Парусова Н.В.
Бакалавр Востоковедения и африканистики по профилю История Кавказа (Армения), Санкт-Петербургский государственный университет
АРМЯНСКИЕ ДЕЯТЕЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТИФЛИСА В XVIII – XIX ВВ.
Аннотация
В современном мире особый интерес среди исследователей представляет изучение вопросов функционирования армянской диаспоры. Одним из центров ее развития был Тифлис, в котором в XVIII-XIX вв. армяне составляли значительную долю от общего этнического состава. Сформировав многочисленную городскую общину, они оказались вовлечены во все сферы общественной жизни. В данной статье исследуются основные аспекты жизнедеятельности тифлисских армян в соответствующий период, и рассматривается деятельность ключевых фигур, среди которых были политические деятели и писатели, просветители и меценаты. На основании исторического анализа в ней происходит определение степени армянского влияния на общественную жизнь города.
Ключевые слова: армянское население, Тифлис, история, культура.
Keywords: Armenian people, Tiflis, history, culture.
Среди грузинских городов Тифлис является одним из тех, что обладает длинной и богатой историей. В XVIII в. он как столица Картлийского (вторая половина XV в. – 1762 г.) и Картли-Кахетинского царства (объединение Картли и Кахетии в 1762 г.) оставался влиятельным центром и сосредоточием культурной жизни Кавказа. После вхождения Картли-Кахетинского царства в состав Российской империи в 1801 г. Тифлис не утратил и продолжал сохранять свое прежнее значение. Благодаря миграционным процессам, которые были вызваны частыми войнами на кавказских территориях, численность армян в городе в XVIII-XIX в. постепенно увеличивалась. Подобные изменения в составе городского населения привели к тому, что армяне стали принимать участие в развитии социально-экономической, политической и культурной сферах жизни общества.
Армянское население Тифлиса было разнородным, состоящим как из зажиточных, так и из небогатых семейств. Армяне первой группы были приближены к грузинскому царскому двору и имели отношение к политическим делам города. Среди них можно выделить род Бебутовых [1, 56]. Представители этого семейства находились в услужении грузинских правителей, и в течение XVIII в. многие из них являлись Тифлисскими «мамасахлиси» (груз. «მამასახლისი», пер. – городской староста) [2, 169-170]. С XIX в., когда эта должность была упразднена, они продолжали заниматься государственными делами, исполняли работу секретарей или состояли на военной службе. В качестве свидетельства для последнего утверждения можно привести В. О. Бебутова. Он служил в составе армии Российской Империи в первой половине XIX в., и в 1856 г. за военные заслуги ему было присвоено звание генерала пехотных войск [3, 437]. Семейством подобного типа был род Ходжаминасовых [1, 77]. Его история в Тифлисе начинается с переселения армян из Джульфы и ведет к тому, что в конце XVIII в. он, как и род Бебутовых, находился в приближенном к царскому двору положении. В XIX в. его представители также поступили на службу в армию Российской империи.
В отличие от знатных армян, деятельность мелких ремесленников и торговцев, формировавших небогатые городские слои, была направлена на оживление экономики и материальное обеспечение собственной жизни. Тем не менее, некоторым выходцам из этой среды также удалось оказать значительное влияние на развитие Тифлиса как культурной столицы. Свидетельством этому служит судьба армянского поэта Саят-Новы (первая половина XVIII в. – 1795 г.) [4, 163-165]. Он родился в Тифлисе в небогатой семье ремесленника и обучался ткацкому ремеслу, которое со временем бросил с целью стать поэтом-певцом. Используя в качестве новаторских приемов сохранение форм персидского стихосложения и применение к ним других языков, Саят-Нова был приглашен к царскому двору, при котором ранее стихотворения слагались исключительно на персидском языке. В произведениях автор касался связанных с человеческими достоинствами и недостаткам тем, подвергал осуждению социальное неравенство. Таким образом он положительно воздействовал на литературное общество всего кавказского региона, завершал период развития средневековой армянской литературы, которая в его работах достигла наивысшего расцвета, и создавал предпосылки для основания новоармянской литературы.
В XIX в. просветительским центром жизни армянского общества в Тифлисе становится семинария, созданная армянским католикосом Н. Аштаракерци, под руководство которого перешло управление армянской епархией на грузинских территориях. Учебный процесс в данном заведении способствовал воспитанию и формированию нового молодого поколения армян, чьи новаторские идеи стали определяющими в дальнейшем развитии не только армянской, но и городской культуры. К числу выдающихся и наиболее влиятельных выпускников семинарии относится писатель Х. Абовян [5]. Как свидетель существующей и постоянно увеличивающейся разницы между письменным и разговорным армянским языком он понимал необходимость в упрощения литературного языка. Эту идею он воплотил в романе «Раны Армении» (1841 г.), который написал на новоармянском языке – ашхарабаре. Более того, особенностью данного романа является также то, что автор отошел от исторических сюжетов прошлого и обратился к более современному периоду: сюжет произведения раскрывает события русско-иранской войны (1826 – 1828 гг.). Эти два обстоятельства обусловили направление, которое поддержали и усовершенствовали спустя некоторое время другие деятели, – реализм. Заданный Абовяном вектор нашел закономерное продолжение в работах М. Патканяна, М. Тер-Григоряна, Г. Сундукяна и др. Подобное положение в идейной среде нашло отражение в театральной деятельности, которая только зарождалась в данный период. По причине того, что литературные тенденции были тесно связаны с театральным репертуаром, они продвигали его по пути реалистического направления. В связи с этим руководители театральных трупп стали уделять меньше внимания произведениям периода романтизма, чаще обращались в постановках спектаклей к бытовым пьесам, основополагающее назначение которых состояло в
описании действительности.
