АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «ЗАКАЗ ЗАПЧАСТЕЙ»

Фадеева А.А., Салахутдинов Э.Р., Сиякина В.В.
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «ЗАКАЗ ЗАПЧАСТЕЙ»

Аннотация

В данной производится анализ бизнес-процесса “Заказ запчастей” для выявление возможного неэффективного расходования времени при заказе запчастей. Рассмотрение осуществляется на примере предприятия-автосервиса. Выполнено моделирование бизнес-процесса при помощи AllFusion Process Modeler с использованием
нотации IDEF0, а последующая декомпозиция выполнена при помощи ARIS.

Ключевые слова: экономика, бизнес-процессы, заказ запчастей.
Keywords: economy, business processes, order parts.

Бизнес-процессы являются основой любого предприятия, потому что вся деятельность предприятия складывается из их совокупности. В качестве бизнес-процесса понимается некая система, в которую входит совокупность регламентированных, последовательных и целенаправленных видов деятельности. При этом на эту систему оказывается управляющее воздействие и входные ресурсы преобразуются в результат процесса – выходные ресурсы.
В качестве рассматриваемой системы в данной статье выбрано реальное предприятие, которое занимается автомобильным сервисом.
Бизнес-процесс “Заказ запчастей” является одним из основных процессов на предприятии. Благодаря данному бизнес-процессу предприятие способно заниматься основной деятельностью (ремонтом автотранспорта). На стадии данного бизнес-процесса выполняется выбор запчастей и их покупка с последующим получением.
Для моделирования данного бизнес-процесса используется программное решение AllFusion Process Modeler с использованием нотации IDEF0. А последующая декомпозиция осуществляется при помощи ARIS.
Бизнес-процесс “Заказ запчастей” включает в себя три подпроцесса:

  1. Выбор запчастей;
  2. Оформление заказа покупки запчастей;
  3. Получение заказанных запчастей.

Для всего процесса исполнителем подзадач является мастер-приёмщик и соответствующее оборудование. Выполнение данного процесса осуществляется на основании внутренних правилам организации.
Во время первого подпроцесса производится: поиск запчастей, сравнение существующих предложений и выбор запчасти. Входным ресурсом является отчёт о состоянии автомобиля. Выходным ресурсом является список подобранных запчастей.
На стадии второго подпроцесса производится оформление (производится заказ) выбранных запчастей. Входным ресурсом является список подобранных запчастей, а выходным – заказ запчастей.

Третий подпроцесс является завершающим этапом, на стадии которого производится получение заказанных запчастей. Входным ресурсом является заказ запчастей. Выходным ресурсом являются полученные запчасти.
Проанализировав все три подпроцесса было выявлено неэффективное распределение времени на стадии выбора запчастей. Таким образом, лишнее расходование временных ресурсов увеличивает затраты и не создаёт добавленной стоимости. Логичным решением для повышения эффективности является необходимость минимизировать затраты путём регулирования потерь времени входе выполнения бизнес- процесса. Такое решение способно повлиять как на основные финансовые показатели предприятия (например, выручка, рентабельность, прибыль), так и на удовлетворённость сотрудников и клиентов.

Декомпозиция подпроцесса “Выбор запчастей” представлена на рисунке 2. (см. ниже)
После получения мастером-приёмщиком отчёта о состоянии автомобиля ему необходимо открыть браузер и начать поиск деталей. Поиск выполняется следующим образом: открыть необходимый сайт, найти нужную деталь, записать стоимость. В данной схеме представлено разделение на семь сайтов. То есть необходимо выполнить одинаковую работу по поиску необходимых деталей на семи сайтах. Затем он анализирует собранные данные, выбирает наиболее выгодное предложение и переходит к оформлению заказа.

Литература:

  1. Цуканова О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес- процессов: учебное пособие – СПб.: Университет ИТМО, 2015, 100 с.
  2. Клещев Н.Т., Романов А.А. Проектирование информационных систем: Учеб. пособие / Под общ. ред. К.И. Курбакова. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000, 386 с.
  3. Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании. URL: https://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/express.shtml
  4. Оптимизация бизнес-процессов предприятий автобизнеса // Учебные материалы. URL: https://works.doklad.ru/view/8RKB_77ReSI.html
  5. Билалова И.М., Сулейманова Д.Б. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2017. – №5. – С. 131-136. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41521