Сабырова К.Ж., Асанбаев Е.Т.
Д.ю.н., и.о. профессора Кыргызской государственной юридической академии,
Служба экономических расследований, Министерства финансов Республики Казахстан
БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы о безопасности банковской системы государства как одного из важных условий обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан. Обоснованы и предложены необходимость внесения изменений в законодательство Республики Казахстан по обеспечению его экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность; безопасность банковской системы; правовой статус Национального банка Казахстана.
Президент Республики Казахстан в своем Послании от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [1] поставил задачу по созданию обновленной модели экономического развития, призванную обеспечить конкурентоспособность экономики республики на глобальном уровне и выделил пять основных приоритетов третей модернизации. Один из которых – обеспечение макроэкономической стабильности, чего можно достигнуть только при условии, что будет активизирована и оптимизирована политика, направленная на денежно-кредитную стимуляцию, привлечен в экономику страны частный капитал.
На сегодняшний день в рамках Плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы и противодействию теневой экономике, который был утвержден постановлением Правительства РК от 31 мая 2018 года №309 [2] Службой экономических расследований активизировано взаимодействие с Комитетами финансового мониторинга и внутреннего государственного аудита МФ РК, Национальным банком и налоговым и таможенным блоком Комитета и другими государственными органами.
В настоящее время статус и правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана определены в Законе РК «О Национальном банке Республики Казахстан [3].
В Казахстане банковская система имеет два уровня, первый из которых – верхний – представлен Национальным Банком РК (Национальным Банком Казахстана), являющимся центральным банком страны.
В своем послании к народу Президент Казахстана отметил, что финансовый сектор страны должен быть перезагружен, а для этого необходимо довести до конца чистку банковского сферы и портфеля от неудачных, неэффективных, «плохих» кредитов с непременным условием, что владельцы банков, официально признавая убытки, будут нести экономическую и финансовую ответственность, при этом вывод акционерами средств из банков, осуществляемый ими в интересах аффилированных компаний и лиц должен быть признан законом тяжким преступлением [4]. Также Президент отметил, что Национальный банк не может позволить себе быть пассивным созерцателем такого рода деяний, в противном случае, зачем необходим такой государственный орган? Контроль, осуществляемый Национальным банком за деятельностью различных финансовых институтов, должен быть эффективным строим и своевременным. На сегодняшний день Национальный банк должен решить первостепенную задачу, связанную с необходимостью развития инфляционного таргетирования, т.е. режима денежно-кредитной политики, главной цель которого является обеспечение ценной стабильности, а для этого следует обеспечить поэтапное уменьшение уровня инфляции в 3–4% в среднесрочном периоде. Необходимо было перезагрузить финансовый сектор, в связи, с чем Президентом РК Национальному банку было дано поручение разработать комплекс мер, направленных на оздоровление и стабилизацию банковского сектора страны, а также необходимо было интенсифицировать работу, направленную на очистку, освобождение балансов банков от «плохих кредитов» и обеспечить, если в этом возникнет необходимость, их докапитализацию, т.е. дополнительный рост объема средств, принадлежащих субъектам хозяйствования, за счет акционеров.
Необходимо также предоставить Национальному банку больше прав, связанных с обеспечением эффективного контроля за состоянием и деятельностью банков. Национальному банку нужно осуществить переход от формального к риск-ориентированному подходу, что позволит ему эффективно воздействовать на банки до того, как последние допустят формальные нарушения. Кроме того, необходимо повысить ответственность компаний, осуществляющих аудит, обеспечить прозрачность акционерных обществ и усовершенствовать систему корпоративного управления. Все эти меры необходимо оформить законодательно. Для того чтобы решить проблему, связанную с недостатком денежных средств в экономике и высокими ставками по кредитам, Национальному банку и Правительству РК Президентом было поручено разработать комплекс мер, способных обеспечить доступное средне- и долгосрочное фондиревания в национальной валюте. На Национальный банк и Правительство была возложена ответственность за инфляцию и рост экономики [1].
