СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ

Числова Е.А., Виноградов В.В.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,
МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права», г. Волжский

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о правах и обязанностях родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Анализируются различные точки зрения по исследуемому вопросу с точки зрения педагогики и права. Раскрывается нормативно-правовое регулирование семейным законодательством прав и обязанностей родителей.

Abstract

The article deals with the rights and obligations of parents to raise and maintain minors. Different points of view on the subject under study are analysed from the point of view of pedagogy and law. The legal regulation of the rights and obligations of parents under family law is disclosed.

Ключевые слова: семейные отношения, дети, родители, права родителей, обязанности родителей, алименты.
Keywords: family relations, children, parents, rights of parents, duties of parents, alimony.

В Российской Федерации, согласно действующей Конституции, детство находится под защитой государства. Это означает, что каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерного посягательства на свою жизнь от любого гражданина, включая членов семьи. Конституция главную роль в этом деле оставляет за родителями, как основными защитниками прав и интересов своих детей.

Конституция РФ 1993 г., в п. 2 ст. 38 говорит ο заботе о детях, их воспитании как равном праве и обязанности родителей. Это положение основывается на положении закрепленном в п. 3 ст. 19, в соответствии с которым мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Вторым по важности документом является Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ). Именно он регулирует семейные отношения, в том числе отношения между родителями. Глава 12 СК РФ посвящена правам и обязанностям родителей.

В ст. 61 СК РФ указывается, что родители равны в своих правах и обязанностях до достижения ребенком 18 лет (или полной дееспособности). Это означает, что и мать и отец в равной мере должны вложить свои силы и средства, чтобы взрастить и воспитать своих детей. Статья 62 СК РФ говорит о том, что такими же правами обладают и несовершеннолетние родители по отношению к своим детям. В п. 3 уточняется, что они также имеют право на установление отцовства и материнства, а также его оспаривания с 14 лет.

В п. 1 ст. 63 указывается на преимущественное право родителей перед другими лицами на воспитание и обучение своих детей. Это означает, что именно родители выбирают ту базу знаний, которую получит их ребенок[4]. Пункт 2 данной статьи уточняет, что родители по своему усмотрению могут выбирать образовательную организацию с учетом мнения детей.

В ст. 64 закрепляется право родителей на представление и защиту своих детей в отношениях с физическими и юридическими лицами, в суде. Это значит, что никто не имеет права без разрешения родителей чего-либо требовать от ребенка. Статья 65 указывает на право родителей осуществлять свои родительские права с учетом законодательства, запрещающего жестокое и унижающее честь и достоинство ребенка поведение. Кроме того, родители могут сами выбрать место жительства, с последующей государственной поддержкой.
Статья 66 закрепляет права родителей, проживающих отдельно от ребенка. Они состоят в том, что каждый родитель имеет право видеть своего ребенка, заниматься его воспитанием и образованием, если иное не установлено судом. Статья 68 дает право родителям требовать возврата ребенка у любого лица, удерживающего его у себя без судебного решения. А значит никто, кроме родителей не имеет права задерживать ребенка и каким-либо образом воздействовать на него.

Статья 69 указывает, что родители могут быть лишены родительских прав, если:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Поэтому каждому родителю надлежит знать семейное законодательство, чтобы не возникало вопросов в области построения семейных отношений[6].
В п. 2 ст. 73 перечислены основания ограничения родительских прав: Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Очень важно вовремя определять положение ребенка в семье[5], поэтому обращения сочувствующих или соседей подобных семей в органы опеки и попечительства бывают очень ценными и необходимыми для своевременной помощи детям.

Но даже в такой плачевной для семьи ситуации, у родителей есть шанс вернуть ребенка в семью, исправив свое физическое и материальное положение, о чем рассказывают дальнейшие статьи.

Статья 74 говорит о последствиях отобрания ребенка из семьи для родителей: утрата права на личное воспитание семьи, на пособия государственные и поддержку для граждан, имеющих детей. Статья 75 предполагает право на контакты родителя (без родительских прав) с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. А значит и возможности для общения остаются. Статьи 76, 77, 78 и 79 указывают на то, что основной причиной семейных проблем является нежелание родителей воспитывать своих детей в принципе, злостное уклонение от своих обязательств рождает психологическую травму у детей, которую приходится исправлять органам опеки и попечительства. Но даже в этом случае родителям дается шанс на исправление. Даже после отобрания детей, родители могут доказать свое исправление и ходатайствовать в суде о возвращении детей в семью. Однако, не многие этим правом пользуются.

Раздел 13 СК РФ посвящен алиментным обязательствам родителей. В п. 1 ст. 80 указывается об обязательстве родителей содержать своих несовершеннолетних детей. В п. 2 сказано, что если родители не предоставляют данных средств, то они взыскиваются с них в судебном порядке. Статья 81 указывает на размер алиментов, взыскиваемых судом на детей ежемесячно в размере: на одного ребенка – οдной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей. Пункт 2 ст. 80 учитывает материальное положение обеих сторон и может менять сумму ежемесячных платежей. Следовательно, облегчать положения супруга, находящегося в тяжелой финансовой ситуации.

Бывает так, что родитель, платящий алименты, не имеет заработка или же регулярных доходов, в этом случае суд назначает алименты в твердой денежной сумме (ст. 83 СК РФ). В данной ситуации суд исходит из принципа максимального сохранения прежних условий жизни для ребенка.

Но, как известно, дети бывают разные. Многие являются нетрудоспособными по состоянию здоровья, поэтому суд обязал родителей обеспечивать таких детей и после совершеннолетия согласно ст. 85 СК РФ.

