Ненашев Л.Н., Шапочанский В.Н.
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск
ПРОБЛЕМА «ОЖИДАНИЯ ВЫСТРЕЛА» У НАЧИНАЮЩЕГО СТРЕЛКА И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
С проблемой «ожидания выстрела» так или иначе сталкивается практически каждый начинающий стрелок. У одних данная проблема решается практически сразу и незаметно для стрелка, а для других действительно является проблемой которая существенно влияет на точность стрельбы. В данной статье рассматриваются способы устранения этой ошибки при стрельбе.
Ключевые слова: спуск курка, ожидание выстрела, страх, самоанализ.
Keywords: pulling the trigger, waiting for the shot, fear, introspection.
Начинающие стрелки во время выполнения практических стрельб из пистолета сталкиваются с трудной задачей «ожидания выстрела». Как понять, что человек собирается стрелять? Это легко определить по его пристальному взгляду, сокращению лицевых мышц, и по быстрому исчезновению этих симптомов после завершения выстрела. Бывает, что стрелок прищуривает тот глаз, которым целится, или прикрывает другой глаз. Такая ошибка приводит к ситуации, когда в момент спуска курка вхолостую, оружие не остается в неподвижном состоянии, а моментально «уходит» в сторону.
Большинство обучающихся решают эту проблему через 3-4 занятия практической стрельбы, а у некоторых курсантов этот период затягивается надолго, мешая добиться отличных результатов в огневой подготовке.
Итак, что же такое — ожидание выстрела? Это несвоевременная реакция стрелка на выстрел. Беседуя со слушателями на занятиях по изучению теоретической части огневой подготовки, выяснилось, что более 90% слушателей уже имели опыт стрельбы (из разных видов оружия), и почти 100% знали, что выстрел сопровождается такими явлениями как: отдача, огневая вспышка из ствола оружия (особенно в слабо освещенных помещениях), громкий звук стрельбы. Соответственно, данные явления, связанные со стрельбой, воспринимаются человеком как некий раздражитель, несущий за собой скрытый страх или угрозу.
В психологии известно, что люди по своему восприятию окружающего мира разделяются на группы:
- Визуалы — люди, которые воспринимают основную часть информации при помощи зрения.
- Аудиалы — те, кто воспринимает основные данные через слух.
- Кинестетики — люди, которые принимают информацию через остальные чувства (осязание, обоняние) и при помощи движения.
Следовательно, причиной стресса у «визуалов» выступает такой момент: во время нажатия на спусковой крючок у них в подсознании возникает «картина» понимания того, как пороховые газы под давлением разрывают ствол оружия, который находится в нескольких сантиметрах от головы, «визуал» перед выстрелом зажмуривается, теряя контроль над прицельным приспособлением оружия.
Основанием для появления страха у «аудиалов» может стать оглушительный звук выстрела, который, по мнению стреляющего, непременно его оглушит, и он перед выстрелом вздрагивает, что приводит к отклонению оружия от зоны прицеливания.
Для «кинестетиков» причиной страха бывает сильная отдача, которая, возможно, приведет к травме или вызовет выпадение оружия из рук. «Кинестетик» при нажатии на спусковой крючок кроме мышц пальца одновременно сокращает и другие группы мышц: остальных пальцев, руки и плечевого пояса, что приводит к смещению мушки относительно целика и отклонению оружия от зоны прицеливания.
Для некоторых обучающихся причиной страха, вызывающего ожидание выстрела, могут быть все, сопровождающие его явления. Как уже упоминалось выше, основная часть обучающихся самостоятельно справляется с задачей ожидания выстрела, а некоторым преподаватель должен уделить больше внимания и провести с ними ряд индивидуальных консультаций.
Приступать к работе по преодолению ожидания выстрела необходимо с определения причины страха, вызывающего это действие. Для этого со слушателем проводится беседа, чтобы выяснить причины его тревожности при стрельбе.
«Визуалам» необходимо просто показать оружие: объяснить, из какого металла оно сделано, рассмотреть ствол оружия с внутренней стороны, обратить внимание на шлифовку и блеск, привести достоверные примеры надежности оружия.
Для «аудиалов» самое лучшее средство избавления от страха во время стрельбы — обычные наушники, которые защищают от звука выстрела. До тренировки по стрельбе таким слушателям необходимо продемонстрировать звук выстрела, как в наушниках, так и без них.
«Кинестетикам» важно показать процесс самой стрельбы для понимания того, что отдача после выстрела не вызывает боли и неприятных ощущений.
