонина О. С. Формы и порядок защиты интеллектуальных прав // Право и экономика. 2016. №11(345). С. 40-43.
  4. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты. / Андреев Ю.Н. М.: Норма. 2011, – 400с.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Рос. газ. 2002. N 220; 2018. N 295. (ред. от 27.12.2018).
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Рос. газ. 2002. N 137. 2018. N 294. (ред. от 25.12.2018).
  7. Белоголова А. М. Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение // Молодой ученый. 2017. №51. С. 215-217.