ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В РОССИИ

Жлобницкий М.Д.

Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В РОССИИ

Аннотация

В статье приведена информация о том, что такое «индекс EF EPI», каким образом благодаря ему осуществляется проверка знания английского языка во всём мире, какое место в мировом рейтинге владения английским языком занимает Россия, и какие существуют перспективы повышения уровня владения английским языком в нашей стране.

Ключевые слова: английский язык, индекс EF EPI, программа 5/100.

В наше время значение английского языка невероятно велико. Им пользуются при осуществлении всех видов международного обмена, будь то услуги, или товары, или даже идеи и мысли. Английский язык необходим абсолютно всем компаниям, которые хотят составить конкуренцию на мировом рынке, из-за этого одним из кейсов для трудоустройства на большинство престижных работ является именно проверка знания английского языка.

Одним из самых авторитетных источников проверки знания английского языка во всём мире является «Индекс EF EPI». Данные собираются путём прохождения участниками стандартизированного теста. Последний такой тест прошли 1 300 000 участников по всему миру. Во многом по результатам данного тестирования будут сделаны последующие выводы об уровне владения английским языком в России.

На официальном сайте Education First существует два типа тестирования: Quick Check, занимающий около 15 минут, и EF SET, на решение которого выдаётся 50 минут. Каждый участник EF SET получает диплом, таким образом, все данные сохраняются в базе, благодаря которой в будущем производится исследование.

Перед тем, как перейти к тому, какое место в рейтинге заняла Россия, следует более подробно остановиться на том, какова основная аудитория, среди которой проводилось тестирование. Как было сказано ранее, в исследовании поучаствовало 1 300 000 человек из восьмидесяти восьми стран, 60% которых являлось женщинами, а 40% — мужчинами. Средний возраст участников составил 26 лет [1].

На данный момент, Россия занимает сорок второе место из восьмидесяти восьми исследуемых стран по всему миру, расположившись между Вьетнамом и Украиной. Возглавляет же данный рейтинг Швеция, индекс EF EPI в которой составил 70,72. Если проводить сравнение только по Европе, то Россия занимает двадцать седьмое место из тридцати двух возможных [1]. Статистику на данный момент никак нельзя назвать положительной, но ключевым моментом является развитие, ведь только в этом году наша страна смогла выйти на средний показатель по миру. Так, например, в 2017 году Россия занимала тридцать восьмое место из восьмидесяти стран, а в далёком 2011 и вовсе тридцать второе из сорока четырёх стран соответственно.

Проводя исследование путём расчёта индекса EF EPI, принято делить все исследуемые страны на 5 уровней владения языком: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий [1]. Наша страна, занимая сорок второе место, относится к среднему уровню, для которого характерно ведение переговоров, понимание текстов песен, написание рабочих электронных писем на знакомые цели. Нетрудно догадаться, что до высокого уровня нашей стране ещё далеко, поскольку лишь в этом году Россия смогла выйти на средний, но всё же у нашей огромной страны есть возможность перейти ещё на уровень выше в ближайшее время.

Говоря о том, какие факторы во многом определяют условия для развития уровня владения английским языком, экспертами принято выделять валовой национальный доход на человека, пользование интернетом, расходы на образование, средний период обучения и население страны. Рассмотрев каждый из факторов внимательнее и сравнив их со средними мировыми показателями, можно выявить, за счёт чего Россия из года в год только улучшает свою статистику в знании английского языка, и что мешает ей развиваться в ещё более ускоренном темпе.

Валовой национальный доход на человека в России составляет 24 120 долларов, что близко к средним по миру показателям, но всё же несколько ниже. Пользование интернетом в России составляет 73,1%, что значительно выше средних показателей. Данный фактор создаёт благоприятную среду для развития уровня английского языка в стране, так как люди в свободном доступе могут найти любой необходимый им источник для изучения. Но вот расходы на образование в нашей стране составляют всего 11,1%, что значительно отстаёт от средних по миру показателей. Именно этот фактор в большей степени негативно влияет на повышение уровня владения английским языком в нашей стране. Средний период обучения в России равен средним показателям и составляет 12 лет. Население России составляет примерно 146 900 000 человек, что значительно выше среднестатистических показателей и говорит о больших перспективах в изучении английского языка молодёжью нашей страны.

На рисунке показано исследование уровня английского среди мужчин и женщин в 2018 году в России и в среднем по Европе и миру. Из него можно сделать вывод, что жители России отстают в знании английского языка от жителей Европы и среднего значения в мире в 2018 году. Но, также можно сделать вывод о большей предрасположенности к его изучению у женщин, ведь показатели уровня развития у них выше как в России, так и в Европе и мире.

Говоря об инициативах изучения английского языка среди студентов России, следует говорить о программе 5/100, основной целью которой является появление пяти Российских университетов в рейтинге «100 лучших университетов мира» к 2020 году. Данный рейтинг выстраивается основываясь на научной деятельности, публикациях, цитировании и «международном образе» высшего учебного заведения. Достигнуть данную цель очень непросто, ведь на данный момент всего 2 ВУЗа из нашей страны смогли попасть в данный топ-100: Алтайский государственный университет, занимающий пятьдесят восьмое место, и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, занимающий восемьдесят пятое место соответственно [2]. Для достижения результата в университетах вводится большое количество предметов на английском языке, а также вводятся специальные программы подготовки преподавателей на английском языке.

Стоит отметить, что среди исследуемых стран всего в восемнадцати существуют какие-либо проекты, способствующие развитию уровня владения английского языка, а в Европе и вовсе четыре: Германия, Венгрия, Испания и Россия. Это говорит о том, что во многом благодаря программе 5/100 уже к концу 2019 года Россия сможет значительно повысить своё место в мировом рейтинге.

Таким образом, можно сделать вывод, что хоть на данный момент Россия и не занимает лидирующие позиции в знании английского языка, но с каждым годом уровень его знания становится всё выше и выше. Благодаря таким факторам, как большое население и свободное пользование интернетом, которые обеспечивают благоприятные условия для повышения уровня владения английским языком, а также программе 5/100 уже в ближайшее время знание английского языка жителями России может выйти на новый уровень!

Литература:

  1. Official Website of Education First
  2. Official Website of Times Highest Education // University Impact Rankings 2019