В стенах семинарии происходило также издательство армянской периодической литературы. Типография была образована на основе материальной поддержки Г. Арцруни [6, 62]. В самом начале он, опираясь на собственный практический опыт, оказывал помощь в ее управлении, а затем отошел от этих дел. В середине XIX в. при типографии начала издаваться газета «Пчела Армении» (арм. «Մեղու Հայաստանի», 1858 – 1862 гг.). Ее выпуск в 1860-х гг. продолжился благодаря деятельности братьев Энфиаджян [6, 62], которые открыли книжный магазин, создали при нем типографию и стали выпускать собственный журнал под названием «Журавль армянского мира» (арм. «Հայկական աշխարհի կռունկ»). Оба периодических издания придерживались традиционных устоев общества, в них печатались статьи об истории и значении религии. Их содержание было прямо противоположным содержанию газеты «Рабочий» (арм. «Մշակ»), созданной в 1872 г. самим Г. Арцруни [7, 212]. Его газета была многогранна: она охватывала широкий тематический спектр, в состав которого входили и либеральные идеи, и вопросы внешней политики, и критика традиционных взглядов [8]. Таким образом, армянские газеты во второй половине XIX в. постепенно превращались в механизм не только отражения повседневной жизни, но и выражения общественных настроений по отношению к тем или иным событиям Тифлиса и мира.
Образовательно-культурная сфера жизни города непрерывно поддерживалась внешним финансированием. Оно осуществлялось на средства, выделенные представителями армянских зажиточных семейств, среди которых были меценаты и филантропы.
Например, большой вклад в существование Нерсесяновской семинарии внес А. Манташев [9]. Он всегда оказывал материальную поддержку ее ученикам. Более того, будучи почетным попечителем семинарии, он в начале XX в. выделил средства на строительство нового здания. К числу подобных людей принадлежал Г. Тамамшев. Его состояние строилось на доходах от мельницы для перемола муки, сбытом которой он занимался [10, 154]. В 1851 г. на его средства был построен театр [7, 105-106], в помещении которого неоднократно выступали итальянская труппа, знакомившая зрителей с оперой, грузинские и русские театральные коллективы. Во второй половине XIX в. на его сцене также происходила постановка армянских спектаклей. Как и Г. Тамамшев, армянский меценат К. Алиханов оказал значительное влияние на культурную жизнь города. Он занимался банковским делом и вел торговлю в медицинской сфере, в результате чего ему удалось заметно приумножить собственный капитал и стать одним из состоятельнейших людей Тифлиса того периода [10, 151]. Как большой поклонник музыки он направил материальные ресурсы на устройство и открытие в 1870-х гг. музыкального училища. Примеры подобной благотворительности являются следствием улучшения экономического положения, которое происходило в результате появления в городе наряду с мелкими ремесленными точками крупных предприятий. Готовность финансировать культурную сферу со стороны представителей обеспеченных семейств объясняется их заинтересованностью в повышении культурного уровня жизни населения.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что в XVIII-XIX вв. наблюдается неравномерное вовлечение армянских деятелей в сферы общественной жизни города. С одной стороны, является очевидным тот факт, что армяне наиболее сильно воздействовали на культурную среду Тифлиса. Концентрация на развитии данной среды объясняется необходимостью переселившихся армян сохранять собственные традиции. В результате она превзошла поставленную первоначально цель: армянское учебное заведение не только сохраняло армянскую культуру, но и с помощью таких механизмов, как театр и типография, распространяло ее среди местного населения, в контакте с которым происходил ее синтез. Схожее воздействие наблюдается в экономической сфере, где армяне были представлены как среди мелких ремесленников, так и среди зажиточных купцов. С другой стороны, влияние армянского элемента на политическую среду города оставалось не самым значительным, поскольку армяне, хотя и занимали административные должности, должны были действовать с согласия более высокопоставленных лиц.
Литература:
- Любимов С.В. Титулованные роды Российской Империи. Том I., СПБ.:1910. – С. 305
- Военная энциклопедия. Том 4, СПБ.:1911. – С. 399
- Саринян С.Н. Армянская литература [второй половины XIX в.]:
- Нерсесяновская семинария – альма-матер армянской интеллигенции Тифлиса:
- Саргсян Р. Армяне–благотворители Тифлиса (вторая половина XIX в.) / Р. Саргсян // Историко-филологический журнал, 2011, № 2. – С. 149-161.