БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сабырова К.Ж., Асанбаев Е.Т.
Д.ю.н., и.о. профессора Кыргызской государственной юридической академии,
Служба экономических расследований, Министерства финансов Республики Казахстан

БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы о безопасности банковской системы государства как одного из важных условий обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан. Обоснованы и предложены необходимость внесения изменений в законодательство Республики Казахстан по обеспечению его экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность; безопасность банковской системы; правовой статус Национального банка Казахстана.

Президент Республики Казахстан в своем Послании от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [1] поставил задачу по созданию обновленной модели экономического развития, призванную обеспечить конкурентоспособность экономики республики на глобальном уровне и выделил пять основных приоритетов третей модернизации. Один из которых – обеспечение макроэкономической стабильности, чего можно достигнуть только при условии, что будет активизирована и оптимизирована политика, направленная на денежно-кредитную стимуляцию, привлечен в экономику страны частный капитал.

На сегодняшний день в рамках Плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы и противодействию теневой экономике, который был утвержден постановлением Правительства РК от 31 мая 2018 года №309 [2] Службой экономических расследований активизировано взаимодействие с Комитетами финансового мониторинга и внутреннего государственного аудита МФ РК, Национальным банком и налоговым и таможенным блоком Комитета и другими государственными органами.

В настоящее время статус и правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана определены в Законе РК «О Национальном банке Республики Казахстан [3].
В Казахстане банковская система имеет два уровня, первый из которых – верхний – представлен Национальным Банком РК (Национальным Банком Казахстана), являющимся центральным банком страны.

В своем послании к народу Президент Казахстана отметил, что финансовый сектор страны должен быть перезагружен, а для этого необходимо довести до конца чистку банковского сферы и портфеля от неудачных, неэффективных, «плохих» кредитов с непременным условием, что владельцы банков, официально признавая убытки, будут нести экономическую и финансовую ответственность, при этом вывод акционерами средств из банков, осуществляемый ими в интересах аффилированных компаний и лиц должен быть признан законом тяжким преступлением [4]. Также Президент отметил, что Национальный банк не может позволить себе быть пассивным созерцателем такого рода деяний, в противном случае, зачем необходим такой государственный орган? Контроль, осуществляемый Национальным банком за деятельностью различных финансовых институтов, должен быть эффективным строим и своевременным. На сегодняшний день Национальный банк должен решить первостепенную задачу, связанную с необходимостью развития инфляционного таргетирования, т.е. режима денежно-кредитной политики, главной цель которого является обеспечение ценной стабильности, а для этого следует обеспечить поэтапное уменьшение уровня инфляции в 3–4% в среднесрочном периоде. Необходимо было перезагрузить финансовый сектор, в связи, с чем Президентом РК Национальному банку было дано поручение разработать комплекс мер, направленных на оздоровление и стабилизацию банковского сектора страны, а также необходимо было интенсифицировать работу, направленную на очистку, освобождение балансов банков от «плохих кредитов» и обеспечить, если в этом возникнет необходимость, их докапитализацию, т.е. дополнительный рост объема средств, принадлежащих субъектам хозяйствования, за счет акционеров.

Необходимо также предоставить Национальному банку больше прав, связанных с обеспечением эффективного контроля за состоянием и деятельностью банков. Национальному банку нужно осуществить переход от формального к риск-ориентированному подходу, что позволит ему эффективно воздействовать на банки до того, как последние допустят формальные нарушения. Кроме того, необходимо повысить ответственность компаний, осуществляющих аудит, обеспечить прозрачность акционерных обществ и усовершенствовать систему корпоративного управления. Все эти меры необходимо оформить законодательно. Для того чтобы решить проблему, связанную с недостатком денежных средств в экономике и высокими ставками по кредитам, Национальному банку и Правительству РК Президентом было поручено разработать комплекс мер, способных обеспечить доступное средне- и долгосрочное фондиревания в национальной валюте. На Национальный банк и Правительство была возложена ответственность за инфляцию и рост экономики [1].

