ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Бирюкова В.К.
МБДОУ № 46 «Калинка», г. Северодвинск, воспитатель первой квалификационной категории, магистрант I курса, ВШПиФК САФУ

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы применения дистанционных образовательных технологий для обучения детей с признаками одаренности. Раскрывается содержание следующих технологий: комплексная кейс-технология; компьютерные сетевые технологии; дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных; технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. Выделены наиболее удобные и доступные ДОТ для детей с признаками одаренности.

Ключевые слова: ДОТ (дистанционные образовательные технологии), комплексная кейс- технология; компьютерные сетевые технологии; дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных; технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды, дети с признаками одаренности.
Keywords: DOT (distance learning technologies), integrated case-technology; computer network technologies; remote technologies using television networks and satellite data channels; technologies based on the use of an integrated educational environment, children with signs of giftedness.

Информационные технологии в современном мире применяются во всех сферах человеческой деятельности. В том числе и в системе образования. Совсем недавно данные технологии применяли только на уровне профессионального образования при реализации основных профессиональных программ, или как дополнительные программы: курсы повышения квалификации, переподготовка. Но спустя время их стали использовать в образовательных учреждениях при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Благодаря включению дистанционных образовательных технологий в общеобразовательные учреждения, обучение стало более открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности школьников в области информационных технологий. Также они расширили возможности получения общего образования для детей с ограниченными возможностями, которые не могут самостоятельно посещать занятия по состоянию здоровья. Но помимо детей с ограниченными возможностями, данные нетрадиционные технологии можно применять в работе с детьми с признаками одаренности. В настоящее время государство заинтересовано в продвижении, в воспитании, в обучении детей, которые проявляют неординарные способности. Ведь известно, что данные признаки появляются в детском возрасте, и если их не развивать, они могут исчезнуть. Для продвижения таких детей и молодежи была создана федеральная целевая программа «Одаренные дети». По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации разработана «Рабочая концепция одаренности», в которой даны определения одаренности, ее виды, пути идентификации, формы работы с данными детьми. В данной концепции как одна из форм обучения одаренного ребенка рассматриваются индивидуальные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Рассмотрим, что же из себя представляют данные технологии. Если обратится к словарю, то дистанционные образовательные технологии – это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [3, 45]. Иными словами данные технологии можно применять в дистанционном образовании; в традиционном процессе обучения: при проведении уроков, семинаров, факультативов, олимпиад, школьных конференций, лекций, тренингов, семинаров; в самостоятельной работе или дополнительном обучении школьников, студентов.

Основными ДОТ являются:

  • комплексная кейс-технология;
  • компьютерные сетевые технологии;
  •  дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных;
  • технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.

Охарактеризуем данные технологии более подробно.
Комплексная кейс-технология основана на самостоятельном изучении материалов (печатных, мультимедийных, учебно-методических), которые предоставляются обучающемуся в форме кейса. Помимо самостоятельной работы по изучению материала, ключевыми все равно остаются очные формы занятий: лекции, семинары, тренинги, консультации, контрольные работы. Любой кейс является завершенным программно- методическим комплексом, где все материалы связаны между собой и дополняют друг друга. Преподаватель выступает в новой роли – тьютор. Тьютор – это преподаватель штатный или привлекаемый по контракту, прошедший необходимую подготовку, аттестацию, получивший сертификат. Тьюторы могут различаться по квалификации: тьютор-стажер, тьютор-мастер.

Данная технология широко применяется образовательными учреждениями, реализующие заочную форму обучения. Также с ее помощью можно сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения. И это менее болезненный переход к дистанционному обучению.
К следующей группе технологий относятся компьютерные сетевые технологии – это всевозможные компьютерные обучающиеся программы, электронные учебники, которые в открытом доступе в глобальной или локальной сетях. Очные занятия в данных технологиях присутствуют, но их значительно меньше, чем в кейс-технологии. Все учебные материалы размещены на сервере университета. Через интернет можно связаться с преподавателем, пройти тесты, изучить материал, а экзамен сдать в ближайшем к обучающемуся центре. Учебно-методические материалы сформированы в единую систему по разным уровням образования: среднего, высшего, послевузовского. Учебно- тренировочные комплексы созданы для организации и проведения самостоятельной работы обучающихся, для закрепления знаний. Система проектирования сетевых обучающих курсов содержит в себе электронный учебник, доску объявлений, форумы (электронные распределенные семинары), чат (дискуссии между преподавателем и студентами), внутренняя электронная почта, инструменты для использования материалов для курса.

Еще одна технология – это дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. В основу данной технологии заложен модульный принцип, который предполагает определенные блоки (юниты), по прохождении которых предусмотрены контрольные мероприятия. По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий – нормокомплект, созданный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Используются следующие занятия: вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги, тренинги, модульные и экзаменационные тестирования, консультации. Проверка качества усвоения информации реализуется через системы электронного тестирования. Они могут быть следующих видов:

  • оперативное лекционное тестирование;
  • индивидуальный компьютерный тренинг;
  • модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;
  • письменный экзамен по результатам изучения дисциплин.

И последний вид технологии – это технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. К данной группе технологий относят информационный интегрированный продукт КМ-школа. В него входят:

  • электронные энциклопедии по различным предметам;
  • база готовых уроков, презентаций к занятиям;
  • база данных тестовых заданий и упражнений;
  • медиатека – организованный набор информационных объектов. Система предоставляет возможности для реализации ученика и учителя.

Характерной особенностью этой технологии можно считать то, что учитель ее может использовать как в традиционном режиме, так и в дистанционном. ДОТ можно использовать на разных уровнях образования, используя как дополнение к традиционному обучению и в дистанционном образовании. Использование данных технологий с традиционными формами обучения способствует более глубокому изучению дисциплин, помогает педагогу в реализации образовательной программы, и способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельного изучения, поиска необходимой информации. Такие технологии гармонично сочетаются с традиционными формами обучения, их можно применять в общеобразовательных учреждениях, как индивидуальную форму работы с детьми с признаками одаренности. Например, использование кейс – технологии, технологии, основанной на использовании интегрированной образовательной среды – это самые доступные и удобные формы работы с такими детьми.
Работая по индивидуальному плану и создавая индивидуальные программы, используя современные информационные технологии (дистанционного обучения, дистанционные образовательные технологии и т.п.) раскрываются следующие преимущества:

  • снижение нагрузки педагога и появление его новой роли – тьютора (наставника, проводника);
  • не отрывает ребенка от социума (ребенок посещает занятия со своими сверстниками);
  • обеспечивает обращение ко многим источникам, базам, энциклопедиям;
  • позволяет сэкономить ресурсы образовательного учреждения (затраты на помещение, организацию);
  • интернациональность (возможность сотрудничать, обучаться в международных образовательных центрах, использовать их информационные ресурсы).

Таким образом, используя дистанционные образовательные технологии как индивидуальную форму работу с одаренными детьми, мы получаем одни плюсы дополнительные возможности развития одаренности. Ребенок может пополнять и расширять свои знания, не выходя из дома; задать интересующий его вопрос своему наставнику; углублять свои знания, не отрываясь от своих сверстников, от процесса обучения с одноклассниками.

Литература:

  1. Бабаева Ю.Д. Одареннный ребенок за компьютером / Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский. – М., 2003. -335 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  3. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010 — 336 с.
  4. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик – Пашаев А.А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности/ ред. Д.Б. Богоявленская, издание второе, расширенное и переработанное. – М., 2003. -39 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С.Лейтес. – М., 2000.
  6. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.и. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 440с. – Серия: Бакалавар и магистр. Академический курс.