МРНТИ 11.15.25
Искакова Ж.А.
докторант кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, Нур-Султан
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация
Статья посвящена вопросам семейной политики Республики Казахстан и ее развитию за годы независимости Республики Казахстан: с 1991 по настоящее время — 2019 годы. Особое внимание в исследовании уделено современному периоду трансформации государственной политики, в которой ключевое место занимает семейная политика.
Этапы развития семейной политика Казахстана разделены на четыре временных периодов, где на первый этап приходятся 1991-1995 годы, на второй — 1995-2007 годы, на третий – 2007-2013 годы, на четвертый – 2013 — по настоящее время.
Ключевые слова: семейная политика, социальная политика, семья, государство, стратегический ресурс, эволюция.
Введение
Динамичные изменения происходят в современной социальной, экономической жизни, что влечет за собой трансформацию института семьи. Результатом стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семьи, повышение благосостояния и улучшение социального самочувствия. Но вместе с тем, актуальной потребностью в настоящее время становится систематизация направлений семейной политики, способствующих улучшению положения семьи, на основе анализа проводимых государством мероприятий.
Семейная политика есть одно из направлений государственного развития. Недостаточное внимание к этой сфере со стороны государства и общества, как показывает опыт разных государств, может обернуться серьезными результатами, выражающимися как в негативных социальных настроениях, так и такими факторами как рост семейного неблагополучия, духовно-нравственной деградации молодого поколения, социальном неравенстве и другие. В этой связи во многих государствах мира семейная политика признается как важное направление государственной политики, т.к. статус данного института определяет демографическое состояние, стратегический ресурс нации и уровень развития общества в целом.
Политическая наука Казахстана в определенной степени недостаточно уделяла внимание семейной политике как составляющей государственной политики. До обретения Казахстаном независимости, вопросы семейной политики больше относились к сфере образования и здравоохранения.
На примере ряда исследований и изучения автором современного состояния семейной политики в Казахстане и за рубежом, показано общее и особенное в развитии государственной семейной политики, где при помощи ретроспективного анализа и анализа нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу государства, показана ее роль в контексте масштабного национального проекта.
В Казахстане государством уделяется пристальное внимание семейной политике, особенно в последние годы, вместе с тем в исследовании делается упор на причинах, влияющих на сдерживание эффективности процессов ее развития. Достаточно острым остаются вопросы: социального положения многодетных семей; возросшего уровня разводов; увеличение количества детей, воспитывающихся в монородительской семье, социальное сиротство, а также причин, влияющих на социальное напряжение в обществе.
Детальное изучение периодизации семейной политики позволяет исследовать истоки, историю, перспективные тренды модернизации, выявить основные причины сдерживающие ее развитие.
Анализируются условия обретения независимости страны, степень отражения и влияния их на формирование семейной политики в условиях трансформаций и интеграций.
По мере того, как в Казахстане формируется неправительственный сектор, и в целом гражданское общество, выделена их роль в развитии семейной политики и в формировании ее новых направлений.
Таким образом, целью исследования является определение периодизации развития основных этапов государственной семейной политики, роли государства в укреплении института семьи, основных факторов ее модернизации в современных условиях.
Цель достигнута путем изучения статистических данных, нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения и вопросы касающиеся развития семейной политики, реакции государства на социально-демографические изменения происходившие в Казахстане за обозначенный период (1991-2019), в том числе в сложные кризисные периоды.
Область применения полученных результатов обширная. Прежде всего это обусловлено тем, что вопросы государственной семейной политики оказывают влияние на достаточно широкий диапазон общественных отношений.
Результаты исследования/обсуждения
В политическом и академическом дискурсе западных стран тема «семейной политики» получила развитие уже в начале второй половины прошлого века. В Казахстане, соответственно, понятие активнее стало включаться в научный оборот и социально-политическую практику с образованием независимого государства, т.е. в конце ХХ века и первое время в практическом плане выступала логическим продолжением политики, проводимой в СССР.
Выступая частью политики социальной, семейная политика в Казахстане имеет свои цели и направления, которые не стоит отождествлять как самостоятельные сферы не взаимосвязанные друг с другом . В данном случае следует согласиться с позицией российского ученого С.В. Дармодехина, который считает, что отождествление этих целей «может привести к самым серьезным последствиям в социальной практике» [1].
В своем исследовании мы придерживаемся того направления, что семейная политика есть самостоятельное и комплексное направление политики государства в отношении семьи, с целью обеспечения и соблюдения ее законных прав и интересов, а также содействия в улучшении благосостояния и укрепления ценностей. Приоритетами этой политики выступают в основном такие направления как демографическое (стимулирование рождаемости), социальное (создание условий для благополучного развития), гендерное и экзистенциональное развитие (устранение домашнего насилия, поддержка семей в сфере уходе за уязвимыми категориями) и др.