СЭР при Департаменте государственных доходов по Южно-Казахстанской области, ее сотрудниками на постоянной основе проводятся оперативно-следственные мероприятия, одним из результатов которых стало прекращение деятельности ОПГ, которая в течение нескольких лет занималась систематическим расхищением бюджетных средств, выделенных для реализации социальной государственной программы, направленной на поиск и создание рабочих мест, предназначенных для безработных.

Судом были санкционированы обыскные мероприятия, в ходе которых в автомобиле BMW Х5 и местах проживания обвиняемых было обнаружено и изъято в общей сложности 180 банковских карт, наличные деньги – более 2 млн. тенге, 88 печатей, предназначенных для индивидуальных предпринимателей, 22 удостоверения личности, 21 трудовая книжка и 52 чековых книжек индивидуальных предпринимателей, множество правоустанавливающих документов на различное недвижимое имущество и 23 единиц золотых изделий [5].
Расхищались денежные средства, которые предоставлялись в соответствии с Законом РК «О занятости населения» и Правилами организации и финансирования социальных рабочих мест, которые были утверждены Постановлением Правительства РК, при этом активно и на систематической основе использовались ложно созданные предприятия и схемы, позволяющие уводить средства в «тень». До того, как дело поступило в суд, следствием была выявлена противоправная деятельность пяти человек, входивших в ОПГ, и установлен предварительный размер ущерба от этой деятельности, который составил более 5,5 млн. тенге. Вышеуказанные факты говорят в пользу того, что недостаточный контроль в вопросах использования бюджетных средств, как и прежде, предоставляет коррумпированным должностным лицам и преступным группам возможность обогатиться за счет средств, выделяемых на госпрограммы.

Кража, хищения денежных средств в сфере банковского кредитования могут осуществляться одним из нижеуказанных способов либо их комбинированием:

  • путем образования подставных фирм, специально созданных для того, чтобы получать и затем присваивать кредиты;
  • пуская в ход подложные документы, формально подтверждающих финансовую состоятельность;
  • предъявляя подложные либо полученные незаконными способами поручительства и гарантийные письма;
  • предоставляя в виде залога неполноценного или уже заложенного либо не принадлежащего заемщику имущества.

Одним из наиболее распространенных способов введения в заблуждение сотрудников банка лицами, намеревающимися стать заемщиками, является образование ими лжепредприятия, снабженного соответствующими учредительными и регистрационными документами, которые предъявляются в банк, чтобы представить данное предприятие в качестве реально занимающегося хозяйственной деятельностью и получить под него денежные средства в виде кредита.
Характерно, что ряд способов хищений не может быть осуществлен без вовлечение в аферу сотрудников банка, в связи чем в ходе планирования работы в данном направлении необходимо уделять особое внимание усилению оперативных позиции среди персонала банков.

Следует иметь в виду, что большинство противоправных деяний, совершаемых в банковской сфере, не может быть реализовано без того, чтобы не остались определенные материальные следы, тем или иным образом зафиксированные в бухгалтерских, финансовых и прочих документах и на различных носителях информации, и, соответственно, эти следы представляют собой весьма важный источник сведений, не только подтверждающих факт посягательства, совершения преступления, но и довольно часто служащих ключом к их выявлению и доказательства, в связи с чем при проведении расследования данных преступных деяний весьма важно своевременно, оперативно изъять соответствующие документы, предметы, объекты, что позволит зафиксировать следы злодеяния.

Учитывая характерные черты различных способов хищений, осуществляемых в банковской сфере, эти способы можно дифференцировать по типологическому принципу. Так, правонарушения в данной сфере могут различаться между собой по субъективному признаку или, другими словами, признаку субъекта хищения.
Итак, хищения могут совершаться непосредственно сотрудниками банка.
В зависимости от того, какое именно должностное положение занимает субъект – лицо, осуществляющее хищение, следует различать две группы субъектов и, соответственно, две группы способов хищения, первая из которых состоит из хищений, совершаемых руководящим звеном банка, вторая же – работниками, обязанностью которых является оформление кредитных заявок.

