Кузнецов В.Н.
К.т.н., старший преподаватель кафедры «Сельскохозяйственная техника и технологии»; Алтайский государственный аграрный университет
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ УРОВНЕМ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
Аннотация
Работа посвящена анализу взаимосвязи в паре «автомобилизация – экономическое развитие». Представлен краткий обзор литературы по исследуемому направлению. В качестве экономических выбраны несколько параметров, таких как, потребительские расходы в месяц на душу населения, уровень безработицы и другие. Уровень автомобилизации выражен как число личных легковых автомобилей и общее количество транспортных средств на 1000 жителей. Взаимосвязь определялась с помощью расчета коэффициента корреляции. Определены группы пар с наиболее сильными взаимосвязями.
Summary
The article is devoted to analysis of the relationship in the pair «motorization — economic development». Attention is given to review of the literature in the area study. Several parameters have been selected as economic ones, such as consumer spending per month per capita, unemployment rate, and others. The level of automobilization is expressed as the number of private cars and the total number of vehicles per 1000 inhabitants. The relationship was determined by calculating the correlation coefficient. The groups of pairs with the strongest interrelationships are identified.
Ключевые слова: автомобилизация, экономическое развитие, взаимосвязь транспорта и экономики, автомобильный транспорт
Keywords: motorization, economic development, interconnection of transport and economy, automobile transport
Особенностью современного социально-экономического развития является повышающаяся роль автомобильного транспорта (АТ). Согласно анализу информации Федеральной службы государственной статистики основным видом транспорта в области пассажирских перевозок и грузооборота является АТ [1, 2]. В рамках социально-экономического уровня регионов транспорт может рассматриваться как условие более интенсивного роста экономики: необходимость использования АТ на предприятиях различной направленности обуславливается его манёвренностью, доставкой грузов «от двери до двери», обширной областью применения по территориальному признаку, видам грузов [3]; так и как его следствие: улучшение уровня жизни населения может вести к увеличению числа личных транспортных средств, а рост прибыли предприятий – к расширению автотранспортного парка.
Одним из индикаторов развития рассматриваемой транспортной отрасли является показатель автомобилизации, который, в целях более детального анализа, может выражаться не только числом личных легковых автомобилей на 1000 жителей, а также в виде общего количества транспортных средств на 1000 жителей.
Целью работы стал анализ взаимосвязи отдельных экономических показателей и различных категорий автомобилизации.
Оценкой взаимосвязи развития экономики и транспорта занимались различные российские и зарубежные исследователи. Расчет величины взаимосвязи между величиной ВВП на душу населения, уровнем автомобилизации и протяженностью автомобильных дорог общего пользования, представленный в работе [4], позволил авторам сделать вывод о том, что развитие транспортной отрасли существенно влияет на развитие экономики. Белорусские ученые [5] провели оценку связи между одним из частных критериев конкурентоспособности национальных экономик, в качестве которого выступил показатель среднедушевого производства ВВП и уровнем автомобилизации. В результате работы получена однофакторная корреляционная модель. Работа [5] посвящена разработке математической модели процесса влияния автомобилизации на социально-экономическое развитие общества на основе метода главных компонент.
Представленные примеры работ представляют отдельные результаты работ по изучению связей «автомобилизация–экономика». Однако большинство исследований направлены на изучение n-ого количества параметров экономического развития с одним показателем автомобилизации, поэтому для более углубленного анализа в качестве категорий автомобилизации использованы несколько параметров.
