АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Зангаладзе М.П.

Кафедра систем обработки информации и управления, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия, г. Москва

АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Аннотация

Логистика – сравнительно новая и молодая область человеческой деятельности. Она охватывает такие ее виды, как транспортные услуги, управление запасами, складирование, обработку грузов и их упаковку. Логистическое предприятие рассматривается как сложный процесс, направленный на уменьшение общих издержек и повышение прибыли от предпринимательской деятельности. Правильно организованная логистическая система должна объединять все основные аспекты деятельности организации и удовлетворять требованиям потребителей.

Ключевые слова: логистическая система, аутсорсинг, логистический анализ, мониторинг, информационные технологии

Keywords: logistics system, outsourcing, logistics analysis, monitoring, information technology

Важнейшим элементом корпоративной стратегии многих предприятий является анализ логистики. Логистика —  процесс, связанный с потоком информации, товаров и услуг, предлагаемый поставщикам и клиентам. Этот процесс начинается с производства сырья и заканчивается продажей готовой продукции.

Перевозка грузов имеет важное значение для современной мировой экономики, так как позволяет производить и потреблять продукцию в местах, находящихся далеко друг от друга. Сократился торговый барьер как на внутреннем, так и на международном уровнях, что привело к развитию логистики во всем мире. Такие товары, как китайская электроника или другие модные товары, раннее ограниченные местом производства, теперь свободно пересекают границы, чтобы занять место на международном рынке. Это привело к глобализации логистики и принесло пользу многим мировым экономикам. Грузовые перевозки составляют две трети общих затрат на логистику и оказывают значительное влияние на уровень обслуживания заказчика. В связи с этим планирование транспортировок играет ключевую роль в управлении логистической системой. Дистрибьютор может выбрать один из трех вариантов транспортировки своего продукта: частный, контрактный или общественный транспорт [1, 11].

Основными видами транспорта в управлении логистической системой является водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный, трубопровод. Выбор способа транспортировки зависит от многих факторов, таких как качество и количество товаров, их стоимость, наличие транспортных средств, климатические условия, прошлый опыт поставки и инструкции клиентов. Все виды транспорта могут быть объединены для доставки продукта. Наиболее недорогой и эффективный вид транспорта – железнодорожный. Грузовой автотранспорт главным образом используется для перевозки полуфабрикатов. Воздушный транспорт сочетается с автомобильным для доставки со склада отправителя до получателя. Теоретически воздушный – самый быстрый вид транспорта, но на практике он замедляется из-за обработки заказов и распределения грузов в аэропортах.

В целях выгоды две и более организации могут вступать друг с другом в партнерские отношения для  снижения затрат на транспортные расходы и повышения качества сервиса. Этот подход становится все более актуальным для успешного ведения бизнеса. Посредники при поставке обеспечивают своевременную доставку готовой продукции внутри или вне страны, используя различные виды транспорта. До недавнего времени транспортировке продуктов уделялось мало внимания, так как поставщик находился в непосредственной близости от покупателя. В наши дни быстро развивающийся международный рынок способствует быстрому росту в сфере логистики и формированию аутсорсинга в области производства для достижения максимальной прибыли.

Аутсорсинг сделал бизнес более экономичным и эффективным. Это привело к образованию логистических систем третьего поколения или сторонней логистики. Сторонняя логистика — это организация, которая специализируется на аутсорсинге услуг, предоставляет компании эффективные службы и управляет доставкой от имени обратившейся организации. Цель такой логистики заключается в том, чтобы партия товара была отправлена наиболее экономичным и оптимальным маршрутом с учетом фактора времени и стоимости. Сторонние организации выгодны с точки зрения экономии за счет своего масштаба, так как объединяют несколько заказов от разных клиентов в единую отгрузку, а также предоставляют своим клиентам возможность отслеживания движения товара [2, 15].

Эффективная логистическая система создается для качественного выполнения и своевременного удовлетворения всевозможных требований потребителей. Борьба современных предприятий, выступающих на рынке, для предоставления  оптимальных возможностей продажи своей продукции привела к пересмотру стратегий управления поставками товаров. Информационная система имеет множество преимуществ, уменьшая бумажную работу и увеличивая точность и скорость получения потоков данных. По оценкам экспертов информационная система может снизить стоимость обработки заказа на покупку до 80 процентов [3, 26].

Ручные системы как правило очень медленные, непоследовательные, подвержены ошибкам. Часто происходят задержки информации. Такие системы ограничивает способность компании внедрять интегрированное управление логистикой, в частности, для сокращения общих затрат при сохранении или улучшении обслуживания клиентов. Распространенные проблемы ручных систем включают в себя неспособность  обнаружить ошибки ценообразования и определения доступности инвентаря, что может привести к уменьшению прибыли организации-производителя. Своевременная и точная информация имеет большую ценность, задержки информации удлиняют цикл заказа. Автоматизация и интеграция процесса заказа сокращает потраченное время и уменьшает вероятность задержек информации. Интеграция системы логистики позволяет сократить расходы за счет сокращения запасов и стоимости перевозки. Сеть связи является ключевым фактором в достижении наименьшей общей стоимости логистики.

