ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МСФО

УДК 657

Мирзоев Ф.С.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МСФО

Аннотация

В  статье рассказывается об европейском опыте внедрения МСФО. Он интересен, однако для России не подходит. Сегодня для того чтобы принять международные стандарты в национальную правовую систему в чистом виде как МСФО, надо обладать либо политическим весом Евросоюза или США, либо быть зачисленным в один клуб с такими странами, как Кения, Коста-Рика или Киргизия. Поскольку Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории, автор статьи считает разумным сделанный в России прагматичный выбор в пользу разработки собственных национальных стандартов, не претендующих на номенклатуру МСФО, но максимально приближенных к их тексту в содержательном плане. Именно по этому пути идет большинство развитых или динамично развивающихся стран.

Ключевые слова: российские стандарты финансовой отчётности, бухгалтерский учёт, МСФО

Keywords: record-keeping, Russian standards of the financial reporting, international standards of the financial reporting

В ЕС для законодательного утверждения международных стандартов финансовой отчетности существует специальная процедура. Это двухслойная структура, имеющая технический и политический уровни.

На техническом уровне действует технический комитет по отчетности – EFRAG (European Financial Reporting Advisory Group).

Регулирующий комитет по отчетности (Accounting Regulatory Committee) работает на политическом уровне. Он состоит из представителей стран, ходящих в состав ЕС.

Возглавляет данный комитет представитель Европейской комиссии. Состоит регулирующий комитет по отчетности из тех лиц, которые непосредственно заинтересованы в решении вопросов данного регулирования. В частности, в данный Комитет входят профессиональные бухгалтера, а также представители компаний и тех органов, которые занимаются установлением национальных стандартов [1].

Европейская комиссия должна внести предложение о принятии определенного стандарта на рассмотрение Регулирующего комитета по отчетности. Это предложение сопровождается рекомендацией EFRAG об утверждении стандарта, которая содержит информацию о степени соответствия данного стандарта критериям утверждения, изложенным в Регламенте МСФО. Страны – члены ЕС, представленные в Регулирующем комитете по отчетности, выносят мнение о предложении путем голосования квалифицированным большинством. В соответствии с этим механизмом, несмотря на задержки в утверждении некоторых стандартов, все МСФО были приняты.

В 2001 году, когда был принят Регламент МСФО, только в странах ЕС (Австрия, Германия, Бельгия, Франция, Финляндия, Италия и Люксембург) компаниям, котирующим свои акции на бирже, специально разрешали составлять финансовую отчетность по международным стандартам, и всего 275 компаний использовали МСФО. Остальные компании использовали Директивы ЕС об отчетности. Поэтому Европейской комиссии было необходимо обеспечить согласованность и совместимость между Директивами об отчетности и МСФО. Для этого в начале 2002 года были предложены поправки к 4-й и 7-й Директивам ЕС по отчетности, позволявшие компаниям получать столь же высококачественную отчетность. Таким образом, эти Директивы по-прежнему могли применять примерно 5 млн компаний в Европе.

В результате предложения Европейской комиссии требования в отношении отчетности, существовавшие в ЕС, были приведены в соответствие с современной теорией и практикой учета. При этом были удалены все моменты несоответствия МСФО. В частности, компаниям стало сложнее занижать свои обязательства путем создания искусственных структур (так называемых предприятий специального назначения). Предложенные поправки также приводили к более согласованному представлению предусмотренной законом аудиторской отчетности, так как в них были прописаны необходимые компоненты этой отчетности. Новые требования находились в соответствии с международными стандартами аудита, разрабатываемыми Советом по международным стандартам аудита и гарантии качества.

Европейская комиссия поддерживает постоянные контакты с Комитетом по МСФО. По мере использования международных стандартов появилась потребность укрепить управление Попечительским советом «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» и наладить более формальные связи между ним и правительственными структурами отдельных стран, отвечающими за защиту инвесторов и регулирование рынков капитала. По этому поводу в ноябре 2007 года Европейская комиссия совместно с Агентством финансовых услуг Японии, Международной организацией по торговле ценными бумагами и Комиссией по ценным бумагам и биржам (США) выступила с заявлением, предложив рассмотреть эти предложения в рамках пересмотра основополагающих правил функционирования Попечительского совета, который должен начался в 2008 году. Прежде всего, предлагалось создать новый контролирующий орган в Попечительском совете с тем, чтобы усилить существующую функцию надзора за соблюдением общественных интересов, которую осуществляют доверенные лица совета [6].

Одна из ключевых целей – обеспечить регулярное взаимодействие представителей контролирующего органа и доверенных лиц Попечительского совета для обсуждения, анализа и выработки комментариев по программе работы Комитета по МСФО. Европейская комиссия ожидала, что руководство Попечительского совета и Комитета также будет сотрудничать с соответствующими органами государственной власти. Контролирующий орган совместно с доверенными лицами совета участвует в выборе доверенных лиц. Данный контролирующий орган также отвечает за окончательное одобрение номинированных кандидатов в доверенные лица Попечительского совета и пересматривает процедуры, применяемые доверенными лицами для осуществления надзора за процессом утверждения стандартов и для обеспечения должного финансирования Попечительского совета.

На момент предложения Регламента по МСФО в 2001 году лишь 275 компаний в ЕС использовали МСФО, в то время как около 5 млн. фирм – Директивы ЕС по отчетности. В соответствии с Регламентом компании, которые не котируются на бирже, не обязаны применять МСФО. Однако отдельные страны – члены ЕС могут разрешать таким компаниям и даже обязать их составлять консолидированную и/или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО. Большинство стран – членов ЕС предоставляют компаниям такую возможность.

Изучая европейский опыт перехода на МСФО, быстро убеждаешься в его исключительности. Понятно, что принятая в ЕС модель у нас работать не будет. Ведь в России не согласны со всеми положениями МСФО, считая их не соответствующими общественному благу и интересам страны, однако, из-за этого в Лондоне не станут переписывать это положение. И никто в США не сделает исключения для российского эмитента, применяющего МСФО в российском варианте. Сегодня для того чтобы принять международные стандарты в национальную правовую систему в чистом виде как МСФО, надо обладать либо политическим весом Евросоюза или США, либо быть зачисленным в один клуб с такими странами, как Кения, Коста-Рика или Киргизия [3].

Поскольку Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории, разумным представляется сделать прагматичный выбор в пользу разработки собственных национальных стандартов, не претендующих на номенклатуру МСФО, но максимально приближенных к их тексту в содержательном плане. Именно по этому пути идет большинство развитых или динамично развивающихся стран.

Таким образом, изучив Европейский опыт внедрения МСФО, можно выявить возможные уроки для России.

Литература

  1. Говдя В.В. Некоторые аспекты составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности / Куб-ГАУ. Краснодар, 2014. — С. 95-99.
  2. Любушкин Н. П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 294 с.
  3. Новодворский В.Д. Требование достоверности при формировании бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2014. — № 3. — С. 16-19.
  4. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности — М.: НИЦ Инфра-М, 2015. — 512 с;
  5. Электронный журнал «Главбух», URL: www.glavbukh.ru