БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Абдуллина Р.Б.
Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал)

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Возрастающая конкуренция на рынке банковских услуг требует пристального внимания руководства кредитных организаций. Каждое решение, принятое менеджером на разных уровнях, отражается на деятельности всего банка. Следовательно, вопросы банковского менеджмента в нашей стране требуют самого пристального внимания. В статье рассматривается особенности организации банковского менеджмента и перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: банк, менеджмент, услуги, конкуренция, стратегия, управление, система.
Keywords: bank, management, services, competition, strategy, management, system.

Существование банковского менеджмента как отдельного вида деятельности в кредитных организациях определяет специфику его функционирования и управления. Цель каждой экономической системы, в том числе и банковской, заключается в повышении эффективности ее функционирования и обеспечения стабильного роста. Снижение результативности работы банковских организаций на макроуровне является одним из ключевых факторов возникновения отрицательных моментов в экономике и может стать причиной экономических кризисов. Так, финансовый кризис 2007 года, охвативший экономику десятков стран, начался именно с банковской сферы. Банки с низким уровнем эффективности характеризуются высокой восприимчивостью к рискам, отсутствием конкурентных преимуществ, неэффективным управлением банковскими ресурсами, что при отсутствии положительных сдвигов и нарастании негативных тенденций может привести к серьезным сбоям в работе банков, а без оперативного принятия необходимых мер — к банкротству. Очевидно, что функционирование банков в отдельности и всей банковской системы в целом должно обеспечиваться необходимым уровнем эффективности, что становится все труднее обеспечить в условиях возрастающей конкурентной борьбы.

Такую эффективность, в первую очередь, может обеспечить банковский менеджмент. Для начала определимся с понятием «менеджмент». В экономической науке нет единого определения данного понятия, однако в наиболее общем виде можно дать следующую формулировку: «Менеджмент – это рациональное достижение целей организации посредством эффективного управления в условиях рыночной экономики»

Банковский менеджмент можно определить как самостоятельный вид управления, в решении задач которого, помимо извлечения максимальной прибыли, входит также решения определенного рода вопросов. Основная цель банковского менеджмента – комбинация и грамотное применение специфических методов и имеющихся ресурсов для решения текущих и целевых задач. Решение всех имеющихся вопросов, связанных с эффективным банковским менеджментом, реализуются в рамках достижения единой стратегической цели, и предусматривает создание единой комплексной системы. Ее основное предназначение заключается в длительном обеспечении стабильной, конкурентоспособной работе банка, удовлетворении потребностей клиентов, разработке новых продуктов, с применением новых информационных, инновационных банковских технологий международного уровня.
Предпосылки многих неудач в банковской деятельности скрываются в ошибочной организации банковского менеджмента и неграмотно выбранной стратегии. Зачастую менеджмент в банке строится на видении одного человека или небольшой группы людей, при этом игнорируется мировой опыт. Накопленные внутренние проблемы, нескоординированная работа всех структурных подразделений приводит к отрицательным результатам.

В структуре банковского менеджмента можно выделить финансовый и стратегический менеджмент, а также управление персоналом.
Важным элементом в данной системе является управление персоналом. Все больше руководителей уделяют внимание наиболее эффективной подготовке специалистов, развитию необходимых навыков, позволяющих занять руководящие позиции при необходимости. Тем не менее, профессиональные кадры остаются проблемой для многих коммерческих организаций, в т.ч. и банков.

Банковский менеджмент является одним из инструментов достижения микро- и макроэкономических целей. Стабильность и устойчивость банковской организации, обеспечение доходности банка и его клиентов выделяют в качестве микроэкономических целей. В поле макроэкономических целей находится обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, поддержание адекватной денежно-кредитной политики, мобилизации имеющихся денежных ресурсов в экономике. Качественный и эффективный банковский менеджмент становится гарантией устойчивой работы банковской организации, поскольку позволяет не только противостоять негативным макро и микроэкономическим факторам, но и способствует достижению внутренних целей организации.

