АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ ИХ ФАКТОРОВ

Камашева О.В.1, Гилязева З.И.1, Толмачев Д.А.2

1Студент, 2кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Ижевская государственная медицинская академия

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ ИХ ФАКТОРОВ

Аннотация

Обучение в медицинских ВУЗах является достаточно востребованным и престижным, и, в то же время сложным, требующим больших усилий и усердной работы. В данной работе описываются результаты исследования, проведенного среди студентов-медиков. Была проведена оценка психического здоровья; установлены факторы, влияющие на данный показатель.

Summary

Education in medical universities is quite popular and prestigious, and, at the same time, difficult, requiring great effort and hard work. This paper describes the results of a study conducted among medical students. Mental health has been evaluated; The factors affecting this indicator are established.

Ключевые слова: здоровье, студенты-медики, физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социальное здоровье.

Keywords: health, medical students, physical health, psychoemotiontional health, social health.

Состояние здоровья студентов вузов привлекает все большее внимание специалистов различных областей медицины. Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам, что сегодня особенно актуально.

Изучение проблемы психического здоровья в обучении имеет важное практическое значение, поскольку понимание студентами своих психических состояний и умение их регулировать позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать стрессовых ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействие, что позволяет сохранить психическое и физическое здоровье.

Обучение в медицинских ВУЗах является достаточно востребованным и престижным, и, в то же время сложным, требующим больших усилий и усердной работы. Несомненно, все это влияет на психику человека, формирование его личности.

Обучение в медицинских университетах отличается от других высших заведений. Чтобы получить заветный диплом врача, студент должен постоянно трудиться, ему необходимо освоить большой объем информации и непрерывно пополнять свои знания и совершенствовать практические навыки. [1, 30-32]. Все это занимает большое количество времени и сил, и, зачастую, у студентов практически не остается времени для каких-либо других занятий. Постоянное умственное напряжение, отсутствие полноценного сна и отдыха приводят к различным отклонениям психического состояния молодого организма. [2, 142; 3, 34] Студенты становятся более раздраженными, пассивными, теряют интерес к жизни. [4, 743-749; 5, 205-207].

Для студентов медицинского университета высокий уровень личностной зрелости, физическое и психическое здоровье являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и основными факторами, определяющими эффективность учебной деятельности и работы в дальнейшем.

Мы провели исследование среди студентов медицинских ВУЗов. Целью нашей работы явился анализ зависимости психического состояния студентов-медиков от окружающих их факторов. В опросе приняли участие 1000 студентов различных факультетов. На педиатрическом факультете было опрошено 282 респондента, на лечебном – 599, на стоматологическом – 119.

В нашей работы мы учитывали такие факторы, как сон, физическая нагрузка, успеваемость и отношения со сверстниками. Результаты исследования приведены ниже.

Оказалось, что у тех студентов, которые спят 5 часов в сутки, самочувствие оценивается в 2,9 балла из 5; активность – 3,3; настроение – 3,3. У тех, кто спит 6-7 часов – показатели равны 3,4; 3,6; 3,6 соответственно. У спящих 8 и более часов – 3,7; 3,7; 3,8. Стоит отметить, что показатель бодрости у тех, кто спит до 5 часов, находится на низком уровне. Те, кто спят более 8 часов в сутки, оценивают свое самочувствие и жизненную позицию на высоком уровне.

Еще одним показателем, влияющим на психическое состояние студентов, являются занятия спортом. Было установлено, что из опрошенных спортом занимаются лишь 28,0%. Они имеют следующие показатели психического здоровья: самочувствие – 3,5 балла, активность – 3,8, настроение – 3,7. А у тех, кто не занимается спортом, данные показатели ниже –  3,2; 3,4; 3,4 соответственно.

При оценке успеваемости студентов, не имеющих задолженностей, были выявлены высокие результаты самочувствия, активности и настроения. Чего нельзя сказать о группе респондентов, имеющих задолженность по большему количеству предметов – у них вышеуказанные показатели гораздо ниже, с разницей вплоть до 1,0 балла. Всем известен факт благотворного влияния физической нагрузки на успеваемость. Однако интересно, что в нашем исследовании найти корреляцию между этими двумя показателями не удалось. 

Отношения с одногруппниками, как оказалось, тоже влияют на психологическое состояние студента. Так, студенты, оценивающие атмосферу в группе как благоприятную, показали более высокие результаты по критериям самочувствия (3,4), активности (3,6) и настроения (3,7), чего нельзя сказать о тех, кому не комфортно в своей группе. Они оценили свое самочувствие на 2,8 балла, активность – 3,2, настроение – 2,9.

В результате работы были установлены следующие взаимосвязи. Благоприятное психическое состояние здоровья оценивается у студентов, которые спят по 8 часов в сутки; занимаются спортом; не имеют задолженностей и комфортно себя чувствую в группе. У тех, кто спит менее 5 часов, не занимаются спортом, имеют академические задолженности и некомфортно себя чувствуют в среде одногруппников психическое здоровье оценивается как неудовлетворительное.

Литература

  1. Иванова Н.А., Михалева А.Б. Проявление агрессивности в учебной деятельности. Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе/ Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Якутск, СВФУ. – Чебоксары: ЦНС, 2015. – 30-32 с. 
  2. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций: учеб. пособие. М.: Издательство МГУ, 1996. 142 с. 
  3. Толмачев Д.А. Оценка уровня личностной тревожности студентов высших учебных заведений различных направлений города Ижевска/ Толмачев Д.А., Казакова Т.А., Кудрявцева А.Л.// Вестник науки и образования №12 (36), 2017. – 34 с.
  4. Попова Н.М., Рогова А.Н., Николаева О.В. Характеристика образа жизни и состояния здоровья студентов 1 и 3 курса медицинской академии // Синергия наук, 2016. № 6. – 743-749 с. 
  5. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы, 2007. – 205-207 с.