Семейная политика в Казхстане получила государственный статус. Важнейшими направлениями государственной семейной политики является экономическая поддержка семьи. Она отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства.
Современная семейная политика Казахстана есть результат развития почти трех десятков лет и к настоящему времени существуют различные варианты периодизации ее развития, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. При этом как уже отмечалось вопросы семейной политики мало изучены казахстанской политической наукой. Исследуемые проблемы в основном касаются социальной сферы в целом. Однако внимание к периодизации семейной политики в некоторой степени уделяется учеными из других сфер, в частности социологом Жаназаровой З.Ж. Труды ученого разбирают различные аспекты семейной политики: от социального положения до законодательства в этой сфере [2]. С юридической стороны аспекты этапизации семейной политики рассматриваются в трудах Аюповой З.К. и Кусаинова Д.У. [3], а также в трудах Бурибаева Е.А., Хамзиной Ж.А. и Ермекова А.Т. [4]. Также важным для нашего исследования представляется экономический аспект семейной политики, представленный в работах Д.М. Темирбаевой [5]. Однако в большинстве указанных трудов большее внимание уделяется таким аспектам как объекты, принципы, функции семейной политики и подходы к реализации, тогда как периодизации и соответственно этапам эволюционного ее развития уделяется незначительное внимание.
Что касается государственной политики в сфере семьи в первые годы независимости, то это, по сути, постсоветский традиционализм (в его различных вариациях), который стал господствующей формой государственной идеологии в переходном обществе Республики. В 1995 году был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при президенте Республики Казахстан, который в 1998 году преобразовался в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан с более широкими полномочиями.
В данном исследовании предложена эволюция развития семейной политики, состоящая из четырех основных этапов.
В основу такой периодизации положена реакция государства на экономические, социальные и семейно-демографические изменения.
Начавшись с сравнительно узких мер по защите матери и ребенка, сегодня семейная политика представляет собой широкоспектральную деятельность государства (различного уровня эффективности) по поддержке института семьи в целом. Первый этап данной политики условно датируется периодом с 1991 по 1995 годы, второй — с 1995 по 2007 годы, третий — с 2007 по 2013 годы, четвертый — с 2013 по настоящее время, т.е. 2019 год.
Первый этап (1991 – 1995 годы)
Период характеризуется сильным влиянием социалистической системы хозяйствования. В это же время осуществляется переход к новым социально-экономическим условиям, где государство уже не могло оказывать прежнюю заботу о семьях, но семьи оказались не готовы к подобной «самостоятельности». В этот период прослеживалось нарушение общественных отношений, наблюдалось повышение уровня социальной напряженности, стали ослабевать прежние позиции семьи.
Уже к середине 90-х годов стало ясно, что перед государством встала проблема кризиса семьи и требовалось начать проработку новых, качественных мер по выработке эффективной семейной политики. Здесь можно провести аналогию с российской действительность, где в это время, как пишет ученый А.В. Носкова, сложилась ситуация, когда в условиях значительного расслоения общества и обнищания большинства населения — основным направлением деятельности государства, в данной сфере, стала борьба с семейной бедностью или «социальная защита малообеспеченных и многодетных семей» [6]. Центральным объектом семейной политики этого периода выступали женщина-мать и ее дети.
В целом, Республика Казахстана демонстрирует сегодня разнообразие нормативных правовых актов, направленных на укрепление института семьи. Начиная с 1999 года когда принят первый Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан законодательная базы, направленная на укрепление семьи, поддержку материнства и детства существенно изменилась. Реализуются законы Республики Казахстан: «О правах ребенка», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей в РК», «О профилактике бытового насилия в РК», Кодекс РК о браке (супружестве) и семье» с изменениями и дополнениями. Казахстан ратифицировал ряд международных конвенций: «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров»; «О принудительном или обязательном труде»; «О равном вознаграждении мужчин и женщин на труд» и др., что создало прочную законодательную основу для развития государственной семейной политики в стране.
Правда, само понятие семейной политики было сформировано лишь в 2005 году на IV Форуме женщин РК. Итогом данного мероприятия стала реализация Стратегии гендерного равенства на 2006-2016 годы. С 2006 года учреждена и действует Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.
Второй этап (1995 – 2007 годы)
К началу 1995 года вопросы семьи в Казахстане выходят на новый уровень. В это время создается Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте страны. Социально-экономическая ситуация в стране продолжала оставаться сложной, что стало негативно сказываться на индексе демографии в стране.
