Башурова А.А., Калинина О.Г.
Ижевская государственная медицинская академия
АНАЛИЗ ДЕПРЕССИИ И ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Г. ИЖЕВСКА
Аннотация
В данной статье рассмотрены литературные данные по теме депрессии и повышенной тревожности, приведены основные причины появления депрессии в современном обществе. Установлены корреляционные связи между тревожностью и учебным процессом у студентов медицинского университета.
Summary
This article discusses the literature data on the topic of depression and anxiety, the main causes of depression in modern society are given. The correlation links between anxiety and the educational process among students of the medical university have been established.
Ключевые слова: депрессия, тревожность, студенты-медики, подверженность депрессии.
Key words: depression, anxiety, medical students, susceptibility to depression.
Научный руководитель: Толмачев Денис Анатольевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры
«Общественное здоровье и здравоохранение»
Актуальность: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 50% мирового населения, страдает нервно-психическими расстройствами [1,413]. Результаты исследования Psychological Disordersin Primary Care показывают, что наиболее часто встречающимся психическим расстройствам в общемедицинской практике относятся депрессия и тревожные расстройства. По оценкам экспертов ВОЗ (2001), к 2020 г. депрессия займет второе место среди причин инвалидности и смертности населения Земли.[2]
Депрессия, в современном понимании, — это угнетенное, пессимистическое, печальное настроение, которое может углубляться до степени выраженного уныния, тоски неопределенным чувством безысходности и какого-то грозящего несчастья, а также физически ощущаемыми чувствами «душевной боли».[3,104]
Тревога – эмоционально окрашенное состояние, возникающее в определенный момент времени, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается, от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. К общим причинам возникновения депрессивного и тревожного состояния относится генетическая предрасположенность у человека. Так, у тех людей, у которых родственники были больны депрессией или повышенной тревожностью, значительно повышен уровень возникновения симптомов тревоги и депрессии. Неудовлетворительные жизненные обстоятельства. Появление и развитие различных травмирующих психику ситуаций и неумение человека с ними справляться может стать причиной появления тревожно-депрессивной симптоматики. Результат системного дисбаланса нейромедиаторов. Наблюдается при дисфункции серотонинэргической нейромедиаторной системы – гиперактивность человека происходит за счет повышения пресинаптической чувствительности 5НТ1А-рецепторов. Кроме того, тревога может возникнуть у человека в определенных жизненных ситуациях или же присутствовать постоянно.[4, 428;6, 36; 7,666]
Многие студенты-медики страдают от депрессии, причём большинство из них даже не пытаются её вылечить — к такому выводу пришли учёные из Больницы Бригама и женщин (Brighamand Women’s Hospital) и Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Они провели систематический обзор 200 исследований, в которых приняли участие 129 000 человек из 47 стран, и выяснили, что с психическим расстройством сталкивались 27% учащихся, а 11% и вовсе подумывали о самоубийстве. [5]
Цель: исследовать распространенность тревоги и депрессии с помощью психометрических методов (шкала HADS) среди студентов Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА).
Задачи: провести анализ тревожности и депрессии с помощью шкал HADS среди студентов Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА). Выявить процент студентов, подверженных депрессии и тревожности, и основные причины, повлекшие за собой развитие симптомов психических расстройств.
Материалы и методы: материалом для анализа явились результаты интернет- опроса, основанного на госпитальной шкале тревоги и депрессии HADS. HADS — самозаполняемый опросник, состоящий из 14 вопросов о тревоге и депрессии. Уровень тревоги/депрессии оценивали по полученной сумме баллов на основании ответов на вопросы: 0—7 баллов — «норма», отсутствие достоверных симптомов тревоги/депрессии; 8—10 — субклинический уровень тревоги/депрессии; 11 и выше — клинический уровень тревоги/депрессии.
Результаты:
В интернет — опросе участвовали 100 студентов ИГМА. Среди участвующих, женщины составляют 76,0%, мужчины- 24,0%. Распределение по возрастному признаку: 17-19 лет- 33,0%; 20-22 года- 46,0%; 22-24 года- 17,0%; 24-26 лет — 4,0%. Распределение по курсам: 1 курс- 22,0%; 2 курс- 18,0%, 3 курс-12,0%; 4 курс- 30,0%; 5 курс-12,0%, 6 курс- 6,0%.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что подвержены к депрессии и повышенной тревожности больше, чем другие?» Большинство (66,0%) респондентов ответили «да». Каждый третий (34,0%) студент не считал себя подверженными тревожности и депрессии, среди них в ходе анализа выявлены субклинические и клинические симптомы депрессии и тревожности у 74,0% респондентов.
Не выявлено симптомов психических расстройств у 13,0% студентов ИГМА. Субклинические симптомы наблюдались у 49,0% студентов. Клинические симптомы у 38,0%.
Основные причины, повлекшие за собой развитие ряда симптомов, среди различных курсов явились: на 1,2,4 курсах – напряженная учеба и это составляет в целом 50,0%, на 3 курсе ведущими причинами явились конфликты и проблемы личного характера, что составило 20,0%, на 5 курсе – сложности совмещения работы и учебы- 7,5% и на 6 курсе — эмоциональные нагрузки, что по ВУЗу составило 22,5%.
Выводы: Таким образом, среди студентов ИГМА каждый второй считал, что подвержен к тревожности и депрессии. Основная причина, повлекшая за собой развитие ряда симптомов у студентов ИГМА являлась напряженная учеба.
Литература
1. Cross-national comparisons of the prevalence and correlates of mental disorders. WHO International Consortium in Psychiatric Epidemiology. Bull World Health Organ 2000; 4 (78): 413—426.
2. WHO Global InfoBase (Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ 2001).// http:www.infobase.who.int.
3.Овсянников С. А., Цыганков Б. Д. К проблеме систематики в психиатрии // XIV съезд психиатров России: материалы съезда. — М., 2005. — С. 104.
4. Жане П. Неврозы и фиксированные идеи. — СПб., 1903. — С. 428.
5.Юлия Коровски. «Почти треть студентов-медиков страдает от депрессии»: // https://22century.ru
6. Попова Н.М. , Чернова А.Н., Ямолдинов Н.Р. Некоторые аспекты образа жизни студентов медицинского и технического вузов. // Труды Ижевской государственной медицинской академии. Сборник научных статей. Ижевск. С. 36-38
7. Шкляев А.Е., Толмачев Д.А., Иванова М.К. Влияние отдельных критериев отбора абитуриентов на успеваемость студентов. // За качественное образование материалы № 3 Всероссийского форума (с международным участием). 2018. С. 666-766