СУБСИДИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Нечаева Н.А.
Сибирский федеральный университет

СУБСИДИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

Субсидия является самым распространенным инструментом государственного стимулирования частного сектора экономики и применяется с целью возмещения недополученных доходов или части затрат по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. Субсидии в зависимости от отраслевой принадлежности дифференцируются по ставкам, срокам, получателям, условиям предоставления и целевому назначению. Удельный вес субсидий в расходах государственного (консолидированного) бюджета разных стран позволяет судить о степени вмешательства государства в экономику. В статье рассмотрены понятия субсидий, их классификации и результаты регрессионного анализа по оценке влияния на ВВП, индексы промышленного производства и индексы производства продукции сельского хозяйства в европейских странах. На основе полученных результатов представлены рекомендации в отношении государственного стимулирования производственно- финансовой деятельности предприятий.

Ключевые слова: субсидия, предприятие, макроэкономический показатель, регрессионный анализ, результат.
Keywords: subsidy, enterprise, macroeconomic indicator, regression analysis, result.

В экономической литературе существуют различные понятия субсидий, но целесообразней остановиться на определениях нормативно-правового характера.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] субсидии трактуются как безвозмездное и безвозвратное предоставление бюджетных средств в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [2] государственные субсидии – это помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия. Они классифицируются на государственные субсидии, относящиеся к активам, связанным с покупкой, строительством или приобретением долгосрочных активов иным образом, и к доходам.

Согласно руководству по государственной финансовой статистике МВФ [3, 131] субсидии – это текущие безответные трансферты от государственных единиц предприятиям, учитывающие уровень их производственной деятельности или количества, или стоимости товаров и услуг, производимых, реализуемых, экспортируемых или импортируемых.
В рамках системы национальных счетов выделяют субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг, или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики), которые включают в себя субсидии на продукты и другие субсидии на производство [4].

К субсидиям на продукты относятся [3, 132]:

  • прямые внешнеторговые субсидии на импортируемые или экспортируемые товары и услуги, которые подлежат оплате, когда товары пересекают границу экономической территории или когда услуги предоставляются институциональным единицам-резидентам (например, субсидии на импорт) или единицам-нерезидентам (например, экспортные субсидии);
  • скрытые субсидии, возникающие в результате функционирования официальной системы множественных обменных курсов или в результате подлежащих уплате налоговых льгот;
  • субсидии, покрывающие убытки государственных торговых организаций от продажи продуктов по более низким ценам резидентам или нерезидентам, в результате преднамеренной экономической или социальной политики правительства;
  • субсидии, выплачиваемые производителям-резидентам в отношении их продукции, которая используется или потребляется на экономической территории;
  • регулярные переводы, подлежащие выплате корпорациям и квазикорпорациям, предназначенные для компенсации периодических убытков (то есть отрицательных операционных прибылей), понесенных в процессе их производственной деятельности в результате установления цен, ниже их средних издержек производства в результате преднамеренной правительственной экономической и социальной политики;
  • cубсидии, являющиеся следствием принятия центральным банком процентных ставок ниже рыночных ставок.

К другим субсидиям на производство относятся:

  • субсидии на оплату труда определенных типов лиц (инвалиды или безработные в течение длительного периода времени);
  • субсидии для покрытия некоторых или всех расходов на программы обучения, организованные или финансируемые предприятиями;
  • субсидии, предназначенные для покрытия некоторых или всех затрат на дополнительную обработку, связанную с уменьшением или устранением сброса загрязняющих веществ в окружающую среду.

В соответствии с вышеуказанным руководством [3, 131] субсидии представляют собой только текущие трансферты и выплачиваются только производителям, а не конечным потребителям.

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства разных государств поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными на мировом рынке, что в свою очередь отражается на международной торговле [5].

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО), созданной 15 апреля 1994 года, правила в отношении использования субсидий для производства промышленной продукции устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, положения которого являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок. В основе данного Соглашения лежит свод норм о субсидиях, принятый на Токийском раунде в период 1973 – 1979 годов, и включающий уточняющие понятия субсидий и мер, которые возможно против них предпринять, принятые в рамках Уругвайского раунда в период 1986 – 1994 годов.