СЭР при Департаменте государственных доходов по Южно-Казахстанской области, ее сотрудниками на постоянной основе проводятся оперативно-следственные мероприятия, одним из результатов которых стало прекращение деятельности ОПГ, которая в течение нескольких лет занималась систематическим расхищением бюджетных средств, выделенных для реализации социальной государственной программы, направленной на поиск и создание рабочих мест, предназначенных для безработных.
Судом были санкционированы обыскные мероприятия, в ходе которых в автомобиле BMW Х5 и местах проживания обвиняемых было обнаружено и изъято в общей сложности 180 банковских карт, наличные деньги – более 2 млн. тенге, 88 печатей, предназначенных для индивидуальных предпринимателей, 22 удостоверения личности, 21 трудовая книжка и 52 чековых книжек индивидуальных предпринимателей, множество правоустанавливающих документов на различное недвижимое имущество и 23 единиц золотых изделий [5].
Расхищались денежные средства, которые предоставлялись в соответствии с Законом РК «О занятости населения» и Правилами организации и финансирования социальных рабочих мест, которые были утверждены Постановлением Правительства РК, при этом активно и на систематической основе использовались ложно созданные предприятия и схемы, позволяющие уводить средства в «тень». До того, как дело поступило в суд, следствием была выявлена противоправная деятельность пяти человек, входивших в ОПГ, и установлен предварительный размер ущерба от этой деятельности, который составил более 5,5 млн. тенге. Вышеуказанные факты говорят в пользу того, что недостаточный контроль в вопросах использования бюджетных средств, как и прежде, предоставляет коррумпированным должностным лицам и преступным группам возможность обогатиться за счет средств, выделяемых на госпрограммы.
Кража, хищения денежных средств в сфере банковского кредитования могут осуществляться одним из нижеуказанных способов либо их комбинированием:
- путем образования подставных фирм, специально созданных для того, чтобы получать и затем присваивать кредиты;
- пуская в ход подложные документы, формально подтверждающих финансовую состоятельность;
- предъявляя подложные либо полученные незаконными способами поручительства и гарантийные письма;
- предоставляя в виде залога неполноценного или уже заложенного либо не принадлежащего заемщику имущества.
Одним из наиболее распространенных способов введения в заблуждение сотрудников банка лицами, намеревающимися стать заемщиками, является образование ими лжепредприятия, снабженного соответствующими учредительными и регистрационными документами, которые предъявляются в банк, чтобы представить данное предприятие в качестве реально занимающегося хозяйственной деятельностью и получить под него денежные средства в виде кредита.
Характерно, что ряд способов хищений не может быть осуществлен без вовлечение в аферу сотрудников банка, в связи чем в ходе планирования работы в данном направлении необходимо уделять особое внимание усилению оперативных позиции среди персонала банков.
Следует иметь в виду, что большинство противоправных деяний, совершаемых в банковской сфере, не может быть реализовано без того, чтобы не остались определенные материальные следы, тем или иным образом зафиксированные в бухгалтерских, финансовых и прочих документах и на различных носителях информации, и, соответственно, эти следы представляют собой весьма важный источник сведений, не только подтверждающих факт посягательства, совершения преступления, но и довольно часто служащих ключом к их выявлению и доказательства, в связи с чем при проведении расследования данных преступных деяний весьма важно своевременно, оперативно изъять соответствующие документы, предметы, объекты, что позволит зафиксировать следы злодеяния.
Учитывая характерные черты различных способов хищений, осуществляемых в банковской сфере, эти способы можно дифференцировать по типологическому принципу. Так, правонарушения в данной сфере могут различаться между собой по субъективному признаку или, другими словами, признаку субъекта хищения.
Итак, хищения могут совершаться непосредственно сотрудниками банка.
В зависимости от того, какое именно должностное положение занимает субъект – лицо, осуществляющее хищение, следует различать две группы субъектов и, соответственно, две группы способов хищения, первая из которых состоит из хищений, совершаемых руководящим звеном банка, вторая же – работниками, обязанностью которых является оформление кредитных заявок.
