Бирюкова В.К.
МБДОУ № 46 «Калинка», г. Северодвинск, воспитатель первой квалификационной категории, магистрант I курса, ВШПиФК САФУ
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы применения дистанционных образовательных технологий для обучения детей с признаками одаренности. Раскрывается содержание следующих технологий: комплексная кейс-технология; компьютерные сетевые технологии; дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных; технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. Выделены наиболее удобные и доступные ДОТ для детей с признаками одаренности.
Ключевые слова: ДОТ (дистанционные образовательные технологии), комплексная кейс- технология; компьютерные сетевые технологии; дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных; технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды, дети с признаками одаренности.
Keywords: DOT (distance learning technologies), integrated case-technology; computer network technologies; remote technologies using television networks and satellite data channels; technologies based on the use of an integrated educational environment, children with signs of giftedness.
Информационные технологии в современном мире применяются во всех сферах человеческой деятельности. В том числе и в системе образования. Совсем недавно данные технологии применяли только на уровне профессионального образования при реализации основных профессиональных программ, или как дополнительные программы: курсы повышения квалификации, переподготовка. Но спустя время их стали использовать в образовательных учреждениях при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Благодаря включению дистанционных образовательных технологий в общеобразовательные учреждения, обучение стало более открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности школьников в области информационных технологий. Также они расширили возможности получения общего образования для детей с ограниченными возможностями, которые не могут самостоятельно посещать занятия по состоянию здоровья. Но помимо детей с ограниченными возможностями, данные нетрадиционные технологии можно применять в работе с детьми с признаками одаренности. В настоящее время государство заинтересовано в продвижении, в воспитании, в обучении детей, которые проявляют неординарные способности. Ведь известно, что данные признаки появляются в детском возрасте, и если их не развивать, они могут исчезнуть. Для продвижения таких детей и молодежи была создана федеральная целевая программа «Одаренные дети». По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации разработана «Рабочая концепция одаренности», в которой даны определения одаренности, ее виды, пути идентификации, формы работы с данными детьми. В данной концепции как одна из форм обучения одаренного ребенка рассматриваются индивидуальные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Рассмотрим, что же из себя представляют данные технологии. Если обратится к словарю, то дистанционные образовательные технологии – это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [3, 45]. Иными словами данные технологии можно применять в дистанционном образовании; в традиционном процессе обучения: при проведении уроков, семинаров, факультативов, олимпиад, школьных конференций, лекций, тренингов, семинаров; в самостоятельной работе или дополнительном обучении школьников, студентов.
Основными ДОТ являются:
- комплексная кейс-технология;
- компьютерные сетевые технологии;
- дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных;
- технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.
Охарактеризуем данные технологии более подробно.
Комплексная кейс-технология основана на самостоятельном изучении материалов (печатных, мультимедийных, учебно-методических), которые предоставляются обучающемуся в форме кейса. Помимо самостоятельной работы по изучению материала, ключевыми все равно остаются очные формы занятий: лекции, семинары, тренинги, консультации, контрольные работы. Любой кейс является завершенным программно- методическим комплексом, где все материалы связаны между собой и дополняют друг друга. Преподаватель выступает в новой роли – тьютор. Тьютор – это преподаватель штатный или привлекаемый по контракту, прошедший необходимую подготовку, аттестацию, получивший сертификат. Тьюторы могут различаться по квалификации: тьютор-стажер, тьютор-мастер.
Данная технология широко применяется образовательными учреждениями, реализующие заочную форму обучения. Также с ее помощью можно сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения. И это менее болезненный переход к дистанционному обучению.
К следующей группе технологий относятся компьютерные сетевые технологии – это всевозможные компьютерные обучающиеся программы, электронные учебники, которые в открытом доступе в глобальной или локальной сетях. Очные занятия в данных технологиях присутствуют, но их значительно меньше, чем в кейс-технологии. Все учебные материалы размещены на сервере университета. Через интернет можно связаться с преподавателем, пройти тесты, изучить материал, а экзамен сдать в ближайшем к обучающемуся центре. Учебно-методические материалы сформированы в единую систему по разным уровням образования: среднего, высшего, послевузовского. Учебно- тренировочные комплексы созданы для организации и проведения самостоятельной работы обучающихся, для закрепления знаний. Система проектирования сетевых обучающих курсов содержит в себе электронный учебник, доску объявлений, форумы (электронные распределенные семинары), чат (дискуссии между преподавателем и студентами), внутренняя электронная почта, инструменты для использования материалов для курса.
Еще одна технология – это дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. В основу данной технологии заложен модульный принцип, который предполагает определенные блоки (юниты), по прохождении которых предусмотрены контрольные мероприятия. По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий – нормокомплект, созданный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Используются следующие занятия: вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги, тренинги, модульные и экзаменационные тестирования, консультации. Проверка качества усвоения информации реализуется через системы электронного тестирования. Они могут быть следующих видов:
- оперативное лекционное тестирование;
- индивидуальный компьютерный тренинг;
- модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;
- письменный экзамен по результатам изучения дисциплин.
И последний вид технологии – это технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. К данной группе технологий относят информационный интегрированный продукт КМ-школа. В него входят:
- электронные энциклопедии по различным предметам;
- база готовых уроков, презентаций к занятиям;
- база данных тестовых заданий и упражнений;
- медиатека – организованный набор информационных объектов. Система предоставляет возможности для реализации ученика и учителя.
Характерной особенностью этой технологии можно считать то, что учитель ее может использовать как в традиционном режиме, так и в дистанционном. ДОТ можно использовать на разных уровнях образования, используя как дополнение к традиционному обучению и в дистанционном образовании. Использование данных технологий с традиционными формами обучения способствует более глубокому изучению дисциплин, помогает педагогу в реализации образовательной программы, и способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельного изучения, поиска необходимой информации. Такие технологии гармонично сочетаются с традиционными формами обучения, их можно применять в общеобразовательных учреждениях, как индивидуальную форму работы с детьми с признаками одаренности. Например, использование кейс – технологии, технологии, основанной на использовании интегрированной образовательной среды – это самые доступные и удобные формы работы с такими детьми.
Работая по индивидуальному плану и создавая индивидуальные программы, используя современные информационные технологии (дистанционного обучения, дистанционные образовательные технологии и т.п.) раскрываются следующие преимущества:
- снижение нагрузки педагога и появление его новой роли – тьютора (наставника, проводника);
- не отрывает ребенка от социума (ребенок посещает занятия со своими сверстниками);
- обеспечивает обращение ко многим источникам, базам, энциклопедиям;
- позволяет сэкономить ресурсы образовательного учреждения (затраты на помещение, организацию);
- интернациональность (возможность сотрудничать, обучаться в международных образовательных центрах, использовать их информационные ресурсы).
Таким образом, используя дистанционные образовательные технологии как индивидуальную форму работу с одаренными детьми, мы получаем одни плюсы дополнительные возможности развития одаренности. Ребенок может пополнять и расширять свои знания, не выходя из дома; задать интересующий его вопрос своему наставнику; углублять свои знания, не отрываясь от своих сверстников, от процесса обучения с одноклассниками.
Литература:
- Бабаева Ю.Д. Одареннный ребенок за компьютером / Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский. – М., 2003. -335 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010 — 336 с.
- Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик – Пашаев А.А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности/ ред. Д.Б. Богоявленская, издание второе, расширенное и переработанное. – М., 2003. -39 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С.Лейтес. – М., 2000.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.и. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 440с. – Серия: Бакалавар и магистр. Академический курс.