ЦЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Поспелова С.Р., Зубкова М.В., Чтчян М.В.

Факультет кафедра экономики, организации и стратегии развития

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

ЦЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Баскетбол как средство физического воспитания получил широкое применение в различных звеньях физкультурно-спортивного движения. В системе образования баскетбол включен в программы физического воспитания всех категорий учащейся молодежи, включая высшее образование.

 Summary

Basketball as a means of physical education has been widely used in various parts of the physical culture and sports movement. In the education system, basketball is included in the physical education programs of all categories of students, including higher education.

Ключевые слова: физическая культура, студент, баскетбол Key words: physical education, student, basketball

Научный руководитель Курочкина Наталья Евгеньевна

старший преподаватель физической культуры

Самарский государственный экономический университет г. Самара, улица Советской Армии, 149

 

Как известно, баскетбол как игра, как вид спорта появился в студенческой среде [1, 2, 3]. В настоящее время баскетболом занимаются более 250 млн. человек, в структуру Международной Федерации Баскетбола (ФИБА) входит 213 стран. Баскетбол как средство физического воспитания получил широкое в различных звеньях физкультурно-спортивного движения. В системе образования баскетбол включен в программы физического воспитания всех категорий учащейся молодежи, включая высшее образование.

В вузах проводятся первенства высших учебных заведений по баскетболу между группами различных факультетов, между факультетами, между курсами. Сборные команды вузов выступают в Чемпионате вузов города (мужчины и женщины). Так в Чемпионате вузов г. Санкт-Петербурга в настоящее время выступают 41 мужская и 18 женских команд. На региональном и Всероссийском уровне проводились и проводятся соревнования в рамках Студенческой Баскетбольной Лиги СБЛ – с 1996 по 2007 гг. и Ассоциации Студенческого Баскетбола (АСБ) (с октября 2007 г. По настоящее время). В Первенствах Студенческо Баскетбольной Лиги России было проведено большое интересных и зрелищных турниров и матчей. За период с 1996 г. по 2005 г. Во Всероссийских студенческих соревнованиях участвовало 203 команды из 160 вузов России. [5] Организационная четкость структуры проведения студенческих соревнований повышала массовость, зрелищность, качество учебнотренировочной работы и соревновательной деятельности в вузах, обеспечивая игровую практику в течение всего сезона. Таким образом, Студенческая Баскетбольная Лига России в течение десяти лет создавала условия для становления системы соревнований студенческих команд, а также закладки фундамента для профессионального баскетбола.

Но новые социальные и экономические условия и реформы требовали современных подходов в организации студенческих соревнований по баскетболу. Поэтому в мае 2007г. Студенческая Баскетбольная Лига была преобразована в «Ассоциацию Студенческого Баскетбола» (АСБ) при участии Российской Федерации Баскетбола (РФБ), Российского Студенческого Спортивного Союза, Суперлиги РФБ и при поддержке Администрации Президента России.

Баскетбол, как наиболее популярный вид спорта у молодежи, в новых современных условиях был выбран как пилотный вид спорта среди других не менее интересных игровых видов, формирующих развитие физических и личностных качеств, а также здоровый образ жизни. В задачи АСБ, помимо организации полноценного студенческого чемпионата с максимальным количеством участников на новом качественном уровне, входит формирование корпоративной университетской культуры, где в полной мере совмещается здорового образа жизни с социальной и профессиональной адаптацией молодежи в современных условиях. Помимо спортивной составляющей перспективного проекта «Развитие студенческого баскетбола в России» существует мощная и важная специальная составляющая, основными положениями которой являются:

1) Массовый, в частности, студенческий спорт, является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения ее в адекватном социальном тонусе. Понимание этого особенно важно сейчас. С одной стороны, страна во многом пережила последствия шокового периода физической и нравственной деградации; социальной адаптированная часть населения оказалась в известной степени пресыщена потреблением суррогатов удовольствий и эмоциональных стимуляторов; становится модным и престижным быть физически развитым, адекватным, порядочным и предсказуемым человеком; корпоративная модель мышления и поведения в этой среде населения начинает преобладать над анархистско-нигилистской. Отмеченные процессы касаются и, в первую очередь – наиболее «продвинутой» ее части – студенческой. Баскетбол как яркий и «модный» вид спорта, позволяющий сочетать коллективизм и демонстрацию личных качеств, сочетающийся с целым пластом современных популярных молодежных субкультур может смело претендовать на роль «пилотного» вида спорта, развитие которого повлечет за собой рост к здоровому образу жизни в целом.