Согласно статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам [6] субсидия существует тогда, когда:

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам);
правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;
правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставляется преимущество.
Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды [5]:

  • красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров взамен импортных;
  • желтые субсидии – субсидии, применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам;
  • зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.

Согласно статье 2 действующего Соглашения [6] субсидии классифицируются на специфические и неспецифические. Специфичность субсидии определяется ограниченностью доступа предприятий к ее получению. Установление объективных критериев, применяемых автоматически, говорит о неспецифичности субсидий.

К числу специфических субсидий относятся [7]:

  • экспортные субсидии, увязанные с результатами экспорта; импортозамещающие субсидии;
  • субсидии на исследовательскую деятельность, неблагополучным районам, на адаптацию предприятий требованиям охраны окружающей среды;
  • иные виды специфических субсидий, в том числе экспортные субсидии, не увязанные с результатами экспорта.

Экспортная субсидия – это не любая субсидия, предоставляемая субъекту внешнеэкономической деятельности, а напрямую связанная с фактическим или ожидаемым получением результата экспорта. Под результатом экспорта следует понимать фактическое или ожидаемое осуществление экспортной поставки продукции и получение экспортной выручки [7].
В связи с неспособностью аграрного сектора в равной мере конкурировать с другими отраслями в условиях жестких правил международной торговли, возникла необходимость появления Соглашения ВТО по сельскому хозяйству, вступившему в силу с 1 января 1995 года. Данное Соглашение направлено на создание справедливой и рыночно-ориентированной системы торговли сельскохозяйственной продукции и регламентирует вопросы постепенного сокращения ограничений в доступе к внутреннему рынку продукции, снижению внутренней поддержки и экспортных субсидий [8, 6].

Так как субсидирование производственно-финансовой деятельности предприятий получило широкое распространение в мире, считаю целесообразным результаты оценки влияния субсидий на привлечение инвестиций в европейских странах [9] и России [10, 209 — 218] дополнить оценкой их влияния на ВВП, индексы промышленного производства (ИПП) и индексы производства продукции сельского хозяйства (ИППСХ) за период 2010 – 2017 годов по 20 европейским странам.

Таким образом, для некоторых европейских стран (Португалия, Словения, Финляндия) субсидии не оказывают существенного влияния ни на привлечение инвестиций [9], ни на ВВП и (или) ИПП, и (или) ИППСХ. Для Австрии, Бельгии, Испании, Великобритании, Франции, Швейцарии, Швеции субсидии являются продуктивным инструментом стимулирования инвестиций [9] и во всех этих странах, кроме Австрии, способствуют увеличению ВВП и (или) ИПП, и (или) ИППСХ. Для других стран наблюдается отрицательное влияние субсидий на результирующие показатели: ВВП (Литва, Польша, Эстония), ИПП (Дания, Латвия), ИППСХ (Италия, Швейцария, Эстония).

Это объясняется неспособностью субсидирования обеспечить прирост макроэкономических показателей (полагаю, что на данный прирост оказывают влияние другие инструменты стимулирования, а бюджетные расходы через механизм субсидирования приводят к отрицательному эффекту). В связи с этим, необходимо периодически проводить анализ влияния инструментов государственного стимулирования на вышеуказанные показатели; выявлять прогрессивные инструменты стимулирования, обеспечивающие положительную динамику показателей; ограничивать в использовании или полностью исключать инструменты стимулирования, приводящие к обратному эффекту; проводить комплекс мер по бюджетированию, ориентированному на результат.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [Электронный ресурс]. 
  2. МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [Электронный ресурс]. 
  3. Government finance statistics manual 2014. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2014. 470 p. [Электронный ресурс].
  4. Друганов Р.С. Об экономической природе, содержании и классификации экспортных субсидий [Электронный ресурс].  (дата обращения 15.09.2019)
  5. Вопросы сельского хозяйства в переговорах о присоединении к ВТО (методическое пособие). ЮНКТАД, 2001. 53 с. [Электронный ресурс]. (дата обращения 15.09.2019)
  6. Нечаева Н.А. Инструменты государственного стимулирования инвестиционной деятельности за рубежом // Modern science. М., 2019. № 8-2. C. 64 – 76.  
  7. Лапо В.Ф. Оценка эффективности государственного стимулирования инвестиций для развития региональной экономики: монография/ В.Ф. Лапо. – Красноярск: Сиб. федер. ун- т, 2019. 292 с.