ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ

Киселёва Ю.С., Ильина М.А.
Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас

ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ

Научный руководитель: Акутина С.П. д.п.н., заведующий кафедрой

социальной работы, сервиса и туризма

Аннотация

В данной статье всесторонне проанализировано понятие «дезадаптивнное поведение», а также рассмотрены факторы и причины, которые непосредственно
влияют на формирование дезадаптивного поведения подростков.

Abstract

This article comprehensively analyzed the concept of «non-adaptive behavior» and examines the factors and causes that have a direct impact on the formation of non-adaptive
behavior of adolescents.

Ключевые слова: общение, адаптация, дезадаптация, подростковая дезадаптация, дезаптативное поведение.
Keywords: communication, adaptation, maladaptation, adolescent maladjustment, the non- adaptive behavior.

Нормальное существование человека в обществе характеризуется многими факторами. В первую очередь, это умение владеть техниками общения и знание определенных копинг стратегий. Нынешнее общество требует от современной личности все больше и больше: стрессоустойчивости, выносливости, способности перестраиваться под постоянные изменения, происходящие вокруг. Важной характеристикой зрелой личности является успешное прохождение процесса адаптации.
С биологической точки зрения адаптацией принято считать — приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира [7].
Психологи же относят к данному понятию взаимодействие личности с окружающим миром с целью проявления и развития своих личностных качеств [6]. В какой-то степени в этих двух разных подходах наблюдается общее, — это взаимодействие с внешней средой.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение. Как известно, общение – это форма социального взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен мыслями, действиями, чувствами и полученным опытом [4]. Взаимодействие с окружающими людьми влияет на формирование и развитие личности подростка, формирует ее индивидуальность, в результате чего в действиях личности выстраивается совокупность норм, правил и форм поведения, тем самым личность утверждает свое место в обществе. Следовательно, если у подростка не сформированы навыки общения, взаимодействия с окружающими — взрослыми, сверстниками, то такой подросток подвержен возникновению дезадаптивного поведения.

Тем более, в настоящее время обилие гаджетов провоцирует подростка «убегать» от общения, контактов с окружающими, от решения возникших проблем. Длительное время провождения за гаджетами также способствует возникновению дезадаптации. Это проблема требует конкретного решения [2].
Изучением дезадаптации подростков занимались многие ученые. И каждый по- своему трактовал данное понятие.
Например, А.С. Беличева трактовала понятие «школьная дезадаптация» как социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром [1].

М.А. Галагузова понимает под «социальной дезадаптацией» — процесс утраты ребенком или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды [4].
На основе вышеизложенных трактовок, можно сделать вывод, что дезадаптация в большинстве исследований трактуется как нарушение взаимодействия личности с окружающей средой и дисгармонии личности с самой собой.

Безусловно, для более детального разбора понятий «дезадаптация», «дезадаптивное поведение»; и решения проблемы дезадаптации подростков необходимо выявить факторы и причины, которые влияют на возникновение дезадаптивного поведения подростков.
В настоящее время накоплен значительный объем информации о причинах и факторах, приводящих к дезадаптации подростков [8].
Проанализировав ведущие подходы к данной проблеме, можно систематизировать причины и факторы следующим образом:

1. Фактор семьи. Одной из главных функций семьи является воспитательная, которая должна обеспечивать социализацию детей. Однако, зачастую многие семьи пренебрегают данной функцией, тем самым провоцируя возникновение дезадаптации. Ученые- исследователи выделяют ряд причин дезадаптации, возникающих в семье: неполный состав семьи, негативные отношения в семье, ошибки семейного воспитания, низкий уровень педагогической культуры родителей, отстранение родителей от воспитания детей и многое другое.
2. Фактор организации учебного процесса, фактор школы: К основным причинам школьной дезадаптации исследователи обычно относят: негативную направленность педагогов по отношению к детям, особенности межличностного взаимодействия в условиях классного коллектива и др.
3. Фактор среды, деформация социальных связей, референтных и ценностных ориентаций: негативное влияние асоциальных групп, расхождения норм группы с общепринятыми в обществе нормами.
4. Свойства самой личности подростка: отсутствие ценностных установок, нарушение познавательной сферы (общий низкий уровень интеллектуального развития, нарушение
памяти, внимания и т. д.); отклонения в развитии интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно- личностной сфер личности; физическая и психическая слабость неадекватная самооценку (как заниженная, так и завышенная);
5. Возможной причиной может стать и особенности характера личности подростка. В отечественной науке их влияние длительное время весьма преуменьшалось. Однако после исследований, проведенными Л. С. Выготским, А. Е. Личко, С. М. Рубинштейном, К. Леонгардом было доказано, что особенности характера (акцентуации характера) могут являться предрасполагающими факторами для возникновения невротических реакций, стрессов, приводящими к проявлению дезадаптивного поведения.
6. Соматический фактор. Наличие частых и хронических заболеваний [3].
Любой из вышеперечисленных факторов может привести к появлению дезадаптаптивного поведения.
Подростковая дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, так и постоянно.
Для того чтобы своевременно выявить проявление дезадаптации следует внимательно относится к детям, а также необходимо знать признаки проявления дезадаптации:

  • Утомленный, усталый внешний вид ребенка;
  • Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне в школе;
  • Негативные высказывания в адрес школы, учителей;
  • Отсутствие желания делать домашнее задание;
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие;
  • Проблемы с утренним пробуждением и др. [5].

Таким образом, проблема «подростковой дезадаптации» в настоящее время очень актуальна. Для ликвидации данной проблемы необходимо со стороны родителей уделять как можно больше внимания детям, интересоваться их успехами и возможными неудачами; педагогам совместно с родителями необходимо проводить специальные беседы с ребёнком, в ходе которых следует устанавливать причины нарушений учебных навыков; следует проводить работу с семьёй, выяснять отношение родителей к своему ребёнку. Решение данной проблемы является необходимым условием дальнейшего полноценного формирования личности подростка.

Литература:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии — М.: Социальное здоровье России, 1994. — 224 с.
  2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. // Школьная дезадаптация. Эмоциональные расстройства у детей и подростков. М., 1995. – 54 с.
  3. Выготский Л. С. Психология подростка. //Собрание сочинений: в 6 т.
  4. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций, 2015, 23 с.
  5. Гарганеев С. В., Балашов П. П. Механизмы школьной дезадаптации подростков и пути её преодоления // Вестник Московского Университета, 2003, 106-109 с.
  6. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков М.: Просвещение, 1967, 360 с.
  7. Козлов Н. И. Энциклопедия практической психологии, 2009-2019, 132 с.
  8. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005, 160 с.