Банк, как и любая коммерческая организация, основной целью ставит получение максимальной прибыли, которая может быть использована в дальнейшей для увеличения масштабов его деятельности. При этом, известно, что, чем больше вероятность получения прибыли, тем больше вероятность получения убытков, что отражается в концепции «риск–доходность». Неграмотное управление рисками, при определенном стечении обстоятельств, может привести кредитное учреждение к банкротству, а затем к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан.
Поэтому каждый банк при формировании своей стратегии должен учесть и разработать комплекс мероприятий, позволяющий минимизировать вероятность возникновения убытков при сохранении определенного уровня прибыли.

Оптимальное соотношение «прибыльность — риск» во многом определяется применением действенных мер в рамках эффективного банковского менеджмента.
Банковский менеджмент как отдельный вид деятельности возник с переходом страны к рыночной экономике, его отличительной особенностью я является то, что механизм банковского менеджмента реализуются в рыночных условиях, все результаты управленческих и хозяйственных решений получаются оценку на рынке.

К объектам управления банковского менеджмента относятся:

  • банковские операции(активные, пассивные и внебалансовые, а также их объемные и качественные показатели (уровень риска, ликвидность, прибыльность);
  • результаты деятельности;
  • персонал банка.

Субъектом банковского менеджмента выступают внешние и внутренние органы управления кредитной организацией. К внешним органам относятся: государство, в лице Центрального Банка РФ,который является мегорегулятором. Принятие локальных решений банка осуществляется внутренними органами, такими как Совет директоров, исполнительными органами управления, а также руководителями структурных подразделений.

Нормативно-правовая база деятельности банковского банков и в целом и банковского менеджмента в частности складывается из различных уровней. банковский менеджмент обязан опираться на все законодательные, нормативно-правовые акты, изданные на уровне Правительства и Национального банка Российской Федерации. Основным законодательным актом, регулирующим деятельность банков в РФ, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395. Также деятельность банка должна осуществляться в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации и подчиняться решениям, принятым органами управления конкретного банка. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, требования, определяющие политику кредитной организации.
Правовое поле банковских менеджеров постоянно расширяется и поэтому высококвалифицированный менеджер должен быстро реагировать на изменения во внешней среде — это одна из составляющих успешной деятельности кредитной организации.

В связи с этим банковский менеджмент акцентирует свое внимание на следующих направлениях:

  • ориентация банка на максимальном удовлетворении потребностей клиентов с целью обеспечения максимальной прибыли;
  • минимизация затрат и издержек;
  • оценка рисков;
  • внедрение и использование современных информационных ресурсов;
  • квалифицированное управление персоналом.

Банк является важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Эффективное управление банками обеспечивает устойчивость всей банковской системы. Кредитные организации являются коммерческими, специфика функционирования которых определяет особенности управления банком. Возросшие требования к менеджерам:для современного менеджера помимо того, что он должен обладать профессиональным мастерством, иметь определенный уровень знаний(«hard skills» или «жесткие навыки»), важно умение творчески мыслить, видеть всю динамику процессов во взаимосвязи, идти на риск, принимая всю ответственность на себя («soft skills» или «мягкие навыки»), их квалификации обусловлены сложностью банковских технологий, необходимостью профессионального владение управленческими навыками в контексте укрупнения банков. В современных условиях все решения финансовых, организационных и экономических вопросов должны готовиться и приниматься профессионалами в сфере организации управления, которые смогут осуществлять также надзор и контроль за выполнением принятых решений. Все это возможно при грамотно организованном банковском менеджменте, вот почему ему необходимо уделять пристальное внимание в условиях возрастающей конкуренции кредитных организаций.

Литература:

  1. Банковское дело : учебник для вузов / Е.П. Жарковская. – Москва : Омега-Л, 2007.-476с.
  2. Мардас А.Н., Гуляева О.А., Кадиев И.Г. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата. 2 изд.– М.:Юрайт, 2016. – 7 с.
  3. Коваленко О. Г. Банковский финансовый менеджмент и проблемы эффективного управле-ния//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 70-72.
  4. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник для бакалавров. 2 изд. –М.:Юрайт, 2014. – 173-174 с.
  5. Кулакова А.Ю., Специфика современного банковского менеджмента//Тенденции развития экономики и менеджмента. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №4 г. Казань, 2017. с.184-186