Изаксон Р.А.
Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры общеправовой подготовки, ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», г. Иркутск
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
В настоящей статье рассмотрен ряд проблем международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере коррупции. Слабое взаимодействие между государствами и пробелы в законодательстве приводят к тому, что большинство коррупционеров остаются безнаказанными. Данное исследование показывает, что правовые и организационно-управленческие факторы, влияющие на рост коррупции, играют далеко не последнюю роль в формировании коррупционной составляющей
преступности.
Abstract
This article discusses a number of problems of international cooperation in the fight against crimes in the field of corruption. Weak interaction between states and gaps in legislation lead to the fact that most corrupt officials go unpunished. This study shows that legal and organizational and managerial factors affecting the growth of corruption play a significant role
in the formation of the corruption component of crime.
Ключевые слова: коррупция, международное сотрудничество, законодательство, преступление.
Keywords: corruption, international cooperation, legislation, crime.
Современный мир с его развитыми технологиями и новыми возможностями отличается большим объемом коррупционных правонарушений. Они стали более изощренными и приобрели транснациональный характер, т.к. стало возможным осуществить преступные действия на расстоянии, не прилагая активных телодвижений.
Вообще, понятие «международного сотрудничества в борьбе с коррупционной преступностью» рассматривалось различными учеными: А. И. Бастрыкиным, В. П. Зиминым, Т. Т. Мансуровым, В. Ф. Цепелевым, Р. А. Шарифуллиным и др.
Традиционно международное сотрудничество, в частности, в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями, определяется как деятельность государств и иных участников международных отношений, которая регулируется основополагающими нормами внутригосударственного и международного права. Международное сотрудничество необходимо для:
- предоставления защиты и оказания поддержки людям и организациям, которым причинен вред в результате преступления;
- обеспечения предупредительной функции;
- юридической оценки коррупционных преступных деяний;
- исполнения наказания;
- выработки шаблонов для двусторонних и многосторонних договоров между странами.
В борьбе с транснациональной коррупционной преступностью большую роль играет степень развития международного сотрудничества. Это основополагающий фактор производства расследования международных коррупционных преступлений связан с тем, что отсутствие соглашений о выдаче преступников, а также об условии их задержания на территории другого государства может привести к тому, что виновное лицо избежит наказание. Ученые отмечают, что «международное сотрудничество в борьбе с коррупционной преступностью является сложной системой отношений, включающее политику, законодательство, правоприменительную, организационно-управленческую, информационную, научно исследовательскую деятельность государств, государственных органов и должностных лиц, а также международных организаций по предупреждению преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями». [1]
Однако плохо налаженное взаимодействие между государствами и пробелы в законодательстве приводят к тому, что большинство коррупционеров остаются безнаказанными.
Можно выделить ряд проблем международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере коррупции:
Во-первых, это сам транснациональный характер преступности и слабая возможность в связи с этим выйти на след виновного. Решение этой проблемы – совершенствование вопросов взаимодействия межгосударственных органов власти, в том числе путем сотрудничества силовых спецподразделений для более эффективного раскрытия и расследования коррупционных преступлений. Так, во многих государствах сущеcтвуют аналоги дейcтвующему в роccийcкой Росгвардии подразделению СОБР (табл. 1). Целесообразно им обмениваться друг с другом опытом по борьбе с коррупционными правонарушениями, а также рассмотреть возможность создания на интернациональном уровне группы специалистов, которые смогли бы оказывать силовое противодействие коррупционным схемам.
Вторая проблема – это специфика действия уголовного закона в пространстве. Антикоррупционные органы отдельной страны не уполномочены проводить следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия на территории иностранного государства, где произошло преступление. Что касается российского законодательства, то ч. 3 ст. 12 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении иностранцев: «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» [2].Следовательно, иностранных граждан можно привлечь к ответственности за коррупционные преступления, в т. ч. и международные, совершенные за пределами России только в тех случаях, когда потерпевшими оказались либо «гражданин Российской Федерации или постоянно проживающее в Российской Федерации лицо без гражданства», либо затронуты «интересы Российской Федерации», что значительно сужает круг преступлений, которые возможно расследовать. Решением данной проблемы будет являться «расширение границ» антикоррупционного законодательства путем заключения соглашений с другими государствами. [3]
Третья проблема – экономическая. Если коррупционер был задержан на территории государства, гражданином которого он не является, то необходимо его доставить в государство, гражданином которого он является, и производится это за счет последнего. Однако большинство стран не могут или не хотят оплачивать путь правонарушителей на родину, а возможность их задержания не бесконечна. Поэтому спустя установленное законом время сотрудникам Интерпола приходится отпускать преступников, и они остаются безнаказанными.
Четвертая проблема – трудности экстрадиции, т. е. передачи коррупционера государством, на территории которого оно находится, компетентным органам другой страны для привлечения его к ответственности или приведения приговора в исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает автономность заинтересованных государств и призывает соблюдать громоздкую и длительную процедуру, а также тем, что для экстрадиции необходим договор между странами, чего может и не быть, тогда опять же коррупционер вновь останется безнаказанным. Решение этой проблемы заключается в умении государств договариваться, т. е. необходимо пересмотреть неактуальные антикоррупционные договоры и принять новые меры.
Итак, существует множество факторов, влияющих на рост числа коррупционных преступлений в мире, и России в частности. Многие из них (социально-экономические, политические, социально-психологические и др.) уже описаны в научной литературе. Проведенное исследование показывает, что правовые и организационно-управленческие факторы также играют далеко не последнюю роль в формировании коррупционной составляющей преступности.
Общеизвестно, что право должно выступать не только регулятором, но и гарантом общественных отношений, поэтому можно допустить, что недостатки и пробелы действующего законодательства в России и мире приводят к росту коррупции.
Необходимо обозначить и такой негативный феномен, как так называемое кумовство и фаворитизм, выражающиеся в необоснованном выдвижении людей, которые не имеют должных нравственных качеств и способностей на руководящие муниципальные или государственные должности. Устранение и минимизация основных факторов, порождающих коррупцию, сможет привести к снижению показателей коррупции как в России, так и в мире.
Литература:
- Мансуров Т. Т. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера. М. : Современная экономика и право, 2003.- 104 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФот 13.06.1996 № 63- ФЗ: [Электронный ресурс] – электрон. данные. – Информационно-правовой портал Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru.
- Ермакова О. В. Проблемы квалификации присвоения или растраты: Учебное пособие. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. — 32 с.