Путинцева А.Р., Овчинников Ю.Д.
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
БАЙКШЕРИНГ — СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЕЛОПРОКАТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье авторы представляют развитие байкшеринга как современную технологию велопроката в системе социальных функций общества. Рассматривается проект, стартовавший в г. Краснодаре.
Abstract
In the article the authors present the development of bike sharing as a modern technology of bike rental in the system of social functions of society. The project started in Krasnodar is considered.
Ключевые слова: современная технология велопроката, байкшеринг, аренда велосипеда.
Keywords: modern technology of bike rental, bike sharing, Bicycle rental.
Современные транспортные технологии в XXI веке получили свое развитие с упором на экологическую защищенность. Экологическая среда любого города получает приоритет не только практического развития, но и научного исследования (Шаекина Ж.М., Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В.; Шелмаков С.В., Шелмаков П.С.)[14,15].Велосипед как современное экологическое средство победил в сегменте оздоравливающих средств.
Велосипед не сразу превратился в современное транспортное средство, которое мы привыкли использовать как средство передвижения.
Цель научного исследования — проследить развитие современной технологии велопроката в системе социальных функций общества.
Материалы исследований.
Проведя исследование историографии вопроса, был выявлен интересный исторический факт. Историческая легенда гласит, что в 1801 г. уральский кузнец Ефим Артамонов построил первый в мире велосипед с колесами, педалями и рулем. Его велосипед попал в царский музей редкостей и был забыт. В 1815 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Исторические воспоминания свидетельствуют о появлении прообраза современного велосипеда, что в 60-е годы 19 века мастер Пьер Лалман, делающий детские коляски, прикрутил к переднему колесу педали, его изобретением заинтересовались промышленники, которые начали выпуск большого количества велосипедов, с металлической рамой, которая заменила деревянную раму. Конструкторская мысль увеличила переднее седло до двух метров, а заднее до 30 сантиметров с устрашающим названием «пауки». Такая модель отличалась травмоопасностью и поэтому разработчики добавили заднее третье колесо. Количество покупателей увеличилось. Транспортное средство было необычным и оказалось много желающих поездить на нем.
Маркетинговые уловки для покупателя действовали и в то время. Газеты прорекламировали велосипеды-пауки под лозунгом «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны» и устроили торжественные соревнования.
Выделим социальные функции транспортного средства в обществе, ибо именно социальность услуги определяет ее полезность для человека.
Велосипед прочно занял свое место в жизни общества: экономически выгодный транспорт доступный для любого гражданина, способствующий одновременно оздоровлению, развлечению и передвижению в нужное место[9]. С возрастанием инженерной мысли велосипед приспособили для проведения научных исследований (прообраз велотренажера) и сделали спортом высших достижений, с проведением международных соревнований – велогонок. Различные типы велосипедов позволяют спортсмену ощутить скорость передвижения и выработать свой темп движения на трассе[10]. Велоспорт получил активное развитие в эпоху советского периода. Система прокатов велосипедов в СССР не была развита, в отличие от системы проката холодильников. Европа пришла первой к системе проката велосипедов и данная услуга экономически выгодна многим гражданам, проживающим за городом.
Bike sharing или велошеринг является системой краткосрочной аренды велосипедов, которая с течением времени стала популярна в мире и постепенно появляется в России. Этому способствовали новые технологии позволяющие упростить формат байкшеринга[1,11].
Систему краткосрочной аренды подразделяют на три группы по типу завершения аренды:
1. Станции. Велосипеды находятся на станциях, начинать и завершать аренду можно только на точках проката. Схема оплаты арендованного велосипеда возможно через приложение на телефоне или в терминале на станции.
2. Свободная парковка. Пользователи могут арендовать и оставить велосипед в определённых зонах города. Велосипед значком отмечен на карте в мобильном приложении. Для начала использования необходимо сканировать телефоном QR-код велосипеда, а для завершения оставить его в разрешённой зоне и заблокировать колесо через мобильное приложение или включить блокировку непосредственно на велосипеде.
