Власова Е.А.
Тольяттинский государственный университет
АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
Незаконный оборот наркотиков является международным явлением, имеющим негативные социальные, политические и экономические последствия для всех стран. На сегодняшний день лидером по производству героина является Афганистан. Глобальная торговля незаконными афганскими опиатами стала одной из крупнейших в мире транснациональных угроз наркотиков и преступности с серьезными последствиями для здоровья, управления и безопасности на национальном, региональном и международном уровнях, и, к сожалению, на сегодняшний день проблема не исчерпана, имеет несомненную значимость и актуальность. В статье исследован афганский наркотрафик, его последствия и меры борьбы.
Ключевые слова: наркотики, наркотические средства, незаконный оборот наркотиков, афганский наркотрафик.
Keywords: drugs, narcotic drugs, drug trafficking, Afghan drug trafficking.
По мнению экспертов, в настоящее время доля Афганистана в мировом рынок героина составляет около 92%. Согласно данным УНП ООН за 2014 год, опиумные плантации Афганистана составляют 193 тыс. га. Производство наркотиков в Афганистане и его массовые перевозки в различные части континента остаются одной из наихудших угроз стабильности и развитию перспектив, которая уже приобрела характер национальной трагедии для стран Центральной Азии, России и стран ЕС.
В декабре 2008 год ряд министров, послов и специальных представителей из Афганистана и сопредельных стран собрались на неформальную встречу в пригороде Парижа для того, чтобы обсудить возможности расширения регионального сотрудничества. На первом месте в списке фигурировала задача налаживания более тесной работы по укреплению границ в борьбе с наркотрафиком. Со времени парижской встречи прошло более 10 лет, но региональные усилия по оказанию содействия Афганистану не имеют дальнейшего развития, а международное сообщество по-прежнему пытается бороться с распространением плантаций опиумного мака и расширением наркотрафика.
Для начала рассмотрим, что такое наркотрафик. «Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортных средств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности» [2].
Несмотря на то, что Афганистан — маленькая страна, она производит почти 95% мирового производства героина и является лидером в мире по производству наркотиков. Лаборатории по обработке наркотиков находятся не только в Афганистане, но и в Таджикистане, поскольку их границы соприкасаются и сливаются в единый горный район. А так как граница Таджикистана плохо контролируется, это создает все условия для перемещения наркотиков дальше в страны Центральной Азии, в Казахстан и далее в Россию. Так происходило не всегда, примерно до конца 70-х годов 20 века мак в Афганистане использовался лишь в хозяйственных целях. Однако военные конфликты, ослабление власти Кабула, развязали руки наркоторговцам.
Расцвет производства наркотиков особенно начался в годы гражданской войны. Из-за бомбардировок крестьяне лишились урожая, поэтому более доходным стало выращивание опия, стала обширно развиваться наркоторговля, образовались так называемые «опийные рынки». В этот период производство наркотических веществ становится основной доходной деятельностью, деньги от которой идут на приобретение оружия, боеприпасов, продовольствия, на вербовку наемников.
Можно выделить несколько периодов разрастания торговли наркотиками, связанные с вооруженными конфликтами в стране:
- Начало гражданской войны в Афганистане (1970-1990 г.);
- Переходный период (с середины 1990-х гг. по 1996 г., вооруженные конфликты и междоусобицы между различными местными группировками);
- Период правления талибов (с 1996 по 2001 г.);
- Постталибовский период (с конца 2001 г.).
Конечно? большую роль в разрастании наркоторговли сыграл вывод советских войск из Афганистана, затем распад СССР, и, соответственно, открытие новых каналов поставок. На сегодняшний день ситуация усугубляется также выводом войск западной коалиции из Афганистана. Хотя их роль в сдерживании разрастания наркоторговли была весьма слабой, но теперь этот процесс перестанет полностью ограничиваться.
«Существует несколько маршрутов транспортировки произведенного в Афганистане опия, который по пути (в Афганистане или за его пределами) в специальных лабораториях превращается в героин. Из этих маршрутов главными являются балканский (через Иран (вариант – в Пакистан к порту Карачи и далее – морским путем, Турцию, балканские страны и далее – в Южную и Центральную Европу по направлению к Нидерландам) и северный (или «шелковый путь»). В последнем случае главным магистральным направлением считается совокупность маршрутов, проходящих через Таджикистан, Кыргызстан (или узбекистанскую часть Ферганской долины), Казахстан, Россию и далее через Украину, Белоруссию либо страны Прибалтики в Восточную Европу, Германию и Нидерланды. Различные ответвления маршрута идут через афгано узбекскую границу и Казахстан (в середине 1990 х гг. один из главных северных путей проходил через г. Термез, оттуда – в Карши, Бухару, Ургенч, Нукус и далее через плато Устюрт в Казахстан и Россию), через афгано туркменскую границу – в Казахстан или Азербайджан, в большинстве случаев выходя после этого к российской территории, однако иногда направляясь в обход ее, в частности через Турцию»[2].
На сегодняшний день – Афганистан является аграрной страной со слабой экономикой и неразвитой промышленностью, ослабленной гражданской войной, вооруженными конфликтами. Но при этом остается крупным поставщиком опия в мире, доля поставляемых наркотиков постоянно растет.
«С 2016- 2017гг мировое производство опиума выросло на 65% и составило 10,500 тонн, — это самая высокая отметка из когда-либо зарегистрированных UNODC с момента начала мониторинга мирового производства опиума в начале ХХI века. Заметный рост культивации опийного мака в Афганистане привел к тому, что количество опиоидной продукции, произведённой в Афганистане за прошлый год, составило 9 тысяч тонн»[3].