Руководящее звено совершает хищения одним из нижеуказанных способов:
- организуя получение банком необеспеченного кредита НБ РК. При использовании данного способа банк, осуществляя регистрацию, предоставляет недостоверные, завышенные данные о величине уставного капитала и для этой цели на непродолжительный срок перечисляет на собственный счет средства, принадлежащие третьим лицам, что в дальнейшем позволяет исказить банковскую отчетность и затем предоставить искаженные сведения об уставном капитале, размеры которого, как правило, существенно завышаются по сравнению с фактическим, и в результате, когда банк получает кредит от НБ РК, он входит в разряд крупных заемщиков. Полученные таким образом средства в дальнейшем расхищаются после чего банк объявляет о своем банкротстве;
- создавая фирмы-однодневки. При использовании данного способа самим банком или непосредственно его руководством, использующим подставных лиц, создается предприятие, которое по получению крупного кредита прекращает свое существование, а кредит присваивается;
- заключая фиктивный кредитный договор. При использовании этого способа руководитель банка или другое высокое должностное лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, заполняет от имени подлинных клиентов банка документы, необходимые для предоставления им кредитов, которые в дальнейшем получает сам.
Достаточно распространенными и устоявшимися способами кражи денежных средств, осуществляемых посредством кредитных операций, после выполнения которых деньги, полученные в кредит, не возвращаются, являются:
- введение в заблуждение кредиторов, предоставляя недостоверную информацию о кредитоспособности (путем подделки действительных или составления подложных балансовых ведомостей и прочих документов, относящихся к первичному учету);
- образование хозяйствующих субъектов, которые создаются для того, чтобы похищать денежные средств, и упраздняются, прекращают свою деятельность, существование после того, как получают искомую ссуду или перечисляют средства, выданные им в итоге предоставления кредита иным хозяйствующим субъектам (лжепредпринимательство);
- намеренное, злостное банкротство субъектов предпринимательства по получению кредита либо кредитов.
Обеспечение безопасности банковской системы любой страны, как справедливо указывают И.Л. Графова и Р.А. Емельянов, выступает одним из основных условий безопасности ее экономической системы, прежде всего за счет своего ключевого положения в обеспечении развития экономики и активного участия в перераспределении финансовых ресурсов между предприятиями реальных отраслей экономики и обеспечения финансовыми услугами граждан государства [6]. Полноценная банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую целостную, взаимосвязанную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет особую функцию, проводит различные финансовые операции и сделки для удовлетворения потребностей общества в банковских продуктах и услугах [7].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер экономической безопасности принадлежит Национальному Банку Казахстана, являющейся основой функционирования экономики и финансовой системы Казахстана. Но ни в Конституции РК, ни в Законе РК «О Совете Безопасности Республики Казахстан» этот орган государственного управления не упоминается, в связи с чем автором аргументируется включить в Конституцию РК статью, определяющую правовой статус Национального Банка РК в следующей редакции: «Национальный банк Казахстана осуществляет надзор за банковской системой Республики Казахстан, определяет и проводит денежно-кредитную политику, функционирование платежных систем, осуществляет валютное регулирование и контроль, государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком и деятельностью финансовых организаций, содействует обеспечению стабильности финансовой системы государства».
Также в целях усиления обеспечения экономической безопасности государства обосновывается необходимость внесения изменения в Закон РК «О совете безопасности» [8] и предлагается включить в состав членов Совета Безопасности РК, либо Председателя Национального банка, либо министра финансов или министра экономики.
Литература:
- Послание народу Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
- План мероприятий на 2018 – 2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике. Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года №309. ИС Параграф
- Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» Источник: ИС Параграф
- Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018г.
- Службой экономических расследований Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области пресечена деятельность организованной преступной группы.
- Графова И.Л., Емельянов Р.А. Экономическая безопасность коммерческого банка как элемента банковской системы страны»
- Тавасиев А.М. Организация деятельности коммерческих банков. Теория и практика: учебник для магистров / А.М. Тавасиев, В.Д. Мехряков, О.И. Ларина. М.: Изд-во Юрайт, 2015. С. 20.
- Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №178-VI «О Совете Безопасности Республики Казахстан». Источник: ИС Параграф