Основными данными выступили: информация ГИБДД о количестве транспортных средств (по разным категориям) по субъектам РФ, а также данные Федеральной службы государственной статистики об экономических показателях. В качестве показателей автомобилизации приняты: а1 – общее число транспортных средств на 1000 жителей, а2 – число личных легковых автомобилей на 1000 жителей, а также т – общее число ТС и его разбивка по 6 возрастным группам: т0-1 – с года выпуска которых прошло до 1 года включительно, т1-3 –от 1 до 3 лет, т3-5 – от 3 до 5, т5-10 – от 5 до 10, т10-15 – от 10 до 15 и т>15 – свыше 15 лет. Показателями уровня жизни населения и экономического развития региона выступили: э1 – среднедушевые денежные доходы населения (руб.), э2 – уровень безработицы (%), э3 – среднемесячная номинальная начисленная заработанная плата работников организаций (руб.), э4 – величина прожиточного минимума (руб.), э5 – численность населения с доходами меньше прожиточного минимума (тыс. чел.), э6 – потребительские расходы в месяц на душу населения (руб.). Анализ проведен на примере регионов Сибирского федерального округа, временной период: 2017–2018 г.
Взаимосвязь оценивалась с помощью расчета коэффициента корреляции Пирсона. В целях корректности использования критерия, выборки проверены на наличие выбросов с помощью границ Тьюки (значения, выходящие за границы, исключены), а затем на нормальность распределения с помощью W-критерия Шапиро-Уилка, расчеты подтвердили возможность применения выбранного критерия.
В таблице 1 представлены наиболее значимые (более 0,25) коэффициенты корреляции между уровнем автомобилизации и экономическими показателями. Более значительную связь отражает уровень автомобилизации определенный по числу личных легковых автомобилей, среди экономических показателей – потребительские расходы в месяц на душу населения.
Таблица 1
Корреляционные связи между уровнем автомобилизации и отдельными экономическими показателями
Показатели | а1 | а2 |
э1 | Менее 0,25 | 0,27 |
э2 | -0,21 | -0,36 |
э6 | 0,46 | 0,57 |
В таблице 2 представлены результаты расчета коэффициентов корреляции между количеством транспортных средств и их возрастной структурой
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между числом транспортных средств по возрастным группам и экономическими показателями
Показатели | э1 | э2 | э3 | э4 | э5 | э6 |
т | 0,71 | -0,73 | 0,23 | 0,26 | -0,65 | 0,78 |
т0-1 | 0,70 | -0,55 | 0,44 | 0,53 | -0,39 | 0,74 |
т1-3 | 0,75 | -0,68 | 0,42 | 0,60 | -0,47 | 0,83 |
т3-5 | 0,81 | -0,72 | 0,45 | 0,46 | -0,58 | 0,83 |
т5-10 | 0,74 | -0,68 | 0,29 | 0,26 | -0,66 | 0,76 |
т10-15 | 0,73 | -0,73 | 0,26 | 0,37 | -0,60 | 0,82 |
т>15 | 0,58 | -0,68 | 0,10 | 0,08 | -0,63 | 0,66 |
Наиболее выраженные взаимосвязи отмечаются в ряду потребительские расходы в месяц на душу населения по всем возрастным группам и общему количеству ТС. Также значимые корреляционные связи найдены по показателю среднедушевые денежные доходы населения. Слабые связи обнаружены по уровням среднемесячной номинальной начисленной заработанной платы работников организаций и величины прожиточного минимума.
Таким образом, уровень автомобилизации имеет связь с экономическими показателями развития регионов, однако эти связи преимущественно слабые и умеренные. Более выражены связи при оценке общего числа ТС по возрастным группам с экономическими показателями.
Литература
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
- Печатнова Е.В., Кузнецов В.Н. Взаимосвязь показателей автомобилизации и аварийности на примере регионов Сибирского федерального округа // Инновационный транспорт. 2019. № 1 (31). С. 54-57.
- Логвинова Р.М.Анализ состояния автомобильного транспорта регионов центрально-черноземного района и предложения по его развитию // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 2 (10). С. 18-26.
- Постников В.П., Буторина О.В. Выявление взаимосвязи развития транспорта и экономики: временной и региональный аспект исследования // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С. 17-25.
- Доронкин В.Г., Епишкин В.Е., Колачева Н.В. К вопросу моделирования процесса автомобилизации // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 23-30.