Уже с 1996 года, во всех ежегодных посланиях Президента Казахстана начинает прослеживаться акцент на стратегическую важность поддержки института семьи. В Стратегии «Казахстан 2030», представленной в 1997 году открыто говорится о том, что улучшение благосостояния семей, охрана их здоровья должны стоять в центре внимания государства. На тот период возможности у государства не были большими. Однако в стратегическом документе подчеркивалось, что по мере роста экономики будет наращиваться и объем финансирования поддержки семей и эффективной демографической политики [7].
В 1998 году статус Совета был поднят, он был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте со структурными подразделениями во всех регионах. Организация была наделена статусом консультативно-совещательного органа, миссией которого стала разработка мер по улучшению положения и защиты интересов семьи.
Как и прогнозировалось, с начала 2000-х годов экономическая ситуация в государстве стала складываться благополучным образом, что повлекло за собой рост финансирования социальной сферы. В это время происходит систематизация минимальных денежных выплат, пособий, увеличение внимания к проблемам матерей и детей, их здоровью (увеличение количества бесплатных лекарственных препаратов), поддержку уязвимых граждан и категорий семей, преодоление социального неблагополучия в обществе. В частности, в 2003 году впервые было введено единовременное пособие на рождение ребенка. Спустя три года семьям стали доступны пособия по уходу за ребенком в возрасте до одного года.
Начало формирования планомерной семейной политики берёт в 2000 году, когда была разработана «Программа демографического развития Республики Казахстан на 2001–2005 годы». Её главными задачами являлись:
- стабилизация рождаемости и ее рост в долгосрочной перспективе до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство населения;
- уменьшение смертности, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение состояния здоровья населения;
- укрепление института семьи;
- сокращение отрицательного сальдо миграции;
- рост качества жизни населения.
Третий этап (2007 – 2013 годы)
Третий этап начинается c объявления новых мер поддержки семьи со стороны государства в начале 2007 года [8]. Социальная защита материнства и детства стала входить в число приоритетных категорий государственной политики. В это время происходит увеличение в два раза размера единовременной государственной выплаты на рождение ребенка, значительно увеличены размеры пособий по уходу за детьми до одного года, усилилась защита женщин, уходящих в декрет. Государство фактически взяло на себя ответственность за поддержку действительно нуждающейся в помощи категории населения (дети, многодетные матери, ветераны, инвалиды).
В этот период был значительно пересмотрен подход к вручению почетных материнских званий. В частности, с 2010 года награду «Алтын алқа» (золотая подвеска) стали получать матери, воспитывающие 7 детей вместо 10 ранее. Званием «Күміс алқа» (серебряная подвеска) стали награждаться матери, воспитывающие 6 детей. Данная категория матерей с этого периода стала получать ежемесячные выплаты от государства (8 тысяч тенге).
В это время прослеживается стабилизация демографических данных. Согласно статистике к 2008 году в стране удалось довести показатель рождаемости до уровня 1991 года (356 575 человек/353 174 человек). Тогда как естественный прирост населения превысил уровень 1991 года (218 850) – только к 2012 году (221 680) [9].
В 2011 г. Первый президент — Елбасы Н.А.Назарбаев в своём ежегодном послании народу поставил задачу «…активно стремится к вхождению в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» (Стратегический план 2010).
Четвертый этап (2013 – 2019 годы)
Целесообразно отметить 2013 год началом нового этапа в государственной семейной политике. Он характеризуется, прежде всего тем, что в этот период происходит популяризация семейных ценностей на общестрановом уровне. В частности, с 2013 года в стране впервые был учрежден День семьи (второе воскресенье сентября). В этот же год на официальном уровне установлено ежегодное проведение Национального конкурса «Мерейлі отбасы» (образцовая семья).
В этот же период прослеживается плюрализация направлений семейной политики. Осуществляется деятельность по устройству детей-сирот в семьи, поддержка семей с особенными детьми, продолжала проводиться борьба с семейной бедностью, профилактика семейной девиантности и т.д. С 2014 года стали создаваться необходимые условия, способствующие физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному развитию семей и их членов, охрана материнства, отцовства и детства.
Кроме того, четвертому этапу присущи также и другие характерные черты и тенденции, которые позволяют говорить о переходе к новому формату деятельности государства в отношении семьи. В частности, стали широко подниматься темы касательно бытового насилия, его профилактики и искоренения. Стали создаваться специальные подразделения по защите женщин от насилия, по всей стране стали открываться кризисные центры. Важными акторами семейной политики стали неправительственные организации (НПО), которые стали брать на себя уже больше ответственности, а также функцию посредника между семьями и государством. Также семейная политика стала находить отражение во всех крупных документах, отражающих планы развития государства.
