СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

Любецкая Д.М., Павкина О.А.
Дальневосточный федеральный университет

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

Аннотация

В статье уделено внимание истории становления и развития института безвестного отсутствия гражданина. Проводится анализ и сравнение различных правовых актов. Отмечается роль церкви на пути становления института признания гражданина безвестно отсутствующим. Поскольку, она первоначально возложила на себя функцию по регистрации актов гражданского состояния. Рассматривается вопрос об отношении законодателя института признания гражданина безвестно
отсутствующим к актам гражданского состояния.

Ключевые слова: право, закон, институт безвестного отсутствия гражданина, история.
Keywords: law, institution of an unknown absence of a citizen, history.

Изучая становление и развитие института безвестного отсутствия гражданина, стоит отметить, что данный юридический факт не относится к актам гражданского состояния в соответствии со ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51 [1]. Однако, так было не всегда. Рассматривая историю данного института, мы видим, что важную роль в его становлении играла церковь. Первоначально она была отделена от органов государства и возложила на себя обязанность по регистрации актов гражданского состояния таких как: актов рождения, бракосочетания, смерти [2, 272].

В период правления Петра Первого церковные учреждения были включены в систему органов государства, и император издал приказ о заведении метрических книг во всех церквях. Вскоре регистрируя акты гражданского состояния церковные органы должны были руководствоваться сводом законов Российской империи. По данному своду законов безвестное отсутствие одного из супругов свыше 5 лет являлось основанием к разводу. Об этом говорит в ст. 54 тома 10: «Когда один из супругов, отлучившись по какому — либо случаю из места своего жительства, будет в продолжении пяти лет или более находиться в совершенно безвестном отсутствии, то оставшемуся супругу дозволяется о расторжении брака и о дозволении вступить в новое супружество просить свое епархиальное начальство» [3, 429].

О важности института признания гражданина безвестно отсутствующим в 1914 г. в юридической литературе отмечалось следующее «…человек пропал без вести; он может быть и живет где-нибудь, — но где, никто не знает, может быть, он уже умер, но и этого никто не знает, а между тем, выбывая из состава гражданского общества без такового, скажем, тождественного акта, как смерть, он оставляет других людей, быть может связанных с ним в семейственном или в имущественном отношении» [4, 180].

После октябрьской революции 1917 года система церковного права была разрушена. 4 января 1918 года Народным комиссаром юстиции и народным комиссариатом по местному самоуправлению утверждается Инструкция об организации отделов записей браков и рождений. В соответствии с данным документом при волостных (земских) и городских управах, в городах Петрограде и Москве — при районных управах начинают действовать отделы записей браков и рождений. 20 января 1918 г. СНК РСФСР был принят Декрет об отделении церкви от государства, таким образом, в соответствии с пунктом 8 данного документа церковь перестала входить в систему органов государства. Регистрация актов гражданского состояния стала вестись исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений [5].

22 октября 1918 года был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном, опекунском праве, в котором указывалось, что местными отделами записей актов гражданского состояния ведутся нижеследующие реестры:

  • книга записей рождений
  • книга записей смертей
  • книга записей отсутствующих
  • книга записей браков
  • книга записей разводов
  • книга заявления о происхождении зачатых детей
  • книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища.

Важность данного нормативного документа состоит в том, что именно он утвердил за государством регистрацию актов гражданского состояния. И с этого момента государство признало решение о признании гражданина безвестно отсутствующим актом гражданского состояния [2, 273].

1926 году был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке отделы записей браков и рождений были переименованы в бюро записей актов, гражданского состояния, которые создаются в городах и в районных центрах. Он предусматривал, что для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим заинтересованным лицам и учреждениям необходимо получить свидетельство от нотариальных контор.

20 июня 1930 года ВЦИК СНК РССР было принято Постановление «О введении в действие Положение о Государственном нотариате РСФСР», в котором указывалось что к предметам ведения нотариальных органов относится выдача свидетельств о признании гражданина безвестно отсутствующим и безвестно отсутствующим умершим.

Следующим этапом развития данного института стал указ от 10 ноября 1944 «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов». В соответствии с данным актом супруг мог обратиться в соответствующие органы с целью признанию другого супруга умершим или безвестно отсутствующим [6].

Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 года в ст.18 — 20 установил условия, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, также предусмотрел возможность отмены принятого судом решения. В ст. 140 установлено, что рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии, смерть подлежат регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния [7].

Основываясь на вышеуказанную норму, приходим к выводу, что законодатель не относил данный юридический факт (признания гражданина безвестно отсутствующим) к актам гражданского состояния.

В 1994 году была принята часть 1 ГК РФ. В вопросе признания гражданина безвестно отсутствующим новое законодательство более детально сформулировало юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Также необходимо отметить, что в соответствии со ст. 47 ГК РФ законодатель также не относит юридический факт признания гражданина безвестно отсутствующим к актам гражданского состояния.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  1. Церковь играла важную роль на пути становления института признания гражданина безвестно отсутствующим, именно она первоначально возложила на себя функцию по регистрации актов гражданского состояния.
  2. Вначале законодатель относил институт признания гражданина безвестно отсутствующим к актам гражданского состояния, но в дальнейшем данный юридический факт перестал рассматриваться таковым.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. 2017.
    № 31 (часть первая). Ст. 4748. (ред. от 29.07.2017).
  2. Цыбизова, Н.А. Безвестное отсутствие и акты гражданского состояния // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2. С. 272-275.
  3. Киикбаева, А.Р., Бадамшин, С.К. Становление и развитие института признания гражданина безвестно отсутствующим // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. С. 427-430.
  4. Шайдуллина, А.Н. К вопросу о последствиях признания гражданин безвестно отсутствующими // Вестник экономики, права, социологии. 2012. № 2. С. 180-183.
  5. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви [Электронный ресурс]. 
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» 
  7. Гражданский кодекс РСФСР: закон РСФСР от 11.06.1964 // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 49. Ст. 4553. (ред. от
    11.11.2003). (утратил силу).