Боев А.В., Валуйскова А.М.
Ростовский филиал Российской таможенной академии
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ
Научный руководитель: Евграфова О.В.
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и
международных экономических отношений
Аннотация
Статья посвящена анализу последствий гармонизации законодательства ЕАЭС и национального законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Ставится вопрос о степени соответствия норм законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании законодательству ЕАЭС, в частности, ТК ЕАЭС и актам органов ЕАЭС. Анализируется практика применения запретов и ограничений как мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Анализируются количественные и качественные показатели оценки реализации запретов и ограничений импорта и экспорта, вводимых на территории Российской Федерации. Анализируется правомерность установленных запретов и ограничений. Анализируется динамика взаимной торговли Российской Федерации с третьими странами. Делается вывод о степени эффективности существующих нетарифных методов нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС в Российской Федерации.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the consequences of harmonization of the EAEU legislation and the national legislation of the Russian Federation on customs regulation. The question of the degree of compliance of the legislation of the Russian Federation on customs regulation with the legislation of the EAEU, in particular, the EAEU TC and the acts of the EAEU bodies is raised. The practice of application of prohibitions and restrictions as measures of non-tariff regulation of foreign economic activity of the Russian Federation is analyzed. The quantitative and qualitative indicators of assessment of implementation of the bans and restrictions of import and export introduced in the territory of the Russian Federation are analyzed. The author analyzes the legality of the established prohibitions and restrictions. The dynamics of mutual trade of the Russian Federation with third countries is analyzed. The conclusion is made about the degree of effectiveness of the existing non-tariff methods of legal regulation of foreign economic activity of the EAEU in the Russian Federation.
Ключевые слова: меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения, таможенное регулирование, департамент защиты внутреннего рынка, внешняя торговля.
Keywords: Non-tariff measures, prohibitions and restrictions, customs regulation, Department of internal market protection, foreign trade.
Государственное регулирование внешнеторговых сделок в условиях рыночной экономики ЕАЭС имеет определенную цель. Как правило, оно направлено на защиту национального товаропроизводителя и потребителя, а также на обеспечение государственной безопасности. Для достижения этой цели в законодательстве ЕАЭС реализованы механизмы тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель данного исследования – проанализировать количественные и качественные показатели оценки реализации запретов и ограничений импорта и экспорта, вводимых на территории Российской Федерации, и прийти к выводу об эффективности или о неэффективности нетарифных методов нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС в Российской Федерации.
Нетарифное регулирование реализуется при помощи специальных методов:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров [1].
Количественные ограничения импорта и (или) экспорта определенных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ТК ЕАЭС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ [3].
В связи с напряженной экономической ситуацией и введением антироссийских санкций, в 2014 году во исполнение указов Президента РФ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, Правительством РФ введены ряд запретов и ограничений. В частности, до 31 декабря 2019 года действует запрет ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран Европейского союза, Соединенных Штат Америки, Норвегии, Канады, Австралии, Албании, Украины, Исландии, Черногории и Лихтенштейна [4].
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778 к Перечню запрещенной к ввозу сельскохозяйственной продукции относится мясо крупного рогатого скота и свинина, мясо птицы, молоко и молочная продукция, овощи (корнеплоды и клубнеплоды), фрукты и орехи, колбасы и аналогичные продукты из мяса, пищевые и готовые продукты, соль, сырные продукты, мальки лосося и форели, устрицы и мидии [5].
Необходимо отметить, что по данным ФТС России, в 2013 году Россия импортировала такой продукции из вышеперечисленных стран на сумму около 8,35 млрд. долларов, что составляет около 2,5% от общего объема импорта (317,8 млрд. долларов). В 2017 году в данный список товаров были включены живые свиньи, пищевые субпродукты крупного рогатого скота (а также овец, коз, свиней, лошадей, мулов, ослов), свиной жир и жир домашней птицы, жир крупного рогатого скота, коз и овец, лярд-стеарин, олеостераин, лярд-ойль, олео-ойль и животное масло [6, 1282].
Тем не менее, вышеперечисленные товары проникают на российский рынок под видом продукции из стран, к которым санкции не применены. С 2016 года на прилавках уже были «белорусские креветки» и «чилийские мидии». В большинстве случаев подобное перемещение товаров осуществляется посредством искажения данных, указанных в маркировке и сопроводительных документах. Однако, нарушители находят все более и более изощренные способы обхода российского законодательства. Так, в августе 2016 года у границы с Беларусью российские пограничники обнаружили отремонтированную контрабандистами дорогу, по которой осуществлялся ввоз запрещенных товаров из Польши.