Логистический анализ помогает определить точку равновесия между затратами на обслуживание покупателей и оптимизацией процедур для создания постоянного конкурентного преимущества по всей цепочке поставок. Для повышения быстроты и гибкости взаимодействия между поставщиком товаров и услуг и клиентом в технологическую систему необходимо интегрировать бизнес-процессы организации, включающие в себя такие аспекты, как проектирование, управление подразделениями логистики и организацией работы складов и транспорта. Правильная логистическая транспортная система принесет пользу бизнесу в независимости от его размера. Логистическая информация играет существенную роль для достижения успехов компании. Это сеть планирования предприятия, используемая для целей управления информацией и материальными потоками. Проще говоря, это доставка продуктов и услуг в нужное время, за правильную цену и в правильном состоянии, а также реагирования на динамику изменений процессов в реальном времени. Методы логистики показывают, что системы технического обеспечения являются ключом к конкурентоспособности [4, 31].

Создание информационной системы регулирования материально-техническим обеспечением должно начинаться с изучения потребностей заказчиков и определения стандартов производительности для удовлетворения этих потребностей, которые должны соответствовать текущим возможностям фирмы. Операции должны быть обследованы для определения областей, которые потребуют мониторинга и улучшения. Рассмотрение  текущих возможностей обработки данных для определения того, какие изменения должны быть сделаны.  Необходимо создать общую базу данных и разработать управленческие схемы с учетом затрат и преимуществ каждой из них. Логистические системы обрабатывают транзакции, их цель-помочь лицу, принимающему решения в выборе лучшего варианта. Эти системы объединяют ряд информационных технологий, чтобы сократить время цикла, скорость реагирования и цепочку поставок.

Для многих организаций логистический анализ рассматривается как важный элемент в стратегии предприятия. Бизнес-логика системы состоит из трех компонентов. Это обработка заказов, управление запасами и перевозка заказов.

Обработка заказов зависит от количества поступающих запросов в систему и состоит из ряда операций. Изначально товары поступают на склад или распределительный центр и хранятся там до получения заказов от отдельных покупателей или других компаний. Товары в автоматизированных системах могут быть помечены штрих-кодами, а система автоматизации может быть уведомлена об ожидаемом запасе продукции. По прибытии на склад товары могут быть просканированы и идентифицированы, отобраны через сортировочные системы и отправлены в автоматизированные системы хранения. Заказ клиента приводит логистический процесс в действие. Через форму заказа клиент запрашивает определенный продукт и делает заказ. После этого заказ проверяется на наличие товара, отбирается со склада, упаковывается и отправляется к клиенту. Клиент должен получать информацию о статусе своего заказа на каждом этапе пути, от пункта отправления до пункта назначения. Автоматизировать можно и обработку отправки товара. Скорость и качество информационных потоков напрямую влияют на стоимость и эффективность всей операции. Медленная  и неустойчивая связь может привести к потере клиентов или возможной производственной неэффективности. Объединяя информацию обо всех заказах, система может найти выбранные товары, отобрать их и упаковать. Полная система автоматизации склада может значительно сократить количество рабочей силы, требуемую для работы склада. Обработка заказа требует обеспечить потоки информации из одного отдела в другой, а также доступ к нескольким таблицам или базам данных, таким как наличие запасов или графики транспортировки. Информационная система может быть полностью автоматизированной или ручной, их большинство находится где-то посередине [3, 26].

Управление запасами и инвентаризация товаров – ключевой компонент в системе логистики. Предприятия ведут мониторинг с целью улучшения уровня обслуживания и сокращения общих затрат на логистику, а также для предоставления клиентам сезонных предложений. Цель управления запасами — их регулирование для минимизации общих эксплуатационных расходов и удовлетворения требований обслуживая. Данные для информационной системы логистики могут поступать из разных источников. Наиболее важными источниками являются: система обработки заказов, записи компаний, рабочие данные, данные управления, внешние данные. База данных содержит файлы данных, такие как система оплаты грузоперевозок, история транспортировки, состояние запасов, открытые заказы, удаленные заказы, стандартные заказы на логистические, маркетинговые и производственные операции. Система должна быть способна извлекать данные, обрабатывать их и генерировать отчет. Поиск данных – это возможность быстрого и удобного вызова данных, таких как грузовые доставки. Обработка данных – возможность преобразовать данные в более полезную форму путем преобразования информации. Анализ данных – чтение данных заказов и предоставление управленческой информации для принятия стратегических и оперативных решений.

Информация имеет жизненно-важное значение для планирования и контроля логистических систем. Современные компьютерные технологии и системы связи позволяют руководству получать информацию, необходимую для стратегического и оперативного планирования логистических ограничений. Система обработки заказов может стать основой информационной системы логистики и может значительно улучшить качество информации для принятия решений.

Логистика широко использует информационные технологии для оптимизации своих задач. Задачи по повышению эффективности включают в себя общее управление качеством, совершенствование логистических информационных систем, партнерство и использование аутсорсинга, зеленый маркетинг и другие. Сложные приложения, такие как системы поддержки принятия решений, искусственный интеллект и экспертные системы используются непосредственно для принятия решений в области логистики. Несмотря на доступность современных информационных технологий, успешная реализация систем в компаниях остается сложной проблемой, связанных чаще всего с отсутствием соответствующих методологических и управленческих навыков у специалистов предприятий [2, 15].

Литература

  1. Richard C. Owens, Jr. Timothy Warner. Concepts of Logistics System Design. 2003, С. 11.
  2. Marina Odnokonnaya. Logistics Outsourcing Current State of the Market of Outsourcing Logistics Services. 2017, C. 15.
  3. Негреева В.В., Василенок В.Л., Алексашкина Е.И. «Логистика». 2015, C. 26.
  4. Лавриков И.Н., Пеньшин Н.В. «Транспортная логистика». 2016, C. 31.