В 2016 году была принята Концепция семейной до 2030 года, в которой отражены главные принципы и механизмы деятельности в этом направлении.
В 2018 году произошло также значительное событие в процессе развития семейной политики государства – создан специальный орган, осуществляющий работу в данном направлении, т.е. произошло его институциональное оформление. До этого времени единый уполномоченный орган, осуществляющий межведомственную координацию по вопросам семейной политики в стране отсутствовал.
Еще одним важным этапом этого периода стало включение семейной политики в ряд важных задач государства в Стратегическом плане развития государства до 2025 года, принятом в 2018 году. Власти Казахстана также представили проект документа по развитию и поддержки семьи до 2024 года [10], где ставятся уже более идеологические задачи государственной семейной политики, направленные на поддержку, укрепление и защиту семей, сохранение традиционных семейных ценностей, культивирование позитивного образа семьи и профилактика семейного неблагополучия.
В 2019 году умеренный процесс развития в этом направлении сменился периодом интенсивного пересмотра всей проводимой политики в направлении семьи. Поводом для этого стали локальные социальные волнения, основной движущей силой которых выступали многодетные матери [11]. Основным требованием стал пересмотр государственной политики в сфере поддержки социально уязвимых слоев населения, в частности многодетных и малообеспеченных семей, что послужило поводом для принятия соответствующих мер государством. 27 февраля 2019 года на Съезде Партии «Nur Otan» была представлена социальная программа, включающая такие направления как: повышение доходов граждан определенных категорий, поддержка малообеспеченных, решение вопросов жилплощади для категорий с доходами ниже среднего. Кроме того представлены планы по улучшению таких сфер как образование и здравоохранение [12]. Все это также выступило подтверждением возросшего уровня респонсивности политической системы Казахстана в целом.
Ряд мер по дальнейшему укреплению семьи приняты в контексте улучшения ее социально-экономического положения и, в первую очередь, касающихся проблем молодой семьи. Так, в Обращение Н.А.Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента» одна из инициатив звучит как «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи». В рамках этой инициативы была реализована программа «7-20-25». Согласно ей, каждый работающий казахстанец сможет купить квартиру в кредит и обслуживать этот займ с учётом возможностей семейного бюджета. Для решения этих проблем выработаны конкретные меры социальной поддержки молодых семей, закрепленные в нормативных правовых актах РК. На церемонии открытия Года молодёжи в Казахстане Н. Назарбаев уделил так же особое внимание поддержке молодых семей в Республике. По его мнению, нужно готавить молодых людей к новым социальным ролям и реалиям семейной жизни ещё со старших классов средних школ.
Заключение
Проведенный анализ продемонстрировал ряд факторов, подтверждающих эволюционный путь государственной семейной политики Казахстана, подтверждающих переоценку политики в отношении семьи. Данное направление семейной политики формировалось, особенно в первое десятилетие независимости, в условиях дефицита бюджетных средств. Начал закрепляться тренд в семейной политике, характеризующийся адресностью государственных пособий.
По всем параметрам в 2019 году ее охват не сопоставим с уровнем 90-х годов. Весь смысл семейной политики первых лет Независимости сводился в основном к поддержке социально-уязвимых семей, что подтверждается статистическими данными. Сегодня все также достаточно серьезно перед государством и обществом стоят проблемы полноценной поддержки уязвимых семей, однако гораздо меньшего масштаба. Проведение семейной политики по остаточному принципу все еще прослеживается в данном направлении. Однако за годы Независимости значительно поменялась риторика государства в отношении семьи, в том числе и наметились тенденции к построению отношений по принципу социального партнерства государства и семьи.
В настоящее время в Казахстане действует около 22 тысяч НПО, из них 300 занимаются семейно-гендерной проблематикой. Среди основных партнеров государства — «Ассоциация деловых женщин Казахстана»; «Союз кризисных центов», «Союз отцов», «Ассоциация жен с инвалидностью «Шырак» и др. Из года в год увеличивается финансирование социально значимых проектов, реализуемых неправительственным сектором по семейно-гендерной политике. Финансирование государственного социального заказа возросло с 2003 по 2017 год в в 65 раз и составило свыше 20 млрд. тенге. Развивается международное и приграничное сотрудничество в сфере семейной политики [13].