3. Гибридная система. Такая схема включает элементы двух типов станции и свободная парковка. Пользователь может начинать и завершать аренду на станциях проката либо в определённых зонах города. Следует заметить, что при завершении аренды на станции, пользователь получает бонусы от фирмы проката, так как помогает им поддерживать нужное количество велосипед в на парковках.
Данная технология была удобна европейцам с их образом жизни, которую переняли китайцы в 2014 году, стремящаяся компания Ofo к захвату рынка-
250 городов 20 стран мира. В 2016 году, появилась ещё одна крупная компания Mobike, которая так же является китайской. В данный момент они является крупнейшими провайдерами в мире[2,4,8].
Как показал анализ крупных игроков этого рынка, объединяет удобство и простота использования велосипедов. Они позиционируются как более гибкая и дешевая замена автомобилю и общественному транспорту.
Но огромная популярность данного сервиса так же несет в себе некоторые проблемы для компании, использующих систему свободной парковки, и властей городов, так как всегда есть огромное количество недобросовестных клиентов, которые понимают это слишком буквально. Велосипед могут оставить в неподобающих для этого местах, например в канаве или где-нибудь в ближайших зарослях деревьев, ведь чисто теоретически пользователь не нарушил правил и оставил велосипед в разрешённой зоне. Так же в особо популярных точках остановки аренды могут скапливаться свалки велосипедов, которые ни кто не хочет разбирать. Именно поэтому в Китае, крупнейшем мировом рынке байкшеринга, власти некоторых городов начинают вводить запреты на ввоз новых велосипедов. Эта мера не спасает от недобросовестных арендаторов, но в некоторой степени позволяет контролировать количество велосипедов и не допускать огромных свалок[4].
В Европе ситуация немного иная. Например, в Голландии местные жители жаловались на то, что из-за большого количества прокатных велосипедов, им негде припарковать свой личный байк. Даже были случаи протестов против велошеринга.
В России ситуация жители городов только начинают использовать краткосрочную аренду велосипедов и понимать ее преимущества. Следует отметить, что байкшаринг есть только в крупных, либо туристических городах нашей страны (Шелмаков С.В., Шелмаков П.С.)[15]. И преимущественно состоит из станционных пунктов проката. Компаний, работающих по типу свободной парковки, единицы и они регулярно терпят убытки. Сейчас в России прокат представлен несколькими крупными компаниями в Москве и Санкт-Петербурге, а так же не большими фирмами в региональных центрах. В октябре компания Lucky Bike открыла велошеринг в Краснодаре[7]. Организаторы планировали, что компания запустит проект, и он будет в ЮФО работающий по принципу свободной парковки[1,3]. Проект на сегодняшний момент поехал наполовину. Установлены места свободной парковки для электросамоваров в тестовом (пробном режиме). Город Краснодар по климатическим условиям может и готов к внедрению проекта, а вот с дорожно-транспортными факторами возникли проблемы. В городе ведется постоянно ремонт дорог. Город Краснодар можно назвать территорией плотной застройки улиц, по принципу «окно в окно». Пешеходных зон и зеленых скверов явно недостаточно для миллионного города[5,6]. Автопарковки муниципальные и платные стоимостью от 30 до 100 рублей час не могут решить проблему парковочных мест. Каждый день на учет в ГИБДД Краснодарского края ставится 25 автомобилей. Человек, купивший автомобиль вряд ли сядет на велосипед, условия комфорта разные. Поэтому реклама призывающая пересесть с автомобиля на велосипед вряд ли можно назвать эффективной.
Выводы.
В загазованной и не проездной городской среде велосипед теряет свои оздоровительные функции, человеку надо думать не только о собственной безопасности, но и безопасности других людей. Велошеринг по мнению экспертов вряд ли приживется в Краснодаре и будет пустой и затратной идеей. Велосипеды будут ломать, и бросать, а еще и воровать.
