БУЛЬВАРНАЯ ПРЕССА ЯКУТИИ: ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Маркова А.Н. 
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

БУЛЬВАРНАЯ ПРЕССА ЯКУТИИ: ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается бульварная пресса Якутии, так как «желтые» материалы значительное влияние имеют в современной массовой культуре. В статье предоставлены данные об основных современных бульварных СМИ в Республике Саха (Якутия), обозначены характеристики бульварной прессы, также приведен контент-анализ «желтой» прессы Якутии.

Ключевые слова: бульварная пресса, желтые СМИ, жанровые особенности.
Keywords: tabloid press, yellow media, genre features.

По данным отчета о результатах деятельности Управления Роскомнадзора по Республике (Саха) Якутия за 9 месяцев 2015 года, в республике функционирует 257 СМИ. Как пишет Н.А. Аргылова в статье «Особенности институционализации и формирования информационного пространства Республики Саха (Якутия)» [1, 131], особенность формирования информационного пространства Республики Саха (Якутия) состоит в территориальной и этнокультурной специфике региона, за последние двадцать лет произошла функциональная перестройка массмедиа, в том числе изменились формы потребления информации. Глобализационные процессы 2000 гг., способствовали изменению читательского интереса от традиционных СМИ к электронным носителям. В данное время региональная пресса разнообразна и проявляется в разных моделях. Функционируют различные массмедиа, в том числе удовлетворяющие языковые и культурные запросы населения. Но в Республике (Саха) Якутия существует такая проблема как прокладка коммуникаций, установка оборудования и распространения периодики. Несомненно, это связано с низким населением огромной территории республики.

По нашему мнению, бульварными СМИ считаются виды газетных изданий, источники сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов с грубыми двусмысленными заголовками и иллюстрациями.
В сферу развлекательных газет всегда входили: слухи, интриги, сенсации, сплетни, скандалы, интимные и личные подробности популярных людей. Бульварная пресса игнорирует социальные, политические и иные проблемы, отвлекая читателя от самого важного. Материалы в «желтой» прессе написаны коротко, используется простой синтаксис и лексика. Основная особенность бульварной прессы состоит в том, что новостной повод зачастую выдумывается, дабы поднять интерес у аудитории.
М.В. Задитовская в своей работе «Жанровое своеобразие российской «желтой» прессы начала XXI века» [2, 124], отмечает, что в ходе развития журналистики «желтая» пресса претерпевает изменения, наряду с классическими жанрами, появляются новые жанровые образования: слухи, сплетни, мистика, истории, письма читателей, светские хроники, гороскопы, рецепты, кроссворды и анекдоты.

Такие жанровые особенности в настоящее время имеет почти каждое издание, дабы развлечь своего читателя, такими жанрами с самого начало существования увлекалась газета «Якутск вечерний», которая издается с 1994 года. Так к примеру, газета «ЯВ» в 1994 году вела постоянные рубрики: «Pressкомпот», «Слухи», «Курилка-травилка» – анекдоты, «Под градусам» – о погоде, «Гардероб» – о популярных людях, «ТВ рейтинг», «Откровения» – письма читателей, также всегда публиковались гороскопы и кроссворды. М.Ю. Маркасов в работе «Оптимизм и пессимизм как единый семиотический код в материалах таблоидной прессы» [5, 110], утверждает, что в последнее время в СМИ таблоидного типа популярны материалы особого жанра – апокалиптики или апокалиптической фантастики, например войны, землетрясение, нашествие инопланетян и прочее. Такая стратегия повышает интерес у читателя и коммерческую привлекательность.

Исходя из вышеперечисленного приходим к выводу, что в Якутии «желтыми» СМИ и пресса с бульварными характеристиками можно отнести: газета «Якутск вечерний», газета «Жизнь Якутска», информационное агентство «SakhaTime», сетевое издание «SakhaLife», именно эти четыре издания будут проанализированы в статье.
Первым бульварным изданием в Якутии была газета «Якутск вечерний» издаваемая с 1994 года и по сегодняшнее время, в самом начале своего существования газета была информационно-развлекательной и отвечала всем требованиям бульварной прессы. Газета привлекала внимание откровенными фотографиями и карикатурами, а также двусмысленными заголовками, наличием юмористических материалов, слухов, тестов, кроссвордов, анекдотов, криминала и т.д. Но с 2000 года газета начала трансформироваться из бульварной прессы в общественно-политическую. «ЯВ» меняла свои форматы, рубрики, лексику с каждым разом становясь «качественнее». Идея создания газеты «ЯВ» принадлежит журналисту Леониду Ирмовичу Левину, первым редактором был Вячеслав Левин, на данный момент редактором является Мария Иванова.