Руководящее звено совершает хищения одним из нижеуказанных способов:

  • организуя получение банком необеспеченного кредита НБ РК. При использовании данного способа банк, осуществляя регистрацию, предоставляет недостоверные, завышенные данные о величине уставного капитала и для этой цели на непродолжительный срок перечисляет на собственный счет средства, принадлежащие третьим лицам, что в дальнейшем позволяет исказить банковскую отчетность и затем предоставить искаженные сведения об уставном капитале, размеры которого, как правило, существенно завышаются по сравнению с фактическим, и в результате, когда банк получает кредит от НБ РК, он входит в разряд крупных заемщиков. Полученные таким образом средства в дальнейшем расхищаются после чего банк объявляет о своем банкротстве;
  • создавая фирмы-однодневки. При использовании данного способа самим банком или непосредственно его руководством, использующим подставных лиц, создается предприятие, которое по получению крупного кредита прекращает свое существование, а кредит присваивается;
  • заключая фиктивный кредитный договор. При использовании этого способа руководитель банка или другое высокое должностное лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, заполняет от имени подлинных клиентов банка документы, необходимые для предоставления им кредитов, которые в дальнейшем получает сам.

Достаточно распространенными и устоявшимися способами кражи денежных средств, осуществляемых посредством кредитных операций, после выполнения которых деньги, полученные в кредит, не возвращаются, являются:

  • введение в заблуждение кредиторов, предоставляя недостоверную информацию о кредитоспособности (путем подделки действительных или составления подложных балансовых ведомостей и прочих документов, относящихся к первичному учету);
  • образование хозяйствующих субъектов, которые создаются для того, чтобы похищать денежные средств, и упраздняются, прекращают свою деятельность, существование после того, как получают искомую ссуду или перечисляют средства, выданные им в итоге предоставления кредита иным хозяйствующим субъектам (лжепредпринимательство);
  •  намеренное, злостное банкротство субъектов предпринимательства по получению кредита либо кредитов.

Обеспечение безопасности банковской системы любой страны, как справедливо указывают И.Л. Графова и Р.А. Емельянов, выступает одним из основных условий безопасности ее экономической системы, прежде всего за счет своего ключевого положения в обеспечении развития экономики и активного участия в перераспределении финансовых ресурсов между предприятиями реальных отраслей экономики и обеспечения финансовыми услугами граждан государства [6]. Полноценная банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую целостную, взаимосвязанную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет особую функцию, проводит различные финансовые операции и сделки для удовлетворения потребностей общества в банковских продуктах и услугах [7].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер экономической безопасности принадлежит Национальному Банку Казахстана, являющейся основой функционирования экономики и финансовой системы Казахстана. Но ни в Конституции РК, ни в Законе РК «О Совете Безопасности Республики Казахстан» этот орган государственного управления не упоминается, в связи с чем автором аргументируется включить в Конституцию РК статью, определяющую правовой статус Национального Банка РК в следующей редакции: «Национальный банк Казахстана осуществляет надзор за банковской системой Республики Казахстан, определяет и проводит денежно-кредитную политику, функционирование платежных систем, осуществляет валютное регулирование и контроль, государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком и деятельностью финансовых организаций, содействует обеспечению стабильности финансовой системы государства».

Также в целях усиления обеспечения экономической безопасности государства обосновывается необходимость внесения изменения в Закон РК «О совете безопасности» [8] и предлагается включить в состав членов Совета Безопасности РК, либо Председателя Национального банка, либо министра финансов или министра экономики.

Литература:

  1. Послание народу Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
  2. План мероприятий на 2018 – 2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике. Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года №309. ИС Параграф
  3. Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» Источник: ИС Параграф
  4. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018г. 
  5. Службой экономических расследований Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области пресечена деятельность организованной преступной группы. 
  6. Графова И.Л., Емельянов Р.А. Экономическая безопасность коммерческого банка как элемента банковской системы страны»
  7. Тавасиев А.М. Организация деятельности коммерческих банков. Теория и практика: учебник для магистров / А.М. Тавасиев, В.Д. Мехряков, О.И. Ларина. М.: Изд-во Юрайт, 2015. С. 20.
  8. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №178-VI «О Совете Безопасности Республики Казахстан». Источник: ИС Параграф