Причины масштабного производства опия в Афганистане – постоянные войны, политические кризисы, отсутствие централизованной власти и государственности. Операция НАТО в Афганистане (2001 – 2014 г.г.) к политической стабильности в регионе не привела [1, 69-80].
Кризис в Афганистане и увеличение доли производства опия остается одной из важнейших проблем международной политики на сегодняшний день. Военные действия НАТО в Афганистане привели к тому, что экономика страны полностью пришла в упадок, крестьяне остались без заработка, поэтому развитие нелегальной опиумной промышленности является единственным источником дохода для большей части населения Афганистана.
К концу 2000-х годов ошеломляющие объемы наркотрафика из Афганистана ударили по социально-политической ситуации в странах Центральной Азии и России. Кроме того, афганский наркобизнес стали активно спонсировать мировые экстремистские преступные группировки. НАТО так и не удалось перекрыть каналы поставок в страны Центральной Азии, напротив, произошло резкое увеличение производства и распространения по всему миру наркотиков.
Таджикистан даже при поддержке с российской стороны не справляется с потоком наркотиков, осложняет этот процесс и то, что граница Таджикистана с Афганистаном проходит по горным и труднодоступным районам. Границу Таджикистана необходимо модернизировать, усилить, что требует значительных вложений, страна одна не справится с этим, и эту проблему необходимо решать только на международном уровне.
Россия, конечно, сотрудничает и оказывает содействие странам Центральной Азии в подготовке и повышении квалификации кадров оперативных спецслужб, которые по долгу службы осуществляют антинаркотическую деятельность, кроме того проводятся совместные операции «Канал», но этого недостаточно. Необходимо объединить усилия всех стран в борьбе с Афганским наркотрафиком на международном уровне.
«Антинаркотическая стратегия государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности», принятая перед самым выводом войск НАТО из Афганистана 23 декабря 2014 года [4], имеет ограниченную сферу применения, поскольку подписана только шестью государствами (РФ, Республиков Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Кыргызстан). Без участия других государств, страдающих от афганского наркотрафика, решить проблему не удастся.
Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
- афганский наркотрафик – проблема международного уровня. Кроме того, представляет серьезную угрозу для России, поскольку проходит через ее территорию и является серьёзной угрозой для безопасности института государства, для здоровья, жизни и существования нации в целом;
- поскольку простого решения проблемы наркотрафика из Афганистана нет, для борьбы с этой глобальной проблемой Совету Безопасности ООН необходимо придать афганскому наркотрафику статус угрозы миру и безопасности, и тогда все государства, в том числе и международные структуры, обязаны будут принимать более активные меры по борьбе с данным явлением. Также необходимо постоянно контролировать и оценивать действия властей Афганистана по снижению уровня развития наркоторговли;
- государства Центральной Азии не могут справиться с проблемой в одиночку, поскольку ограничены в средствах, которые они могут предоставить для борьбы с наркотрафиком, однако через них проходят основные маршруты наркотиков из мест производства в Афганистане к российским и европейским потребителям;
- учитывая важность пресечения наркотрафика из Афганистана через страны Центральной Азии и Россию в Европу, представляется возможным включение в борьбу с наркотрафиком соседних стран: Китая, Индии, Пакистана, куда идет часть наркотиков, специальные органы и правительства которых заинтересованы в перекрытии этого канала поставки.Также помимо создания антинаркотических поясов по границам Афганистана, необходимо будет определиться с наркотрафиком внутри Центральной Азии, наладить механизм координации специальных ведомств для взаимного информирования по трафику наркотических веществ. Особое внимание следует уделить ситуации на границе Таджикистана и Кыргызстана, недостаточная охрана которой способствует перевозке наркотиков. Принципиально важным будет привлечение к сотрудничеству Туркменистана. Несмотря на то, что поток афганских наркотиков через Туркменистан невелик, определенная доля героина поступает на черный рынок и через афгано-туркменскую границу. Поэтому странам необходимо приложить всевозможные усилия по установлению прочного антинаркотического сотрудничества;
- также необходимо отметить, что сотрудничество России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков со странами Центральной Азии, а также с международными организациями, членами которых они являются, имеет большие масштабы. Сотрудничество стран развивается в различных направлениях, наиболее практичным и наглядным из которых является проведение совместных операций по обнаружению каналов наркоторговцев и пресечению их деятельности. Конечно, борьбу с Афганским наркотрафиком усугубляет противостояние интересов России и США как двух крупных мировых держав, но поскольку Афганский наркотрафик несет в себе глобальную мировую угрозу, необходимо в этой ситуации найти точки соприкосновения и объединить все силы для борьбы с такой мировой бедой как «Афганский наркотрафик».
Литература:
- Чихринова А. И. Политика национального примирения в Афганистане. М.: Вестник РУДН: серия «Политология», 2014.- № 1. С. 69-80.
- Афганский наркотрафик: основные маршруты. Справка [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20100603/242406939.html (дата обращения: 24.05.2019)
- Всемирный доклад о наркотиках 2018: опиоидный кризис, растущий уровень употребления рецептурных препаратов, рекордные уровни производства кокаина и героина [Электронный ресурс]
- Об Антинаркотической стратегии государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]
- Северный маршрут транзита опиатов из Афганистана в Россию: пути противодействия наркотрафику [Электронный ресурс]