ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕПРЕССИЮ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ИЖЕВСКА

Башурова А.А., Калинина О.Г.

Ижевская государственная медицинская академия

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕПРЕССИЮ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ИЖЕВСКА

 

Аннотация

В данной статье приведены теоретические основы по теме депрессии и повышенной тревожности, рассмотрены ведущие причины возникновения психологических расстройств личности, выявлены основные факторы, влияющие на студентов города Ижевска.

 

Summary

This article presents the theoretical foundations on the topic of depression and increased anxiety, discusses the leading causes of psychological disorders of the individual, identified the main factors affecting students of the city of Izhevsk.

 

Ключевые слова: здоровье, студенты Ижевска, депрессия, повышенная тревожность, психологические расстройства.

Key words: health, students of Izhevsk, depression, increased anxiety, psychological disorders.

 

Научный руководитель: Толмачев Денис Анатольевич

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры

«Общественное здоровье и здравоохранение»

 

Актуальность: По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 50,0% мирового населения, в какой-то момент своей жизни страдает нервно-психическими расстройствами. Результаты исследования Psychological Disordersin Primary Care показывают, что к наиболее часто встречающимся психическим расстройствам в общемедицинской практике относятся депрессия и тревожные расстройства. По оценкам экспертов ВОЗ (2001), к 2020 г. депрессия займет второе место среди причин инвалидности и смертности населения Земли[1,413; 2].

По мнению A.M. Прихожан (доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ), тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие. Этим объясняется обращение ученых вновь к проблемам тревожности на современном этапе. Ученые придают большое значение исследованию тревожности, так как высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Частое и продолжительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство – тревожность. Люди, имеющие высокую тревожность, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям.[3,539; 4,279; 5,36; 6,667]

Цель: выявить основные факторы, влияющие на уровень тревожности и депрессии среди студентов города Ижевска.

Задачи: выявить процент студентов, подверженных повышенной тревожности и депрессии среди студентов Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА), Удмуртского государственного университета (УдГУ) и Ижевской государственной сельскохозяйственной академии(ИжГСХА). Установить основные триггерные факторы в развитии психических расстройств.

Материалы и методы: материалом для анализа явились результаты интернет — опроса, состоящего из 6 общих вопросов и 14 вопросов шкалы HADS (госпитальная шкала тревоги и депрессии).
Результаты: В опросе участвовало 204 студента города Ижевска, по 68 человек с каждого ВУЗа (УдГУ, ИжГСХА, ИГМА). Среди 204 человек женщины составили 67,0%,  мужчины- 33,0%.

Возраст участвующих в опросе: 17-19лет- 34,0%; 20-22 года- 49,0%; 22-24 года — 13,0%; 24-26 лет- 4,0%.

Распределение по курсам: 1 курс- 24,0%; 2 курс- 20,0%; 3 курс- 17,0%; 4 курс- 25,0%; 5 курс- 7,0%; 6 курс- 7,0%

Больше половины 57,0% респондентов считали себя подверженными повышенной тревожности и депрессии больше, чем другие. Практически каждый второй (42,0%) опрошенный ответили «нет» на вопрос «Считаете ли Вы, что подвержены к депрессии и повышенной тревожности больше, чем другие?».

Факторы, влияющие на психоэмоциональный фон студентов ИГМА:

Напряженная учеба- 50,0%; эмоциональный нагрузки- 22,5%; конфликты и проблемы личного характера- 10,0%; проблемы со здоровьем- 10,0%; сложности совмещения учебы и работы- 7,5%.

Причины возникновения тревожности и депрессии среди студентов УдГУ:

Конфликты и проблемы личного характера 35,0%; эмоциональные нагрузки- 20,0%; напряженная учеба-25,0%;проблемы со здоровьем -10,5%. сложность совмещения учебы и работы- 9,5%;

Триггерные факторы развития психологических расстройств среди студентов ИжГСХА:

Напряженная учеба- 24,0%; эмоциональные нагрузки- 22,0%; конфликты и проблемы личного характера- 20,0;  проблемы со здоровьем- 12,0%; сложности совмещения учебы и работы- 8,0%; другие причины- 14,0%

Заключение: Таким образом, среди студентов ИГМА, УдГУ, ИжГСХА каждый второй считает, что подвержен тревожности и депрессии. Основной фактор, повлекший развитие повышенной тревожности среди студентов ИГМА явилась напряженная учеба (50,0%), среди студентов УдГУ- конфликты и проблемы личного характера (35,0%) и среди студентов ИжГСХА- напряженная учеба(24,0%).

 

Литература

  1. Cross-national comparisons of the prevalence and correlates of mental disorders. WHO International Consortium in Psychiatric Epidemiology. Bull World Health Organ 2000; 4 (78): 413—426.
  2. WHO Global InfoBase (Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ 2001).// http:www.infobase.who.int.
  3.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.-539с.
  4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие // Под ред. А.А.Крылова. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272с.
  5. Попова Н.М. , Чернова А.Н., Ямолдинов Н.Р. Некоторые аспекты образа жизни студентов медицинского и технического вузов. // Труды Ижевской государственной медицинской академии. Сборник научных статей. Ижевск. С. 36-38
  6. Шкляев А.Е., Толмачев Д.А., Иванова М.К. Влияние отдельных критериев отбора абитуриентов на успеваемость студентов. // За качественное образование материалы № 3 Всероссийского форума (с международным участием). 2018. С. 666-766