Заключение. На сегодняшний день велосипед используется в г. Краснодаре активно перевозчиками пиццы или других горячих обедов по заказу. Велосипед выступает как экологически чистое и экономически выгодное, манёвренное транспортное средство. Велосипедисты, ища безопасную зону проезда, ездят по пешеходным дорожкам, мешая тем самым идти пешеходам. Проблема пешеходных дорожек в г. Краснодаре крайне остра из-за плотности застройки новых районов. Конкуренцию велосипедистам составляют электросамокаты (фото 1,2). Прокат самокатов только получает свое развитие в г. Краснодаре и пользуется большей популярностью, чем велосипед среди разных возрастных категорий населения. Дети активно катаются на самокатах различных производителей по проезжей части города, и такая форма двигательной активности создает угрозу жизни. Безопасность на дороге ребенка важна не только на велосипеде, и на самокате. В общеобразовательных школах необходимо проводить не только просветительские мероприятия о безопасности жизнедеятельности школьника, но и разрабатывать социальные проекты безопасного движения (Синицын Ю.Н.)[12,13].
Чтобы арендовать велосипед, установите мобильное приложение Lucky Bike и следуйте инструкции:
- Скачайте приложение Lucky Bike в App Store или Google Play и зарегистрируйтесь в нем.
- Выберите город Краснодар.
- Пополните депозит через любую банковскую карту.
- Пополните баланс, исходя из указанных тарифов.
- Найдите ближайший к вам велосипед на карте приложения.
- Сканируйте QR код на велосипеде.
- Ваш велосипед разблокирован и готов к использованию.
- Для завершения поездки, опустите рычаг блокиратора на заднем колесе.
- Велосипед можно оставить на любой из наших парковок, которые изображены на карте приложения.
- Убедитесь в приложении, что поездка завершена.
Чтобы воспользоваться прокатом, необходимо оплатить доступ:
*сутки-150р.;месяц-600р,;год — 2400 р. (до 31 декабря 2019 года).
В стоимость включены все поездки длительностью до 30 минут. За более длительные по времени поездки берется дополнительная плата: 30 рублей за каждые последующие полчаса. Максимальная продолжительность одной поездки — 24 часа, а тайм-аут между поездками составляет 10 минут.
Литература:
- Bike-sharing: глобальная экспансия систем совместного использования велосипедов (2014 г.). –URL: http://velomesto.ru/magazine/v-mire/bike-sharing-globalnaya-ekspansiya-sistem-sovmestnogo-ispolzovaniyavelosipedov/ (дата обращения: 5.012.2018).
- 2.Галеева С. В., Жексекина А. А. Становление и развитие велошейринга: зарубежный и казахстанский опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2856–2860. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86602.htm. (дата обращения: 5.012.2018).
- 3.Как Вам шеринг?//БИТ. Бизнес & Информационные технологии. 2017. № 9 (72). С. 36-37
- Китайский байкшеринг на примере Mobike и ofo–URL:https:se7en.ws›kitayskiy-baykshering…primere-mobike…ofo/(дата обращения: 5.012.2018).
- Овчинников Ю.Д., Талызов С.Н. Спортивный туризм как вид спорта и форма деятельности//Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 2. С. 117-120.
- Овчинников Ю.Д., Лызарь О.Г. Влияние двигательной активности на психическое здоровье современного человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019. № 2. С. 51-57.
- Овчинников Ю.Д. Проект велошеринга как часть современной городской среды//
Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 180-185. - Проект «Велопарковки Алматы» (2018 г.). –URL: http://veloalmaty.kz/?page_id=2 (дата обращения: 5.12.2018).
- Привет велоспорт. –URL:https://www.hellocycling.jp/(дата обращения: 5.12.2018).
- Савельева О.В., Сулейманов М.А.Развитие велоинфраструктуры в России// OlymPlus. Гуманитарная версия. 2018. № 1 (6). С. 43-45.
- Сагинова О.В., Мельников М.С. Модели совместного использования велосипеда в крупном городе//Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 4. С. 1289-1300.
- Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г.Духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса как доминанта единого образовательного пространства//
Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 157-161. - Синицын Ю.Н. Концептуальная модель формирования жизнедеятельностных функций школьника в системе педагогического обеспечения здоровья// Непрерывное образование. 2015. № 1 (11). С. 4-10.
- Шаекина Ж.М., Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В. Перспективы развития велошейринга в системе городского туризма в Казахсатне: Монография. –Караганда: Изд-во КарГУ, 2015. –162с.
- Шелмаков С.В., Шелмаков П.С. Опыт реализации в Москве системы городского велопроката (велошеринга)//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3-3. С. 331-336.