АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПО ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Иванов В.Е., Кузнецова Е.В., Яблонский К.А.
ВФ ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД РФ»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПО ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы деятельности госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Проанализирована статистика правонарушений за 2018 год, выявлены «регионы — лидеры», выделены причины, способствующих снижению дорожно-транспортных происшествий.

Abstract

The article deals with the main problems of the state traffic Inspectorate to promote road safety. Analysis of the statistics of offenses for the 2018 identified «regions – leaders», highlighted the causes that contribute to the reduction of road accidents.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, госавтоинспекция, безопасность, пропаганда, детский травматизм
Keywords: traffic accidents, traffic police, safety, inform, children’s injuries

Безопасность дорожного движения является одним из основополагающих аспектов деятельности госавтоинспекции. Выстраивая партнерские отношения между участниками дорожного движения, ГАИ является связующим звеном в цепочке «водитель-пешеход», тем самым обеспечивая защиту и уважение их интересов. Несмотря на достигнутые успехи в сфере пропагандисткой работы, остаются нерешенными актуальные проблемы в вопросах предотвращения детского травматизма на дороге, вождения в состоянии алкогольного и иного опьянения.

За 2018 год общее количество ДТП превысило 133 тыс. [3]. Количество погибших на месте ДТП более 16 тыс. человек. В общей сложности пострадало 168146 чел.; с учетом сравнения с общей численностью населения РФ (146 793 744 чел.) [2] получаем, что каждый 873 житель нашей страны стал участником ДТП.

Согласитесь, статистика неутешительная. B целом Россия по количеству аварий cpeди других стран занимает одно из первых мест. При рассмотрении статистики ДТП по регионам страны, выделим пятерку «регионов-лидеров»: Москва, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Волгоградская область. Среди основных причин, провоцирующих ДТП, отметим две: это невысокое качество дорожного полотна (30500 за 2018 г. происшествий) и нахождение водителя в состоянии различного рода опьянений (алкогольного, наркотического, психотропного и т.д. 5435 происшествий).
Статистика ДТП, совершенных в состоянии опьянения, имеет отрицательную динамику.

Этому способствовало:

  • усиление дорожного контроля на дорогах со стороны госавтоинспекции;
  • введение ограничений на продажу/покупку алкоголя в определенное время (во время последнего звонка, дня знаний запрет на продажу алкогольной продукции);
  • ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом состоянии;
  • деятельность госавтоинспекции в сфере пропаганды (активное сотрудничество со школами и ссузами).

В настоящее время пропаганда безопасности дорожного движения определена как целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения [1].
Итак, выделим основные проблемы, характерные для большинства регионов России.

1. Детский травматизм.
Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тыс.детей в возрасте до 18 лет. В 2018г. в стране произошло 14695 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков; 563 ребенка погибли, 15816 школьников получили ранения. Детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

Для привлечения внимания родителей к правилам перевозке детей в стране сейчас идет активная агитационная кампания на дорогах. Плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску» [4] очень наглядные и обращают на себя внимание родителей, уверены эксперты. По сравнению с прошлым годом количество ДТП с участием детей снижается, хотя и недостаточно быстро — на 0,1 % в год. Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности.

2. Недостаточность финансовых ресурсов.
Государственная поддержка, заложенная в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Однако наряду с государственной поддержкой, необходима активная вовлеченность общественности и бизнес- сообществ в пропаганду безопасности дорожного движения и проведения массовых акций. В Ростовской области каждый год (в мае) проходит фестифаль- конкурс «Безопасное колесо», в котором участвуют юные помощники инспекторов движения. В течение года ЮИДовцы и ЮПИДовцы проводят многочисленные профилактические массовые акции: «Нет важней дороги, по которой ходят дети», «У каждой дороги своя история» (акция приурочена ко Всемирному Дню памяти жертв ДТП), «Я – законопослушный участник дорожного движения», «ГИБДД И ЮИД ДОНА выбирают БЕЗОПАСНОСТЬ!», «Вместе – за безопасность дорожного движения», «Новые дела ЮИД – дела Дона! России!» и т.д.

Таким образом, перечисленные проблемы не являются исчерпывающими, но остается главным факт профессиональной деятельности сотрудников госавтоинспекции, которые работают в сфере пропаганды, способствуя тем самым уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах.

Литература:

  1. Приказ от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации. По пропаганде безопасности дорожного движения (в ред. приказа МВД России от 29.12.2012 № 1157).
  2. Официальный сайт государственного комитета статистики. www.gks.ru 2019
  3. Онлайн журнал. Авто-эксперт. 
  4. Детский дорожно-транспортный травматизм: причины, профилактика, статистика.