УДК 657
Мирзоев Ф.С.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МСФО
Аннотация
В статье рассказывается об европейском опыте внедрения МСФО. Он интересен, однако для России не подходит. Сегодня для того чтобы принять международные стандарты в национальную правовую систему в чистом виде как МСФО, надо обладать либо политическим весом Евросоюза или США, либо быть зачисленным в один клуб с такими странами, как Кения, Коста-Рика или Киргизия. Поскольку Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории, автор статьи считает разумным сделанный в России прагматичный выбор в пользу разработки собственных национальных стандартов, не претендующих на номенклатуру МСФО, но максимально приближенных к их тексту в содержательном плане. Именно по этому пути идет большинство развитых или динамично развивающихся стран.
Ключевые слова: российские стандарты финансовой отчётности, бухгалтерский учёт, МСФО
Keywords: record-keeping, Russian standards of the financial reporting, international standards of the financial reporting
В ЕС для законодательного утверждения международных стандартов финансовой отчетности существует специальная процедура. Это двухслойная структура, имеющая технический и политический уровни.
На техническом уровне действует технический комитет по отчетности – EFRAG (European Financial Reporting Advisory Group).
Регулирующий комитет по отчетности (Accounting Regulatory Committee) работает на политическом уровне. Он состоит из представителей стран, ходящих в состав ЕС.
Возглавляет данный комитет представитель Европейской комиссии. Состоит регулирующий комитет по отчетности из тех лиц, которые непосредственно заинтересованы в решении вопросов данного регулирования. В частности, в данный Комитет входят профессиональные бухгалтера, а также представители компаний и тех органов, которые занимаются установлением национальных стандартов [1].
Европейская комиссия должна внести предложение о принятии определенного стандарта на рассмотрение Регулирующего комитета по отчетности. Это предложение сопровождается рекомендацией EFRAG об утверждении стандарта, которая содержит информацию о степени соответствия данного стандарта критериям утверждения, изложенным в Регламенте МСФО. Страны – члены ЕС, представленные в Регулирующем комитете по отчетности, выносят мнение о предложении путем голосования квалифицированным большинством. В соответствии с этим механизмом, несмотря на задержки в утверждении некоторых стандартов, все МСФО были приняты.
В 2001 году, когда был принят Регламент МСФО, только в странах ЕС (Австрия, Германия, Бельгия, Франция, Финляндия, Италия и Люксембург) компаниям, котирующим свои акции на бирже, специально разрешали составлять финансовую отчетность по международным стандартам, и всего 275 компаний использовали МСФО. Остальные компании использовали Директивы ЕС об отчетности. Поэтому Европейской комиссии было необходимо обеспечить согласованность и совместимость между Директивами об отчетности и МСФО. Для этого в начале 2002 года были предложены поправки к 4-й и 7-й Директивам ЕС по отчетности, позволявшие компаниям получать столь же высококачественную отчетность. Таким образом, эти Директивы по-прежнему могли применять примерно 5 млн компаний в Европе.
В результате предложения Европейской комиссии требования в отношении отчетности, существовавшие в ЕС, были приведены в соответствие с современной теорией и практикой учета. При этом были удалены все моменты несоответствия МСФО. В частности, компаниям стало сложнее занижать свои обязательства путем создания искусственных структур (так называемых предприятий специального назначения). Предложенные поправки также приводили к более согласованному представлению предусмотренной законом аудиторской отчетности, так как в них были прописаны необходимые компоненты этой отчетности. Новые требования находились в соответствии с международными стандартами аудита, разрабатываемыми Советом по международным стандартам аудита и гарантии качества.
Европейская комиссия поддерживает постоянные контакты с Комитетом по МСФО. По мере использования международных стандартов появилась потребность укрепить управление Попечительским советом «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» и наладить более формальные связи между ним и правительственными структурами отдельных стран, отвечающими за защиту инвесторов и регулирование рынков капитала. По этому поводу в ноябре 2007 года Европейская комиссия совместно с Агентством финансовых услуг Японии, Международной организацией по торговле ценными бумагами и Комиссией по ценным бумагам и биржам (США) выступила с заявлением, предложив рассмотреть эти предложения в рамках пересмотра основополагающих правил функционирования Попечительского совета, который должен начался в 2008 году. Прежде всего, предлагалось создать новый контролирующий орган в Попечительском совете с тем, чтобы усилить существующую функцию надзора за соблюдением общественных интересов, которую осуществляют доверенные лица совета [6].
Одна из ключевых целей – обеспечить регулярное взаимодействие представителей контролирующего органа и доверенных лиц Попечительского совета для обсуждения, анализа и выработки комментариев по программе работы Комитета по МСФО. Европейская комиссия ожидала, что руководство Попечительского совета и Комитета также будет сотрудничать с соответствующими органами государственной власти. Контролирующий орган совместно с доверенными лицами совета участвует в выборе доверенных лиц. Данный контролирующий орган также отвечает за окончательное одобрение номинированных кандидатов в доверенные лица Попечительского совета и пересматривает процедуры, применяемые доверенными лицами для осуществления надзора за процессом утверждения стандартов и для обеспечения должного финансирования Попечительского совета.
На момент предложения Регламента по МСФО в 2001 году лишь 275 компаний в ЕС использовали МСФО, в то время как около 5 млн. фирм – Директивы ЕС по отчетности. В соответствии с Регламентом компании, которые не котируются на бирже, не обязаны применять МСФО. Однако отдельные страны – члены ЕС могут разрешать таким компаниям и даже обязать их составлять консолидированную и/или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО. Большинство стран – членов ЕС предоставляют компаниям такую возможность.
Изучая европейский опыт перехода на МСФО, быстро убеждаешься в его исключительности. Понятно, что принятая в ЕС модель у нас работать не будет. Ведь в России не согласны со всеми положениями МСФО, считая их не соответствующими общественному благу и интересам страны, однако, из-за этого в Лондоне не станут переписывать это положение. И никто в США не сделает исключения для российского эмитента, применяющего МСФО в российском варианте. Сегодня для того чтобы принять международные стандарты в национальную правовую систему в чистом виде как МСФО, надо обладать либо политическим весом Евросоюза или США, либо быть зачисленным в один клуб с такими странами, как Кения, Коста-Рика или Киргизия [3].
Поскольку Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории, разумным представляется сделать прагматичный выбор в пользу разработки собственных национальных стандартов, не претендующих на номенклатуру МСФО, но максимально приближенных к их тексту в содержательном плане. Именно по этому пути идет большинство развитых или динамично развивающихся стран.
Таким образом, изучив Европейский опыт внедрения МСФО, можно выявить возможные уроки для России.
Литература
- Говдя В.В. Некоторые аспекты составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности / Куб-ГАУ. Краснодар, 2014. — С. 95-99.
- Любушкин Н. П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 294 с.
- Новодворский В.Д. Требование достоверности при формировании бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2014. — № 3. — С. 16-19.
- Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности — М.: НИЦ Инфра-М, 2015. — 512 с;
- Электронный журнал «Главбух», URL: www.glavbukh.ru