Сегодня тираж «ЯВ» на апрель-май 2019 года составляет от 20000 до 21000 экземпляров, объем – 36-48 полос. Но также ведутся «желтые» рубрики: «Проверка слухов», «Юмор», «Охотники за привидениями». Исходя из этого приходим к выводу, что в настоящее время сложно назвать какое-либо издание полностью бульварным или качественным.
Газета «Жизнь Якутска» – еженедельная газета, выпускается по четвергам. Издание позиционирует себя общественно-политической газетой, «Жизнь Якутска» зарегистрирована как СМИ 11 мая 2011 г., главным редактором является Ю.В. Городецкий. 3 ноября 2011 года в социальной группе «Вконтакте» написали: «У нас сегодня маленькое событие. Тираж «ЖИЗНИ Якутска»достиг 45.000 экземпляров. Служба распространения сообщила, что только в одну Чурапчу закупают более 400 экземпляров. Спасибо, что Вы с нами!»– это большой показатель для Якутии, но в 2019 году тираж газеты спал до 15900 экземпляров, объем газеты – 24 полос. Ведутся рубрики:
«Ситуация», «Столица», «Разное», «События», «Гость», «Лица», «Социум», «Наши люди», «Здоровье», «Светская», «Политика», «Криминал», «Новости», «Персона»,
«Скандал». В «ЖЯ» публикуются такие материалы, как скандалы, интриги, политическая жизнь и пр. Подача новостей броская и интригующая, к примеру заголовки на первой странице газеты:

  1. «Дело Местникова: обвиняемый потратил на благотворительность 19 млн.рублей?» [от 16-23 мая 2019 г.];
  2. «В Якутии на охоте смертельно ранили человека. Вдова не верит в несчастный случай» [ от 16-23 мая 2019 г.];
  3. «Он помогал мне без зарплаты! Мэр Якутска заработала 13,4 млн.рублей за год, ее супруг- 0,04 рубля»[ от 16-23 мая 2019 г.];
  4. «В Якутске орудует маньяк? Мужчина приставал к матерям с детьми в парке» [от 30 мая-6 июня 2019г.];
  5. «Авксентьева объявила войну коррупции. Обыск в мэрии Якутска: Задержан чиновник!» [от 30 мая-6 июня 2019г.].

Даже судя по заголовкам можно прийти к выводу, что в данной газете редакторы и журналисты пытаются вызвать интерес у аудитории броскими заголовками и сомнительными новостями делая из этого сенсацию. Основной цвет газеты красный, синий, белый, что наиболее привлекает аудиторию по сравнению с другими газетами.
Информационное агентство «SakhaTime»– главным редактором также является Ю.В. Городецкий. Возрастное ограничение СМИ (12+), ведутся такие рубрики как:
«Политика», «Происшествия», «Желтые хроники», «Столица», «Культура», «Спорт», «Светская хроника», «Финансы», «Наука», «Образование», «Общество». Основной цвет сайта: синий и красный.

Проанализировав и изучив сайт пришли к выводам, что просмотров и комментариев почти нет. Большинство материалов в рубрике «Политика» — 420 материалов [ 1-ая публикация 30.07.18., последняя 21.02.19], это в основном материалы пресс служб, среднее количество просмотров -100 и меньше. Рубрика «Происшествия» – 1580 материалов. [посл. 21.02.19, 1ая 06.08.18], просмотры: от 4 до 72. Рубрика «Желтые хроники» – [посл.21.02.19, 1ая 31.05.18] — 260 материалов. Просмотры: от 23 до 341. В рубриках «Столица» – 460 материалов, «Культура» – 220 материалов, «Спорт» – 180 материалов, «Светская хроника» – 120, «Финансы» – 280, «Наука» – 100, «Образования» – 120, «Общество» – 820.

