Иванов В.Е., Кузнецова Е.В., Яблонский К.А.
ВФ ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД РФ»
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПО ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы деятельности госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Проанализирована статистика правонарушений за 2018 год, выявлены «регионы — лидеры», выделены причины, способствующих снижению дорожно-транспортных происшествий.
Abstract
The article deals with the main problems of the state traffic Inspectorate to promote road safety. Analysis of the statistics of offenses for the 2018 identified «regions – leaders», highlighted the causes that contribute to the reduction of road accidents.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, госавтоинспекция, безопасность, пропаганда, детский травматизм
Keywords: traffic accidents, traffic police, safety, inform, children’s injuries
Безопасность дорожного движения является одним из основополагающих аспектов деятельности госавтоинспекции. Выстраивая партнерские отношения между участниками дорожного движения, ГАИ является связующим звеном в цепочке «водитель-пешеход», тем самым обеспечивая защиту и уважение их интересов. Несмотря на достигнутые успехи в сфере пропагандисткой работы, остаются нерешенными актуальные проблемы в вопросах предотвращения детского травматизма на дороге, вождения в состоянии алкогольного и иного опьянения.
За 2018 год общее количество ДТП превысило 133 тыс. [3]. Количество погибших на месте ДТП более 16 тыс. человек. В общей сложности пострадало 168146 чел.; с учетом сравнения с общей численностью населения РФ (146 793 744 чел.) [2] получаем, что каждый 873 житель нашей страны стал участником ДТП.
Согласитесь, статистика неутешительная. B целом Россия по количеству аварий cpeди других стран занимает одно из первых мест. При рассмотрении статистики ДТП по регионам страны, выделим пятерку «регионов-лидеров»: Москва, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Волгоградская область. Среди основных причин, провоцирующих ДТП, отметим две: это невысокое качество дорожного полотна (30500 за 2018 г. происшествий) и нахождение водителя в состоянии различного рода опьянений (алкогольного, наркотического, психотропного и т.д. 5435 происшествий).
Статистика ДТП, совершенных в состоянии опьянения, имеет отрицательную динамику.
Этому способствовало:
- усиление дорожного контроля на дорогах со стороны госавтоинспекции;
- введение ограничений на продажу/покупку алкоголя в определенное время (во время последнего звонка, дня знаний запрет на продажу алкогольной продукции);
- ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом состоянии;
- деятельность госавтоинспекции в сфере пропаганды (активное сотрудничество со школами и ссузами).
В настоящее время пропаганда безопасности дорожного движения определена как целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения [1].
Итак, выделим основные проблемы, характерные для большинства регионов России.
1. Детский травматизм.
Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тыс.детей в возрасте до 18 лет. В 2018г. в стране произошло 14695 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков; 563 ребенка погибли, 15816 школьников получили ранения. Детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.
Для привлечения внимания родителей к правилам перевозке детей в стране сейчас идет активная агитационная кампания на дорогах. Плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску» [4] очень наглядные и обращают на себя внимание родителей, уверены эксперты. По сравнению с прошлым годом количество ДТП с участием детей снижается, хотя и недостаточно быстро — на 0,1 % в год. Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности.
2. Недостаточность финансовых ресурсов.
Государственная поддержка, заложенная в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Однако наряду с государственной поддержкой, необходима активная вовлеченность общественности и бизнес- сообществ в пропаганду безопасности дорожного движения и проведения массовых акций. В Ростовской области каждый год (в мае) проходит фестифаль- конкурс «Безопасное колесо», в котором участвуют юные помощники инспекторов движения. В течение года ЮИДовцы и ЮПИДовцы проводят многочисленные профилактические массовые акции: «Нет важней дороги, по которой ходят дети», «У каждой дороги своя история» (акция приурочена ко Всемирному Дню памяти жертв ДТП), «Я – законопослушный участник дорожного движения», «ГИБДД И ЮИД ДОНА выбирают БЕЗОПАСНОСТЬ!», «Вместе – за безопасность дорожного движения», «Новые дела ЮИД – дела Дона! России!» и т.д.
Таким образом, перечисленные проблемы не являются исчерпывающими, но остается главным факт профессиональной деятельности сотрудников госавтоинспекции, которые работают в сфере пропаганды, способствуя тем самым уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
Литература:
- Приказ от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации. По пропаганде безопасности дорожного движения (в ред. приказа МВД России от 29.12.2012 № 1157).
- Официальный сайт государственного комитета статистики. www.gks.ru 2019
- Онлайн журнал. Авто-эксперт.
- Детский дорожно-транспортный травматизм: причины, профилактика, статистика.