ADAPTATION TO PHYSICAL EXERCISE AT DIFFERENT AGE STAGES

Antimonova A.P.1, Khoroshavina S.A.1, Kurochkina N.E.2

1Student, 2Senior Lecturer; Samara State University of Economics, Samara;

ADAPTATION TO PHYSICAL EXERCISE AT DIFFERENT AGE STAGES

Summary

В данной статье рассмотрены возможности адаптации человека к физическим упражнениям. Снижается физическая подготовленность детей. Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в Вооруженных силах. Одной из задач физической культуры является воспитание здорового поколения обеспечиваемое через привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека в быту и меняющейся экологической (природной) среде.

Keywords: старость, юность, адаптация, спорт, здоровье, old age, youth, adaptation, sport, health.

Здоровье народа среди основных жизненных приоритетов одна из наименее защищенных сторон жизни россиян. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей. Не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации учащихся. Особой группой риска является именно подростковый возраст.

Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменений его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды. Проблема адаптации необычайно широка и многогранна, охватывает сферу интересов биологов, физиологов и медиков.

Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма.

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.

Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.

Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации [1, 280; 7, 480].

От сложности задачи, поставленной перед организмом человека, зависит количество числа звеньев регуляции, которые включаются в работу, а также с каким напряжением будут функционировать физиологические системы организма. Наука, которая изучает функции организма человека в условиях бездействия и при разнообразных условиях деятельности, а также механизмы их регулирования, называется физиологией. А раздел, который изучает изменение функционирования организма при мышечной активности и дающий практические знания по увеличению ее эффективности, называется спортивная физиология.

Организм, как механизм, поддерживает в меняющихся условиях постоянство его внутренней среды. Сложные механизмы осуществляют функции регулирования нервно-мышечной системы, системы кровообращения и дыхания, органов пищеварения и выделения, для необходимости достижения конкретной цели. Любому тренеру необходимо знать, как протекают адаптивные процессы в организме человека, так как знание механизмов регуляции различных функций организма дает возможность правильно понять порядок действий для восстановления организма вовремя и после напряженного мышечного труда.

В начале увеличение мышечной деятельности оказывается стрессом для всего организма, вследствие чего организм начинает искать пути решения выхода из стрессовой ситуации, этот момент называется стрессовой адаптацией. Если такая стрессовая ситуация начинает повторяться вновь и вновь, организм переходит к новой стратегии адаптации, которая требует более длительного промежутка времени и более глубоких перестроек, такая адаптация называется долговременной, но является более эффективной [2, 368].

Наконец, организм человека приспосабливается и начинает воспринимать это как обычное явление, не требующее больше затрат энергии. Способность к адаптации имеет границы. Тренировка, которая не рациональна, особенно в детском и подростковом возрастах, приводит к переутомлению, перенапряжению, значительному снижению резервов здоровья. Это приводит к стадии истощения. Стадия истощения — если организм долгое время вынужден жить в условиях повышенного выделения гормонов, отмечается гиперреактивность желёз внутренней секреции, что приводит к гормональному истощению. Симптомами стадии истощения оказывается чувство тревоги.

У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. Организм ребенка находится в постоянном обучении взаимодействия всех внутренних функций организма.

На ранних этапах развития практически любые новые воздействия на организм вызывают очень бурную реакцию, в которую включаются практически все внутренние механизмы (органы, системы). Такое воздействие крайне неэкономично и все эти внутренние механизмы не справляются с поставленной адаптивной задачей. С этим и связана неспособность детского организма справляться с слишком большой физической нагрузкой. Со временем адаптационный ответ перестает быть общим и становится более локальным, направленным на решение узкой адаптационной задачи. Под влиянием больших нагрузок в большинстве случаев наблюдается замедление созревания и снижение иммунитета у подростков [3, 368; 9, 230].

Лишь с 5-7 лет у детей организм начинает нормально реагировать в ходе своего приспособления. В период созревания адаптационные процессы замедляются и перестают быть локальными. А после 15-16 лет юноши и девушки способны адаптироваться почти как взрослые.

Формирование мышечных волокон полностью приходится на 17-18 летний возраст, этот возраст считается самым оптимальным для выдерживания повышенного уровня адаптации и раскрытия дополнительных резервов организма.

К старости (70 лет и старше) происходит снижение числа «сильных» волокон и более половины объема мышечной структуры приходится на более универсальные промежуточные волокна. С возрастом изменяется эластичность кровеносных сосудов. Увеличивается содержание зольных веществ в стенках сосудов, особенно солей кальция и фтора [4, 328; 5, 304].

С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.

Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.

Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности.

Наконец, организм человека приспосабливается и начинает воспринимать это как обычное явление, не требующее больше затрат энергии. Способность к адаптации имеет границы. Тренировка, которая не рациональна, особенно в детском и подростковом возрастах, приводит к переутомлению, перенапряжению, значительному снижению резервов здоровья [6, 543; 8, 88].

У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. Организм ребенка находится в постоянном обучении взаимодействия всех внутренних функций организма.

С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.

Bibliography

  1. Ermolaev Yu.A. Age physiology. — Moscow: SportAcademExpress, 2015. — 280 p.
  2. Zakharov E.N., Karasev A.V., Safonov A.A. Encyclopedia of physical fitness. Methodical basis for the development of physical qualities / Ed. A.V. Karaseva. — Moscow: MPTOS, 2014. — 368 p.
  3. Laptev A.P., Polievsky S.A. Hygiene. / Tutorial. — Moscow: FiS, 2016. — 368 p.
  4. Meinberg E. The main problems of sports pedagogy. / Ed. M.Y. Vilensky, O.S., Metlushko. — M.: The Aspect of Press, 2017. -318s.
  5. Matveev L.P. The general theory of sports. Textbook. — M., 2017. — 304 p.
  6. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture. / Tutorial. — Moscow: FiS, 2016. — 543 p.
  7. Explanatory dictionary of sports terms. F.P. Suslov, D.A. Tyshler. — Moscow: SportAcademPress, 2016.- 480 p.
  8. Physical education and valeology: Proc. benefit Comp. A.P. Gorban, A.A. Bishaeva, M.V. Spider — M.: Union, 2017. — 88 p.
  9. Cheshikhin V.V., Kulakov V.N., Suslov F.P. Physical culture and healthy lifestyle of students: Textbook. benefit — M .: Publishing House of MGSU «Soyuz», 2016. — 230 p.