Означены перспективы развития семейной и гендерной политики до 2030 года, среди важных индикаторов, разработанных в целях дальнейшей модернизации семейной политики: снижение доли расторгнутых браков на количество зарегистрированных браков к 2020 году составит 32%, 2023 — 30%; к 2030 — 25%; снижение зарегистрированных фактов насилия в отношении детей в 2020 годы — 20%; 2023 — 30%, к 2030 — 50%; доля средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин составит в 2020 году- 70%; в 2023 — 73%; в 2030- 75% и др. Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК [14].
Усилено внимание со стороны государства к семейным проблемам, активно развиваются методологические основы государственной семейной политики, создаются органы, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, занимающиеся вопросами семьи, широкое развитие получают программы социальной поддержки семьи, что еще раз подчеркивает внимание со стороны государства к институту семьи.
Исследован положительный опыт государственной семейной политики, в том числе и в контексте ее периодизации. Бесспорно, остается привлекательным опыт модернизации государственной семейной политики России, особенно в части материнского капитала семьям, а так же опыт Франции, где семейная политика ориентирована на занятость родителям. Семьям, имеющим детей младше шести лет, выплачивается пособие по выбору способов ухода за ребенком: воспользоваться услугами аккредитованной государством няни или воспользоваться услугами бэби-ситтера.
Анализ других направлений в государственной семейной политике показал рост семейных ценностей, эволюцию их включенности в поступательное развитие страны. Заметный рост интереса к традиционным ценностям: духовным, этнокультурным, поведенческим, историческим и др. характеризует появление новых трендов в семейной политике, направленных на сохранение и обогащение семьи.
Таким образом, анализ трудов ученых разных стран демонстрирует, что единой универсальной модели того как должна развиваться семейная политика не существует. При осуществлении деятельности в данном направлении власть должна четко учитывать сложившуюся систему государственного управления, национальные особенности и культуру в обществе, а также что не менее важно — экономическую ситуацию в стране, оперативно реагировать на запросы общества, создавать условия и возможности для благополучного развития семьи и реализации экономических функций.
Литература
- Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: методология, теория, практика / С. В. Дармодехин // Семья в России. — 2006.No2. — С. 5 – 28
- Жаназарова З.Ж. Семейная политика [Текст] : учебное пособие в схемах для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / З.Ж.Жаназарова. — Алматы : Қазақ университеті , 2017. — 77 с.
- Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Обеспечение и реализация семейной политики в Республике Казахстан: правовые проблемы и пути их решения. Сборник международной научно-практическая конференции. Издательство: тверской государственный университет. 28-29 октября 2015 г.
- Бурибаев Е.А. Правовое обеспечение социальной политики в отношении семьи и ребенка в Казахстане / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хамзина, А.Т. Ермеков // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 230-244.
- Темирбаева Д.М. Классификация моделей и механизмов семейной политики в развитых странах. — [Электрон.ресурс]. – URI:http://rep.ksu.kz/handle/data/2789 (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Носкова А.В. Эволюция государственной семейной политики в России: от советских к современным моделям // Вестник МГИМО- Университета. 2013. No 6. С. 155 – 159
- Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 г. — [Электрон.ресурс]. – URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-na-nazarbaeva-narodu-kazahstana-oktyabr-1997-g?q=демограф (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28 февраля 2007 г. — [Электрон.ресурс]. – URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-28-fevralya-2007-g?q=демограф (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Динамика демографических показателей населения Республики Казахстан. — [Электрон.ресурс]. – URL: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersPopulation?_afrLoop=2264686325991351#%40%3F_afrLoop%3D2264686325991351%26_adf.ctrl-state%3Dlraq6mp00_42 (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Дорожная карта развития и поддержки семьи на 2019-2024 годы. — [Электрон.ресурс]. – URL: https://din.qogam.gov.kz/ru/content/dorozhnaya-karta-razvitiya-i-podde (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Жулмухаметова Ж. Многодетные матери стихийно собирались в Астане и Алматы. Что они хотят изменить? — [Электрон.ресурс]. – URL: https://informburo.kz/stati/mnogodetnye-materi-stihiyno-sobiralis-v-astane-i-almaty-chto-oni-hotyat-izmenit.html. (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Выступление Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на XVIII очередном съезде партии «Hұp Отан». 27 февраля 2019. — [Электрон.ресурс]. – URI:fairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nursultana-nazarbaeva-na-xviii-ocherednom-sezde-partii-hup-otan (дата обращения: 05.03.2019) – интернет источники.
- Перспективы развития Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Сборник материалов, посвященных 20-летию Национальной комиссии. Астана. 2018 -110 с., С.61.
- Перспективы развития Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Сборник материалов, посвященных 20-летию Национальной комиссии. Астана. 2018 -110 с., С.73-74.