Анализ комментарий к статьям: желтые хроники – 132, культура – 16,наука – 34,образования – 72, общество – 86, политика – 392,происшествия – 229,светская хроника – 202, спорт – 14,столица – 74, финансы – 40. Отсюда видно, что у читателей в среднем большой интерес к политическим, светским и «желтым» сообщениям.
На сайте информационного агентства «SakhaTims», как уже ранее отмечалось есть отдельные рубрики называемые «Желтые хроники» и «Светская хроника».В данных рубриках публикуются материалы об известных людях, мелких новостях, мистике, свадьбах, мероприятиях и т.д. К примеру:

  1. «Певицу Надину Эльпис с супругом кинули депутат и сотрудница мэрии!»[от 26.05.2019];
  2. «ОПЕРАЦИЯ «ЧЕРНЫЙ PR» или мэра Авксентьеву «мочат» за деньги горожан?» [от 29.05.2019];
  3. «Первый канал аннулировал результаты финала шестого сезона «Голос. Дети» [от 16.05.2019];

Информационное агентство «SakhaTime», газеты «Жизнь Якутска»,
«Криминальная Якутия», «Комсомолец» — издаются одним Издательским Домом «Жизнь Якутска».
Сетевое издание «Sakha life»– зарегистрировано 22.08.2008 г., главным редактором является С.В.Булчукей. Возрастное ограничение (18+). Анализируемые рубрики:
«Желток» – 1380 материалов, 4000 просмотров, «Светская хроника» – 105 материалов,
«Юмор», «Гороскоп» – 135 материалов.[на 04.04.2019г.].
В рубрике «Желток» и «Светская хроника» публикуются такие новости, как:

  1. «Мэр Якутска не знает, когда выходит муниципальная газета?» [от23.05.19г.];
  2. «Тюнингованный жигули вызвал шок у жителей Якутска» [от 28.04.19г.];
  3. «Как якутские ВИП-персоны провели выходные» [от 28.05.2019г.].

В ходе исследования выяснилось, что местная бульварная пресса не многофазна, одни и те же новости появляются во всех сайтах и газетах, но немного с другой подачей. Например, в «SakhaLife», заметка с заголовком «Айсен Николаев ездит…в метро» [от 24.04.19.] и в «SakhaTime» заметка «Фотофакт: глава Якутии замечен в московском метро» [от 24.04.19г.] публиковалась новость о том, что глава Якутии Айсен Николаев был замечен в московском метро; в «SakhaLife» новость с заголовком «Эпатажное выступление Джигурды на площади Ленина» [от 13.04.19г.], эта же информация появилась в «SakhaTime» с таким же заголовком. Также «SakhaTime» 11 апреля 2019 года опубликовала новость о местной известной девушке Анжелике Протодьяконовой, знаменитой своими огромными бровями, ссылаясь на источник «SakhaLife».
В настоящее время становится все сложнее отличить деловую и развлекательную прессу друг от друга, у многих изданий есть отдельные рубрики с «желтизной» (например, в «SakhaTimes» – рубрика «Желтые хроники», в «SakhaLife» – «Желток»). Интерес к бульварной прессе будет всегда, у многих интернет-изданий присутствует
«желтые» новости.

Литература:

  1. Аргылов Н.А. Особенности институционализации медиарынка и формирования информационного пространства Республики (Саха) Якутия [Электронный ресурс] / Н.А. Аргылов // МедиаАльманах. – 2017. – №4. – С. 130-141. — Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/fea/4.17-argylov.pdf
  2. Задитовская М.В. Жанровое своеобразие российской «желтой» прессы начало XXI века [Электронный ресурс] / М.В. Задитовская. // Научная мысль Кавказа. – 2013. – № 2. – С. 123-128. 
  3. Коноваленко Е.А. Специфика информационных жанров в прессе (на материале глянцевых СМИ) [Электронный ресурс] / Е.А. Коноваленко. // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 9: – Исследования молодых ученых. – 2014. – С. 71-72.
  4. Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий [Электронный ресурс] / О.В. Лагутина. // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 7-15. Режим доступа: https://swsu.ru/izvestiya/serieslingva/archiv/2_2013.pdf
  5. Маркасов М.Ю. «Оптимизм» и «пессимизм» как единый семиотический код в материалах таблоидной прессы [Электронный ресурс] / М.Ю. Маркасов. // Вестник НГУ. – 2014. – Том 13. – Выпуск 6: Журналистика. – С. 107-114.
  6. Мосесова К.Ю. К проблеме формирования информационного потока в «желтой» прессе [Электронный ресурс] / К.Ю. Мосесова. // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – №2. – С. 130-133.
  7. Суходолов А.П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве [Электронный ресурс] / А.П. Суходолов. // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. – 2017. – С.87—106.