АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Михайлова Ю.В.
ЕИ К(П)ФУ

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация

В данной статье представлены результаты анализа научных подходов к решению проблемы планирования образовательного процесса как средства совершенствования управления ДОО. В ходе изучения научной литературы по проблеме исследования выявляются три точки зрения на вопрос о том, каким образом планирование образовательного процесса влияет на эффективность всей системы управления образовательной организацией: отождествление управления с планированием образовательного процесса; рассмотрение планирования как одного из многих средств обеспечения эффективности управления; изучение планирования образовательного процесса как функции управления. По результатам проведенного анализа делается вывод о предпочтительности второй из перечисленных позиций.

Abstract

This article presents the results of the analysis of scientific approaches to solving the problem of planning the educational process as a means of improving the management of Doo. During the study of scientific literature on the problem of research, three points of view are identified on the question of how the planning of the educational process affects the effectiveness of the entire management system of an educational organization: the identification of management with the planning of the educational process; consideration of planning as one of the many means of ensuring the effectiveness of management; study of educational process planning as a management function. According to the results of the analysis, it is concluded that the second of these positions is preferable.

Ключевые слова: планирование образовательного процесса, управление образовательной организацией, дошкольная образовательная организация, совершенствование управления.
Keywords: educational planning, educational organization, early childhood education organization, and improving management.

Одной из актуальных проблем педагогической науки и практики в настоящее время является планирование образовательного процесса, которое выступает одним из базовых комплексных условий эффективного развития в образовательной организации и совершенствования существующей в ней системы управления. В связи с этим, в настоящее время все большее распространение получают научные исследования, посвященные проблемам эффективного планирования образовательного процесса и вопросам совершенствования управления дошкольными образовательными организациями (ДОО).

Тем не менее, в научной литературе отсутствует единая точка зрения по вопросу о том, каким образом планирование образовательного процесса влияет на эффективность всей системы управления образовательной организацией, поэтому анализ научных подходов к решению данной проблемы является в настоящее время не только актуальным и значимым, но и позволяет выявить наиболее оптимальную позицию, определение которой необходимо для успешного ответа на вопрос о том, каково влияние планирования образовательного процесса на эффективность управления образовательной организацией в целом.

Целью данной статьи является анализ научных подходов к решению проблемы планирования образовательного процесса как средства совершенствования управления ДОО.
Изучение литературы по проблеме исследования позволило выявить три основные точки зрения на соотношение управления образовательной организацией и планирования образовательного процесса: в соответствии с первой, управление практически отождествляется с планированием образовательного процесса; сторонники второго подхода считают планирование образовательного процесса хоть и значимым, но далеко не единственным средством обеспечения эффективности управления ОО; согласно третьей точке зрения, планирование образовательного процесса является лишь функцией управления.

Первая позиция представлена в работах таких авторов как Л.П. Барылкина и Т.В. Савченко. Данный подход предполагает, что успешность управления образовательной организацией напрямую и главным образом зависит от успешности планирования образовательного процесса, которое является ключевым компонентом системы управления, причем планирование и управление в данном случае оказывают друг на друга взаимное влияние: эффективность всей системы планирования зависит от управленческих действий руководства образовательной организации и, наоборот, успешность управления зависит, главным образом, от успешности планирования образовательного процесса [1, с. 198], [4, с. 75].

В соответствии с другой точкой зрения, планирование образовательного процесса, является, хоть и значимым, но далеко не единственным средством обеспечения эффективности управления образовательной организацией. Данный подход представлен, например, в работах Л.И. Филипповой, С.А. Цыплаковой, В.А. Ситарова. В соответствии с ним, планирование образовательного процесса, осуществляемое в ДОО, рассматриваеся в качестве средства интеграции и мобилизации всего персонала образовательной организации на достижение целей ее развития [6, с. 221], а управление включает в себя равноценные по своей роли процессы планирования (в том числе, и планирования образовательного процесса), регулирования, контроля.

При этом, планирование определяет цели (смысл) функционирования образовательной организации, где главной целью планирования образовательного процесса становится формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях), а другие компоненты приобретают значение содержательного наполнения осуществляемых в образовательной организации процессов [5, с. 20].

Наконец, согласно третьей точке зрения, планирование образовательного процесса является лишь функцией управления. Данную точку зрения разделяют, в частности, С.П. Миронова и Т.А. Горячева. В соответствии с данным подходом, планирование выделяется наряду с функциями организации, мотивации и контроля образовательного процесса. При это сущность функции планирования образовательного процесса состоит в том, что каждый педагог и обучающийся должен знать конечную цель своей деятельности, при этом значительная часть этапов планирования образовательного процесса должна осуществляться коллективно [3, с. 58]. Реализация же функции планирования заключается в разработке миссии, стратегических и тактических целей развития образовательной организации в соответствии с потребностями российской экономики и социальным запросом современного общества [2, с. 116].

Анализ выделенных трех точек зрения на вопрос о том, о том, каким образом планирование образовательного процесса влияет на эффективность всей системы управления образовательной организацией, в качестве наиболее оптимального позволяет выделить второй подход, в соответствии с которым планирование образовательного процесса может пониматься как важное, но далеко не единственное, средство осуществления процесса управления ДОО. Несмотря на то, что, на наш взгляд, все же нельзя говорить о существовании прямой и однозначной связи между успешным планированием образовательного процесса и эффективностью деятельности организации в целом, все же данный компонент управленческой деятельности, несомненно, имеет особое значение для достижения поставленных перед учреждением дошкольного образования целей.

В соответствии с этим, можно говорить о том, что повышение внимания к планированию образовательного процесса и его совершенствование положительным образом сказываются и на управленческой деятельности, осуществляемой в организации, обеспечивая высокий уровень ее конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях, определяя стратегическое и тактическое развитие дошкольной образовательной организации и достижение целей ее деятельности в сфере реализации образовательных программ.

Литература:

  1. Барылкина, Л.П. Образовательная программа – ключевой документ в управлении образовательной организацией / Л.П. Барылкина // Глобальный научный потенциал. – 2013. — № 10. – С. 198 – 200.
  2. Горячева, Т.А. Особенности управления образовательной организацией в условиях модернизации образования: организационно-правовые аспекты / Т.А. Горячева, Л.П. Сазонкина // Мониторинг правоприменения. – 2017. — № 4. – С. 113 – 119.
  3. Миронова, С.П. Анализ функций управления образовательным процессом по физической культуре: планирование и организация учебной деятельности / С.П. Миронова // Наука 21 века: актуальные направления развития. – 2019. — № 1-1. – С. 56 – 59.
  4. Савченко, Т.В. Планирование образовательного процесса в филиалах вуза как важнейший компонент системы психолого-педагогического управления / Т.В. Савченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. — № 6. – С. 73 – 76.
  5. Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. — № 3. – С. 18 – 24.
  6. Филиппова, Л.И. Стратегическое планирование как условие обеспечения качества управления образовательным процессом в образовательном учреждении / Л.И. Филиппова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2017. – С. 220 – 224.