Необходимо отметить, что на фоне реализации введённых антироссийских санкций и спада удельного объема импорта 2014-2015 годов к 2017-2018 году наблюдается восстановление прежних показателей и даже рост. Так, товарооборот через Читинскую таможню за первые 6 месяцев 2017 года составил 682,8 миллиона долларов, в 2018 году увеличившись до 740 миллиона долларов. Больше всего через Забайкальский край везут продукцию машиностроения – 48,2 % импорта, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 30,7 %, строительные материалы – 7,9% [6, 1284].
Помимо ограничений ввоза товаров, с целью количественного регулирования и контроля над оборотом товаров, активно применяется система лицензирования, позволяющая отслеживать количество участников внешнеэкономической деятельности. В данном контексте необходимо уделить внимание и исключительному праву на экспорт или импорт отдельных товаров.
Данная экономическая привилегия вводится на основании финансовых и статистических расчетов не только с целью ограничения количества участников внешнеторговой деятельности, но и для создания соответствующих условий адекватной конкуренции. Более того, законодательством РФ предусмотрена процедура распределения квот, основанная на равноправии участников ВЭД и проводимая в рамках конкурса или аукциона. Так, в регионе деятельности Читинской таможни наблюдаются изменения в структуре экспорта древесины и лесоматериалов в сторону уменьшения доли необработанных лесоматериалов и увеличения доли обработанных лесоматериалов, в отношении которых не взимаются таможенные пошлины [6, 1286].
По нашему мнению, ощутимый результат по достижению данных показателей был достигнут посредством уменьшения количества выданных Министерством промышленности и торговли РФ лицензий на экспорт древесины участникам внешнеэкономической деятельности. В 2014-2015 [6, 1284] годах количество экспортеров древесины снизилось с 78 до 72 и продолжает уменьшаться, а число участников ВЭД осуществляющих экспорт лесоматериалов стремительно увеличивается и на 2016 год составляло 102. Наибольшие объемы экспорта лесоматериалов были оформлены на Петровск-Забайкальском таможенном посту – 341 748,85 куб.м., на втором месте Читинский таможенный пост – 231 726, 52 куб.м., на третьем Агинский таможенный пост — 3876,82 куб.м [6, 1288].
Помимо основных запретов и ограничений, установленных международным и отечественным законодательством, которые являются частью системы методов нетарифного регулирования, существуют специализированные – применяются по экономическим причинам.
Согласно главе 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к особым видам запретов и ограничений внешней торговлей товарами, услугами и интеллектуальной собственностью относятся:
- запреты и ограничения в целях участия в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН;
- запреты и ограничения с целью замедления сокращения валютного резерва и достижения разумного темпа его увеличения;
- запреты и ограничения, связанные с мерами валютного регулирования и валютного контроля;
- ответный запреты и ограничения [2].
К последним относятся меры, принимаемые вследствие нарушения международных обязательств, нарушения экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов, непредставления российским лицам защиты их законных интересов, а также в случае непринятия каких-либо действий субъектом ВЭД для борьбы с противоправной деятельностью лиц этого государства на территории РФ.
В связи с этим 4 июня 2018 года президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» [4]. В качестве мер воздействия (противодействия) данный закон предусматривает:
- прекращение или приостановление международного сотрудничества;
- запрет или ограничение на ввоз продукции и сырья на территорию Российской Федерации, странами происхождения которых являются недружественные государства;
- запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации сырья или продукции организациям, находящимся под юрисдикцией недружественных государств;
- запрет или ограничение на выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных нужд организациями недружественных государств и т.д.
Меры воздействия по данному закону вводятся Правительством РФ и не распространяются на жизненно необходимые товары и их аналоги, а также на товары, ввозимые гражданами для личного пользования.
Еще одной разновидностью запретов и ограничений является экспортный контроль. Эта процедура включает в себя комплекс мер, направленных на соблюдение установленного российским законодательством порядка вывоза товаров за пределы РФ. Помимо этого, экспортный контроль помогает выявлять, предупреждать, пресекать нарушения и осуществляется в отношении узкой группы товаров.
К этой группе относятся вооружения и военная техника, сырье, материалы, оборудования, технологии и техническая информация, используемая при создании вооружений и военной техники, средства доставки вооружения и оружия массового поражения, оружия массового поражения и иные опасные виды оружия и технологии по их созданию. По результатам исследования Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Российская Федерация занимает второе место в списке стран-экспортеров оружия и военной техники с долей рынка в 23 %. Опережает Россию Соединенные Штаты с долей в 34%. Крупнейшими импортерами российского оружия выступает Индия – 35%, на втором месте Китай – 12 %, на третьем месте Вьетнам – 10 % [6, 1284].
