Козаев В.Ю.
Финансовый университет при Правительстве РФ
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕДИА МАРКЕТИНГ
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние социального медиа маркетинга на развитие организации, продвижение её бренда на рынке, что позволяет улучшить финансовые показатели её деятельности. Затронуты преимущества и основные ошибки в применении социального медиа маркетинга. Представлены примеры применения СММ на рынке.
Ключевые слова: социальная сеть, маркетинг, таргетинг, реклама, бренд.
Keywords: social network, marketing, targeting, advertising, brand.
За последние годы аккаунты в социальных сетях во многом заменили пользователям большинство «функций» интернета. К примеру, доступ к фильмам, музыке, новостям, несложным играм преимущественно получают через «ВКонтакте».
Но еще в новых медиа можно искать разнообразные услуги и следить за любимыми брендами. Многие локальные бизнесы, особенно в креативных сферах, вовсе обходятся без полноценного сайта, ограничиваясь «пабликом». Словом, необходимость продвижения в социальных медиа и оптимизация основного ресурса под них неоспорима для современного бизнеса.
Важно понять, что СММ не является открытой рекламой. Речь идет о ненавязчивой рекламе, построении сообществ бренда и предоставлении качественного контента, располагающего аудиторию. При продвижении важна неформальная, доверительная атмосфера — так люди лучше воспримут продвигаемые продукты и услуги, а имидж бренда повысится [2].
В социальных медиа крайне важен вирусный потенциал — создавать броские заголовки (кликбейт), привлекательные изображения, информативные короткие видео.
Основной упор делается на создании сообщения (текстового или визуального), которое люди будут распространять через социальные сети самостоятельно, уже без участия организатора. Считается, что сообщения, передаваемые по социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей товара или услуги. Реклама в соцсетях не так явна и не рассматривается как навязываемая. Пользователи воспринимают ее скорее как рекомендации знакомых и мнение интересных людей. И это вызывает доверие [1].
Продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и наиболее подходящие способы коммуникации с ней, при этом в наименьшей степени затрагивая не заинтересованных в этой рекламе людей.
Также для работы в соц.сетях важно отслеживать инструменты аналитики: демографические данные аудитории, активность в сообществе по часам и дням недели, наиболее «расшариваемые» материалы и т. д.
Важно отметить, что продвижение в соц.сетях применяется не только на товарах и услугах. Активно используют данную технологию средства массовой информации, провайдеры, администраторы онлайн игр. Они создают свои учётные записи в социальных сетях, размещают свой контент и тем самым собирают подписчиков . Среди крупных корпораций, использующих СММ можно выделить: Liebherr Construction, IBM , PwC, Dow Chemical, RusAL, Lucoil, Hitachi Construction Machinery, FAUN [4].
К основным задачам, которые можно решать с помощью СММ, можно отнести следующие:
- Брендинг — к примеру, различные музыкальные лейблы активно продвигают в социальных медиа свой бренд, концентрируя там свою аудиторию. А уже позднее начинают среди них распространять свои услуги, так как у «фанатов» уже сформировалось доверительное отношение к ним. Одним из таких лейблов является — Black Star, которые под своим названием открыл немалое количество заведений: бургерных, компьютерных клубов, магазинов одежды, парикмахерских, тату-салонов и т.п. — спрос на них колоссальный.
- Повышение лояльности и известности.
- PR (пиар) – покупка у доверительной и популярной медиа личности креативной рекламы своего продукта, чаще всего это происходит на видео-хостинге YouTube;
Наиболее эффективными инструментами СММ являются:
- ведение блога в социальных сетях, информационные сообщения в различных сообществах;
- общение в комментариях, работа с форумами;
- мониторинг позитивного и негативного фона, таргетинг;
- скрытый маркетинг и вирусный маркетинг. Пример: дело Николая Шустова и его знаменитая коньячная продукция.
Вирусный маркетинг Основная задача здесь — создать такой рекламный продукт, который по максимуму заинтересует пользователей и вдохновит их настолько, что они захотят поделиться этим знанием с другими. Примером является реклама, засевшая в памяти миллионов людей, Тантум Верде Форте от Тимати [3].
Вирусный контент распространяется в геометрической прогрессии за считанные минуты: в блогах, в личных сообщениях, в беседах, при встрече и т.д. Фактически это маркетинг «из уст в уста».
В русскоязычном интернете работа СММ-специалистов происходит на довольно ограниченных платформах:
- Социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Мой Мир, Google+;
- Профессиональные социальные сети — LinkedIn, Мой Круг, Профессионалы.ру, Viadeo и др.
- Блогосфера — Twitter, Живой Журнал, Я.ру.
- Видео- и фото- блоги — YouTube, Яндекс.Видео , Pinterest и др.
В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян. По данным Statista, активнее всего в РФ используют YouTube, второе место занимает ВКонтакте — 61%. Глобальный лидер Facebook лишь на четвертой строчке с показателем в 35%. Среди мессенджеров доминируют Skype и WhatsApp (по 38%)
Преимущества SMM:
- низкая стоимость продвижения, в несколько раз дешевле обычной рекламной кампании;
- широкая аудитория;
- постепенная наработка имиджа, который сохранится на продолжительный период.
Социальным медиа не страшны кризисы, на них не влияют какие-либо другие внешние факторы. Они независимы от экономической и политической обстановки в стране/регионе.
Основные ошибки в применении СММ:
- Публикации без анализа ниши, конкурентов и разработки контент-плана.
- Отсутствие взаимодействия в комментариях (обсуждениях) с подписчиками.
- Неэтичное поведение администраторов в ответ на негативные комментарии. На все комментарии необходимо отвечать, даже на негативные.
- Выдерживание неверной пропорции «информативный контент: развлекательный контент» [5].
Необходимо понимать, что СММ не обладает мгновенным эффектом, но дает долгосрочный результат при условии его целевого и правильного использования. Это очень динамичный процесс, соответственно, нужно постоянно следить за меняющимися интересами аудитории и появлением новых трендов, использование СММ снизит расходы на платную рекламу, привлечет новых клиентов удобством доступа к информации, познавательностью и ненавязчивость.
Литература:
- Все об SMM// [Электронный ресурс].
- SMM: что это, зачем нужно и сколько ждать результатов? // [Электронный ресурс].
- 10 мифов про работу SMM // [Электронный ресурс].
- Что такое СММ// [Электронный ресурс].
- SMM продвижение — пошаговое руководство // [Электронный ресурс].