2) С другой стороны, последствия провала в физическом и идеологическом воспитании, экономического и социального кризисов продолжают оставаться слишком существенными и очевидными. Они проявляются как в продолжавшейся маргинализации части молодежной среды, так и в широком распространении потребительских, иждивенческих настроений в сегменте социально адаптированной молодежи.

Достоянием современного российского общества по-прежнему (и с течением времени – в постоянно обновляющихся формах и аспектах) остаются широко распространенная бытовая и корыстная преступность, алкоголизм и наркомания, грубость, нетерпимость, агрессия и экстремизм по отношению к окружающим. Крайне негативным общественным фактором сегодня является уход огромных масс населения в виртуальное Интернет-пространство, сопровождающееся пассивностью в реальной жизни.

К сожалению, этот набор современных негативных социальных явлений характерен для молодежной среды. Весьма сильно страдают от него и вузы, даже самые благополучные и престижные.

Систематические занятия спортом, корпоративная поддержка студенческих коллективов способны становиться серьезной альтернативой асоциальному и социально апатичному поведению в молодежной среде; той альтернативой, без которой невозможна более или менее эффективная деятельность государства по минимизации вредных общественных явлений и процессов.

3) Период пребывания молодого человека в вузе – фактически последний промежуток времени, в течение которого его можно если не воспитать, то, по крайней мере, сориентировать на определенные жизненные ценности. Именно в это время во многом формируются будущая этика социального поведения молодого человека, методы достижения жизненных целей, круг друзей, представления о нематериальных благах, заслуживающих сохранения внимания в течение всей жизни.

Если мы рассматриваем корпоративную модель поведения, предполагающую не унифицированные, а общие жизненные ценности — патриотизм, порядочность, прозрачность и предсказуемость поведения, уважение к понятию общего блага и коллектива, в качестве желательной и приоритетной для современного российского общества – то должны согласиться и с тем, что студенческая среда является тем стартовым полигоном, на котором все перечисленные качества формируются в основном на всю жизнь.

С самого начала существования европейских университетов корпоративное братство стало их непременным атрибутом. В США корпорации университетов, колледжей и даже средних школ наряду со скаутскими, иными общественными организациями давно стали выполнять роль социальных фильтров, прохождение которых в более или менее типовом унифицированном варианте свидетельствует обществу об адекватности гражданина, его приверженности общегражданским ценностям. Даже если отказаться от такого понимания роли студенческой корпорации, корпоративный стиль поведения, безусловно, является благоприятной средой для развития и реализации профессиональных качеств человека и исполнения им его общественной миссии, важной предпосылкой для будущей успешной социализации человека, свидетельствующей в пользу престижа оконченного им вуза.

Студенческий спорт издавна выступает одним из наиболее важных элементов корпоративного воспитания. Не случайно традиционное для западных вузов культивирование «университетских» видов спорта – академической гребли, баскетбола, хоккея, — наилучшим образом развивающих коллективизм и чувство товарищества, способны привлекать широкий интерес и активную коллективную поддержку всего студенческого сообщества. Несмотря на то, что формат деятельности ДСО «Буревестник» серьезно отличается от западных образцов, опыт развития студенческого спорта в СССР свидетельствует примерно о тех же традициях. Сегодня именно баскетбол – зрелищный и динамичный вид спорта, успевший завоевать популярность практически повсеместно в России, и одновременно – традиционный «университетский» вид в западном понимании, позволяет развивать корпоративный стиль поведения в вузах России в сочетании лучших отечественных традиций и зарубежного опыта.

Поддержка университетской баскетбольной команды, содействие успеху коллектива в той или иной форме могут быть удачным выражением интереса молодого человека к локальной среде его существования, направлять такой интерес в более широкое русло – в сферу истории, культуры, традиций и т.д.

Таким образом, в корпоративном аспекте развитие студенческого баскетбола способно активно содействовать вытеснению из студенческой негативных асоциальных явлений, укреплению в молодых людях корпоративного духа, организованности, чувства ответственности за результат, общественной толерантности и патриотизма.

Приобретение таких качеств выпускниками вузов не замедлит сказаться на их востребованности работодателями и, соответственно, на конкурентоспособности учебного заведения.

Литература

  1. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры / под ред. Ю.М. Портнова. – М: АО «Астра семь», 1997 – 480 с.
  2. Баскетбол: справочник / авт.-сост. З.А. Генкин, Е.Р. Яхонтов. – М.: Физическая культура и спорт, 1983 – 224 с.
  3. Баскетбол: справочник болельщика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – 352 с. – (Сер. «Мастеригры»).
  4. Журавлев, С.В. Баскетбол в массы : студенты «за»! // Планета Баскетбол. – 2004. – Октябрь. – С. 48-50.