Единственным в России государственным посредником по экспорту и импорту всего спектра конечной продукции, услуг военного и двойного назначения, а также технологий является акционерное общество «Рособоронэкспорт». По данным «Рособоронэкспорта» на территории Российской Федерации около 700 предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих экспорт вооружения и военной техники. К самым крупным российским компаниям оборонно-промышленного комплекса относятся: «Ростех», «Оборонпром», «Моторостроитель», «Уралвагонзавод», Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод.
Следует отметить, что количество производителей таких товаров невелико, однако меры экспортного контроля имеют очень важное значение, поскольку способствуют соблюдению международного законодательства в области нераспространения оружия массового поражения.
Следующая группа запретов и ограничений – нетарифные меры регулирования, которые в свою очередь направлены на защиту жизни и здоровья населения, флоры и фауны, окружающей среды. С их помощью обеспечивается безопасность ввозимой продукции, поскольку создается единая система применения санитарных, фитосанитарных, ветеринарных мер и мер радиационного контроля.
Так, санитарно-карантинный контроль международного аэропорта Чита предполагает проверку и контроль за соблюдением правил ввоза подкарантинной продукции, перечень которой утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318.
Ввозимая подкарантинная продукция должна быть свободна от карантинных объектов в жизнеспособном состоянии, каждая партия сопровождается фитосанитарным сертификатом. Ввоз горшечных растений необходимо производить в питательном субстрате, допускается ввоз с комом прикорневой почвы. Запрещается ввоз семенного и посадочного материала в багаже и ручной клади. Без сопровождения фитосанитарным сертификатом допускается ввоз 1-2 букетов живых цветов. Основными направленияи ввоза подобных товаров для Читинской таможни являются Китай, Вьетнам, Тайланд [6, 1289].
Для перевозки кошек и собак по территории Российской Федерации и страны СНГ владельцу животного необходимо иметь ветеринарное свидетельство, в котором содержится информация о благополучии местности, о проведенных вакцинах, о клиническом осмотре, о виде транспорта и маршруте следования. Ввоз кошек и собак из-за рубежа осуществляется в сопровождении ветеринарного сертификата, оформленного ветеринарной службой страны вывоза. Для вывоза собак и кошек за границу необходимо также выполнить ветеринарные требования страны-импортера, а с целью идентификации животных при выезде на территории стран ЕС применяются микрочипы.
При этом запреты и ограничения ввоза товаров не только служат защите жизни и здоровья населения и окружающей среды, но и способствуют импортозамещению, что оказывает благоприятное воздействие на экономику страны, поскольку в последнее время замещение отечественными товарами набирает серьезные обороты посредством формирования государственных закупок. Государственный заказ, в свою очередь, – один из мощнейших механизмов стимулирования экономических процессов как на макро-, так и на микроуровнях. Данный механизм активно используется странами с высокими экономическими показателями, как мера поддержки отечественных производителей и поставщиков.
Позитивный эффект ограничения и запрета поставок в Россию товаров военного и двойного назначения выразился в ускорении процесса реализации программы импортозамещения в военной сфере. По данным Минобороны РФ, к концу 2016 года предприятия оборонно-промышленного комплекса России на 70−80% выполнили план по «украинскому» импортозамещению [6, 1287].
Позитивный эффект эмбарго сельскохозяйственной продукции выражается в увеличении экспорта зерна и способности агропромышленного комплекса России обеспечить себя мясом и молоком в значительной степени. По данным Национальной мясной ассоциации, самообеспеченность Российской Федерации по мясу птицы в настоящее время составляет почти 100%, по свинине – 90 %, а по говядине – 65 %.
Таким образом, проведенный анализ нормативно-правового регулирования запретов и ограничений свидетельствует об эффективности нетарифных мер нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС в Российской Федерации, поскольку вводимые запреты и (или) ограничения способствуют улучшению экономического положения отечественных производителей, стабилизации ценообразования и обеспечению национальной безопасности.
В заключение следует также отметить, что условия интеграции Российской Федерации с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Республикой Армения в части установления запретов и ограничений полностью соответствуют стандартам, установленным законодательством ЕАЭС.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/2.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12133486/
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
- Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299382/
- Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293 и от 12 июля 2018 г. № 420» от 7 августа 2014 г. № 778 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://base.garant.ru/70712500/
- Жеребцова В.М. Запреты и ограничения в ЕАЭС. Практика применения на примере читинской таможни // Синергия наук. 2018. № 30. С. 1280-1290.