БУДЕТ ЛИ ЛЕГАЛИЗОВАНА КРИПТОВАЛЮТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Егоров О.В.
Магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет

БУДЕТ ЛИ ЛЕГАЛИЗОВАНА КРИПТОВАЛЮТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Настоящая работа посвящена анализу вариантов легализации криптовалюты в российском правовом поле, а именно автор подробно анализирует проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах».

Ключевые слова: криптовалюта, токен, цифровые права, цифровой финансовый актив, блокчейн, легализация, ICO, майнинг, законопроект, цифровая транзакция.
Keywords: cryptocurrency, token, digital rights, digital financial asset, blockchain, legalization, ICO, mining, bill, digital transaction.

На конец марта 2018 года в Государственную Думу было внесено три законопроекта, касающихся криптовалют и токенов: проект ФЗ «О цифровых финансовых активах» [1], проект ФЗ «О цифровых правах» [2], проект ФЗ «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [3].

На сегодня Проект ФЗ № 419090-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)» приобрел статус Федерального закона [4]. Данный Федеральный закон вступает в силу 01.10.2019 года. Суть данного закона в том, что в число объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) будут входить «цифровые права» (невиданный доселе объект гражданских прав). Также согласно данному ФЗ Гражданский кодекс дополнится Статьей 141.1. в соответствие с которой «цифровыми правами» признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».

Проект ФЗ № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» также приобрел статус очередного инвестиционного закона [5].
Данный федеральный закон вступает в силу 01.01.2020 года.

На март 2018 года автор настоящей статьи наиболее проработанным считал именно законопроект ФЗ № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». Текст первоначального проекта федерального закона содержал как положительные стороны, так и ряд существенных недостатков, некоторые из которых будут разобраны в настоящей работе.
Остановимся на плюсах первоначального вида проекта ФЗ № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»:

1) В законопроекте были введены определения цифровых финансовых активов, к которым относились криптовалюта и токен. Указанные определения устанавливали, что и криптовалюта, и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта). Считаем, что авторы законопроекта поступили абсолютно правильно, разделив цифровой финансовый актив (родовое понятие) на криптовалюту и токен, потому что их природа отличается друг от друга. Например, биткоин (bitcoin – криптовалюта) «добывается» (майнится) множеством участников сити блокчейн, с помощью вычислительных мощностей ЭВМ. А например, CanonChain (токен) имеет одного эмитента – юридическое лицо, осуществившее выпуск токена с целью привлечения инвестиций.
Отметим, что на сегодня, версии сайта coinmarketcap [6], выпущено более 2000 криптовалют и токенов, причем 99,99 процентов из всей массы это токены. (причем, существуют токены которые не обращаются на бирже, не прошедшие листинг, а соответственно не учитываемые сервисами по отслеживанию капитализации, то есть де-факто, их гораздо больше)

2) Законопроект имел широкую базу терминов – законопроект определял такие понятия, как цифровая запись и цифровая транзакция, реестр цифровых транзакций, оператор обмена цифровых финансовых активов, майнинг.

3) Проект также закреплял правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относится деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация), выпуску токенов – ICO (Initial Token Offering).

4) В соответствии с прошлой редакцией проекта, с целью обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов [7].

Недостатки:

1) Суть криптовалюты – это децентрализация. В данном проекте законодатель пытался установить контроль над криптовалютами и токенами (создание операторов обмена финансовых активов, валидаторов, введение цифровых кошельков, получение которых предусмотрено после процедуры идентификации), считаем, что с технической точки зрения и современных реалий оборота, данный законопроект в том виде, в котором он представлен в настоящее время, реализован не будет.

2) Несмотря на хорошую проработанность терминологической базы, законопроект не содержал ряд важных определений, например, «белая бумага (white paper)», криптобиржа, открытый ключ, закрытый ключ, хотя данные термины широко употребляются в криптоиндустрии.

3) законопроект не вводил поправки в другие Федеральные законы, например, поправки в ФЗ «О рынке ценных бумаг» [8], ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [9].

Как уже было сказано, данный проекта ФЗ № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» был принят в первом чтении, сейчас он находится на стадии рассмотрения в рамках второго чтения ГД РФ.

При этом стоит отметить, ко второму чтению законопроект был существенно переработан, причем, по мнению автора, не в лучшую сторону.
В новой редакции проекта под цифровыми финансовыми активами (далее – ЦФА) признаются цифровые права (ст. 1 п. 2).
Из новой редакции проекта исключена статья 2, посвященная основным понятиям, используемым в проекте федерального закона. Из текста проекта полностью исключены термины «криптовалюта», «токен».

Конечно, в новой редакции есть свои плюсы – законопроектом устанавливаются порядок учета и обращения ЦФА; требования к оператору информационной системы; особенности обращения ЦФА; требования к рекламе ЦФА; вводятся поправки во взаимосвязанные Федеральные законы (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «Об акционерных обществах»).
Однако, есть ли смысл в данных плюсах, если те вопросы ради чего задумывался данный законопроект, а именно урегулирование общественных отношений по поводу криптовалюты и токенов исключены из актуальной редакции проекта.

Таким образом, в заключении скажем, что у автора настоящей работы свое видение легализации криптовалют в российском правовом поле.
Тем не менее, на сегодня складывается следующая картина: из трех проектов федеральных законов, изначально посвященных криптовалюте, два приобрели статус федерального закона, однако главный проект (проект отдельного федерального закона, посвященного криптовалюте – проект ФЗ № 419059-7 «О цифровых финансовых активах») сегодня не принят, в настоящее время проект находится на стадии рассмотрения во втором чтении ГД РФ. При этом, ни один из актов не содержит дефиниций «криптовалюты», «токена». Почему законодатель исключил первоначальные положения о криптовалюте не ясно, возможно он считает, что их введение в гражданский оборот преждевременно, однако, автор настоящей работы так не считает.

Литература:

1. Проект ФЗ «О цифровых финансовых активах»
2. Проект ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)» 
3. Проект ФЗ «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» 
4. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ»О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.03.2019, N 12, ст. 1224
5. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 172, 07.08.2019