Очередной этап в устранении проблемы — наглядный показ ошибочных действий стрелка при спуске курка. Если изготовку, хватку, прицеливание и дыхание стрелок еще может контролировать и быстро устранять какие-либо ошибки, то спуск курка, более трудно контролируемый элемент производства выстрела, так как все ошибочные действия сглаживаются выстрелом и стрелку трудно понять, в чем его ошибка.
В решении этого вопроса может помочь следующее упражнение: незаметно для обучающегося, преподаватель заряжает или наоборот — не заряжает оружие, и передает ему оружие, для того, чтобы тот прицелился и произвел спуск курка. В соответствии с этим, если в патроннике был патрон, то выстрел произойдет, а если патрона не было, то при наличии ожидания выстрела будут наглядно представлены действия обучающегося, приводящие к промаху при выстреле.
С целью демонстрации наглядности действий обучающегося, можно ему предложить после спуска курка, когда он не знал, будет выстрел или нет, повторно взвести курок и произвести его спуск, когда он уже знает, что выстрела не будет и сравнить оба спуска курка. С целью придания динамики этому упражнению, в дальнейшем в магазин к боевым патронам можно добавлять учебные.
Хорошим способом преодоления ожидания выстрела может стать тренировка без патрона, имеющая ряд методических преимуществ по сравнению со стрельбой с патронами:
- Отсутствие отдачи пистолета, что помогает стрелку вести контроль своих действий в момент «выстрела».
- Отсутствие звукового раздражения, что помогает концентрации внимания на действиях в момент исполнения «выстрела».
- Нет отвлечения внимания стрелка на подсчитывание очков и осмотр пробоин.
Упражнение при отсутствии патрона уравновешивает нервную систему, восстанавливает координацию движений. Этот метод позволяет выработать необходимую согласованность действий у стрелка, приобрести автоматизацию, у человека развивается двигательный навык — умение управлять процессом в момент концентрации внимания на порядке исполнения этого действия.
Упражнение с отсутствующим патроном помогает проверить исполнение отдельных элементов техники выстрела и всех остальных действий в совокупности. В конечном итоге, это тренировка внезапности выстрела, когда он становится неожиданным, прежде всего, для самого стреляющего. С этой целью в момент произведения выстрела обучающийся проводит самоанализ: ВИЖУ — ЧУВСТВУЮ — ХВАТКА — ВИЖУ — ЧУВСТВУЮ. В момент вкладывания рукояти пистолета в кисть стрелок должен проконтролировать (увидеть), что ось ствола является продолжением оси предплечья.
Стрелок должен чувствовать, что его средний палец упирается в спусковую скобу. Ладонь кисти руки и пальцы как бы прилипают к рукояти пистолета, зафиксированной в углублении между большим пальцем и указательным. Большой палец вытянут вдоль оси канала ствола, указательный ногтевой и второй фалангами не должен касаться рамки пистолета: ГРУБОЕ ПРИЦЕЛИВАНИЕ — ВИЖУ — ЧУВСТВУЮ.
Подъем руки в направлении цели, выбор района прицеливания, указательный палец легко и быстро двигается назад, пока не почувствует возросшее сопротивление спускового крючка. Происходит естественная остановка или торможение пальца: ТОЧНОЕ ПРИЦЕЛИВАНИЕ — СПУСК КУРКА — ВИЖУ — ЧУВСТВУЮ. Мушка и целик устанавливаются в нормальное положение (выравниваются). Взор сосредоточен не на мишени, а на «ровной мушке». Палец (указательный) начинает двигаться назад, плавно преодолевая сопротивление спускового крючка, стрелок в эту минуту должен чувствовать, что усилия в охвате рукояти пистолета не меняются, лучезапястный сустав зафиксирован.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫСТРЕЛА — ВИЖУ — ЧУВСТВУЮ: восстанавливается расположение руки и мушки с целиком, чувствуется неизменность охвата рукоятки и фиксация лучезапястного сустава.
Палец, нажимающий на спусковой крючок, действует автономно до произведения выстрела, который оказывается неожиданностью для стрелка.
Ожидание выстрела это очень серьезная ошибка начинающего стрелка, и если её не устранить в самом начале обучения, то в дальнейшем эффективность стрельбы у такого стрелка будет на достаточно низком уровне.
Литература:
- Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1977
- Приемы и правила стрельбы из пистолета: учебно-методическое пособие / сост. А.М. Ворожцов, Л.Н. Ненашев, А.А. Антипин. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.
- Огневая подготовка :учебник /под общ.ред. канд. пед. наук В. Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2016.
- Упражнения для комплексных занятий по огневой и физической подготовке: учебно-методическое пособие / сост. В.Н. Константинов, Л.Н. Ненашев, Д.В. Ошурков, Т.Д. Кельдасов. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2018.