Статья 86 помогает детям в исключительных ситуациях (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств), обязывая родителей (при отсутствии соглашения) нести дополнительные расходы.
Многие исследователи правоведы разделяются во мнениях, что первично в семье – личные или имущественные правоотношения: любовь и понимании или достаток? В.Ф Маслов считает, что личные и имущественные интересы каждого члена в семье одинаково важны, однако личные отношения являются доминирующими по своему положению, поскольку имущественные отношения складываются под их влиянием и все время зависят от взаимоотношений в семье[9]. По мнению ряда авторов, первична в семье любовь супругов друг к другу, потом к детям[3]. Значит ли этот факт, что личностная сторона взаимоотношений важнее имущественной?

Другой важный вопрос состоит в правовой природе родительских прав. Многие правоведы до сих пор разделяются во мнении, права и обязанности родителей – это одно и тоже явление или нет?

Н.В. Рабинович, рассуждая о природе прав родителей, все же склоняется к мнению, что «родительские права являются скорее обязанностями родителей по воспитанию и содержанию детей», потому что только обладая этой обязанностью, они могут осуществлять положительное влияние на детей[11].

Сторонники теории «право есть обязанность» исходят из того, что права и обязанности в родительском правоотношении сливаются воедино, значит, они одновременно являются и родительскими обязанностями, то есть одно и то же поведение одновременно является как реализацией прав, так и исполнением обязанностей[7].

А.М Нечаева не согласна с мнением Н.В Рабиновича и отрицает родительские права на воспитание как право, данное государством. Она утверждает, что это естественное право любого родителя, пусть даже недееспособного, однако надлежаще воспитать, является его обязанностью[10]. С ее мнением солидарна С.Н Белова. Исследователь считает, что юридическое право на воспитание детей складывается из реального естественного права родителей на воспитание и содержание и только суд может лишить этого права. В остальном – это обязанность[2].

Важным аспектом исследования является вопрос о дееспособности родителей. Ведь реалии современности таковы, что многие молодые люди становятся родителями задолго до совершеннолетия.

Я.Р. Веберс отмечает, что дееспособность далеко не всегда является обязательной предпосылкой для осуществления семейных прав и обязанностей, однако применительно к осуществлению родительских прав ее наличие обязательно[1]. С ним соглашается В.А Леженин, уточняя его мысль элементами правоспособности родителей: возможность иметь право на воспитание, право по защите прав и интересов ребенка[8].

В.А Рясенцев, рассуждая о возникновении родительской правоспособности, пришел к выводу, что она является частью семейной правоспособности, а значит и зарождается с самого рождения человека, расширяясь в ходе жизни и к 14 годам превращаясь в родительскую[12].

Вероятно, поэтому и наблюдается период такой серьезной ломки психического и физиологического состояния подростка. Исходя из вывода правоведа, получается, что с этого момента (14 лет) подросток невольно примеряет уже на себя новую социальную роль. Однако, даже этот факт не позволяет в таком возрасте доверять подростку самостоятельно растить своих детей.

Таким образом, можно подвести небольшой итог.

  1. Родители являются первыми и основными представителями своих детей.
  2. Государство дает равные права и обязанности родителям в области воспитания и содержания детей, однако наблюдается небольшой перегиб в сторону матери в законодательстве: у нее больше возможностей в реализации своих прав, а у отца больше обязанностей. Например, согласно СК РФ, мужу нельзя разводиться с женой за год до рождения ребенка и еще год после.
  3. При определении разумности воспитания родителей, законодательство исходит, прежде всего, из интересов ребенка, его мнения и возможностей и только потом возможностей родителей (опекунов, попечителей).
  4. Педагогический и юридический смысл понятия «воспитание» различается, нет единого определения, единых требований к нему. Педагогика уходит в философское мировоззрение, а право в содержательную сторону вопроса.
  5. Исследователи считают, что в основе семейных правоотношений лежат личностные потребности каждого члена семьи, от них в целом зависит и содержательная сторона жизни.

В общем, можно заметить, что обязанностей у родителей гораздо больше, чем прав, поэтому стоит очень ответственно относиться к своим родительским обязанностям, вовремя уделять внимание детям, заниматься их воспитанием, иначе последуют бесконечные санкции от государства.

Литература:

  1. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – М.: Юристъ, 2010. – 336 с.
  2. Белова С.Н. К вопросу о праве родителей воспитывать ребенка // Пробелы в Российском законодательстве. – 2011. – № 2. – С. 86-88.
  3. Биктагирова Г.Ф. «Семейная педагогика». Конспект лекций [Электронный ресурс].
  4. Виноградов В.В. Нормативно-правовое регулирование образования в Волгоградской области // Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи: сборник научных статей кафедры права. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2012. – С. 30-34.
  5. Виноградов В.В., Троцко З.С. Социально-правовые и педагогические границы категории подросток «группы риска» // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. – 2014. – № 2. – С. 293-300.
  6. Каменская Р.А., Виноградов В.В. Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 7(130). – С. 77-82.
  7. Кумановская А.Л. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. – М., 2005. – 169 с.
  8. Леженин В.Н. Право родителей на воспитание детей по советскому семейному законодательству: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Харьков, 1989. – 24 с.
  9. Маслов В.Ф. Имущественные отношения в семье. – Харьков, 1972. – 186 с.
  10. Нечаева А.М. Брак, семья, закон. – М., 1984. – 145 с.
  11. Рабинович Н.В. Личные и имущественные отношения в советской семье. – Л., 1952. – 160 с.
  12. Рясенцев В.А. Семейное право. – М.: Юридическая литература, 1971. – 296 с.