ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Герасимова А.О.
Студентка II курса магистратуры Алтайского государственного педагогического университета, кафедры «Институт психологии и педагогики» по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Программа: педагогическая инноватика в начальном образовании

ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Научный руководитель: Татарникова Г.В
к.п.н, доцент, директор МБОУ «Гимназия №42»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности предшкольной подготовки детей в процессе предшкольной подготовки. Раскрываются педагогические условия для формирования мотивации к обученинию в школе, формы и принципы работы с детьми предшкольного возраста.

Abstract

The article discusses the features of pre-school preparation of children in the process of pre-school preparation. Pedagogical conditions for the formation of motivation to study at school, forms and principles of work with children of preschool age are revealed.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, мотивация к обучению, подготовка к школе.
Keywords: pre-School preparation, motivation to study, preparation for school.

Поступление в школу – новый этап и переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В период 6,5-7,5 лет у ребенка преобразуется вся личность ребенка, а так же познавательные и умственные возможности и способности, сфера эмоций и переживаний, круг общения и интересы.

В процессе предшкольной подготовки ребенок может полностью не осозновать свое положение, но при этом переживает этот период с различным спектром ощущений. К этому примеру можно привести следующие факторы: ребенок гордится тем, что взрослеет, у него появляются новые обязанности, расширяется круг интересов, интересно познавать мир, решая более сложные проблемы и задачи.

Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович) [3, с. 68]. Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. В формировании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит предшкольной подготовке.

Посещение занятий предшкольной подготовки помогают будущему первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Дети 6-7,5 лет легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны, так как на на начальном этапе предшкольной подготовки у них еще преобладает игровая деятельность.

У детей в процессе предшкольной подготовки хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Преодоление этих проблем будет возможным, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии. Все дети способны учиться в начальной школе, даже имея разные стартовые возможности, если создавать для них необходимые условия. Одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Утвержденные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Они были введены в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого ребёнка, доступности для каждого качественного образования.

Для обеспечения ребенку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребенок его не получал. Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний.

Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми [18, с. 93].

Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей по подготовки к школе. Очень важно, чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий: письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

При организации предшкольной подготовки должны быть соблюдены общие принципы работы с детьми в процессе предшкольной подготовки: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоционально благополучного общения с ребёнком.

В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии психологической готовности детей к школе. Это и личностная готовность: ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания; интеллектуальная: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определенные связи между явлениями, воспроизвести образец; социально-психологическая: учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми), физиологическая готовность: уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.

Новая модель предшкольного образования должна соответствовать задачам программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС и обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делать доступным качественное обучение на первой ступени.

Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми:

  • уход от жестко регламентированного обучения школьного типа,
  • обеспечение двигательной активности в различных формах,
  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,
  • взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности,
  • создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребенка,
  • широкое использование методов и приемов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,
  • использование игровых приемов, создание значимых для детей ситуаций,
  • формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности [19, с. 12].

Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы.

Также адекватными формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и другое. Работа с детьми должна быть направлена на индивидуализацию предшкольного образования, то есть, педагог должен уметь работать, с одной стороны, с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуальные особенности детей. С другой стороны – видеть своеобразие каждого из своих воспитанников, уметь индивидуализировать педагогический процесс с учётом данных тщательного и всестороннего изучения старших дошкольников, использовать потенциал интеграции всех областей деятельности для удовлетворения их образовательных потребностей и подготовки к школе.

Предшкольное образование – это, с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания детей предшкольного возраста, который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс представляется, как совокупность особых практик взаимодействия различных субъектов: родителей, воспитателей, учителей и самих детей. Поэтому предшкольная подготовка приобретает особую значимость.

Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и имеет первостепенное значение для готовности детей к школе. Мероприятия по формированию учебной мотивации на этапе дошкольного образования призваны заложить фундамент для развития познавательной активности воспитанников, их последующего интересного и успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Бауэр, В. «Предшкольное образование» в рамках экспериментального проекта Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края [Электронный ресурс] 
  2. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 2015. – 350 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2017. – 1008 с.
  4. Деркач, Т. И. Предшкольное образование в гимназии №42 г. Пензы [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vestnik.edu.ru/dergaxh.html
  5. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе [Текст] / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева. – М.: Перо, 2015. – 200 с.
  6. Долгова, В. И. Исследование учебной мотивации младших школьников [Текст] / В. И. Долгова, Ю. А. Рокицкая, Я. А. Антипина. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. – С. 1-5.
  7. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками [Текст] / В. И. Долгова, Е. В. Попова. — М.: Перо, 2015. – 208 с.
  8. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников. [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. — Челябинск: АТОКСО, 2016. – 123 с.
  9. Зайцев, С. В. Личностно-ориентированный подготовительный к школе класс [Текст] / С.В. Зайцев. — М.: Сентябрь, 2016. – 160 с.
  10. Колмогорова, Л. С. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей 5-7 лет в процессе предшкольной подготовки по программе «Мой мир» [Текст] / Л.С. Колмогорова, Л.А. Никитина. // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании: материалы V всероссийской научно-практической конференции, Барнаул 31 октября – 1 ноября 2013 г. – Барнаул, 2013. – С. 93-97.
  11. Крыжановская, Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников [Текст] / Н. В. Крыжановская, Е. В. Буркова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. – С. 11–15.