Терехина Д.Г., Дмитриева Е.О.
Самарский государственный экономический университет
ФЕНОМЕН «ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО» РЕГИОНОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Аннотация
В статье рассматривается феномен «цифрового неравенства» на примере Приволжского федерального округа, как фактор замедляющий рост экономического, инновационного и производственного потенциала страны. Были проанализированы индексы цифровизации регионов и выявлены основные причины такого неравенства между субъектами округа, а также предложены основные пути устранения данного явления.
Ключевые слова: цифровое неравенство, регионы, ИКТ, цифровизация, Приволжский Федеральный округ, индекс, цифровизация.
Keywords: digital inequality, regions, ICT, digitalization, Volga Federal district, index, digitalization.
Сегодня человечество проходит этап постиндустриального информационного общества. И главным критерием благосостояния всего государства и население является доступ к информации.
Информатизация способствует ускоренному развитию общества, за счет быстрого распространения инноваций, передовых технологий, активного участия граждан в государственном управлении. Именно поэтому, одним из основных направлений долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года является повышение информационной грамотности населения и расширение использования электронных инструментов во всех секторах. Перед органами исполнительной власти субъектов РФ стоит важная задача реализовать свои полномочия и функций, а также оказать услуги населению и хозяйствующим субъектам при помощи эффективного использования преимуществ цифровых данных.
Но в процессе цифровой модернизации российской экономики выявляется раскол между информационными потенциалами регионов, как между различными округами, так и внутри одного федерального округа, что способствует появлению феномена «цифровое неравенство».
Информационное неравенство представляет собой ситуацию, когда у какой-либо группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. Основным признаком цифрового неравенства в России является территориальный фактор: для обитателей отдаленных территорий их место проживания во многом предопределяет довольно низкие возможности в сфере информатизации.
Проблема цифрового неравенства регионов РФ становится актуальной, так как является фактором, замедляющим экономический, инновационный и производственный рост страны. Устранение цифрового неравенства среди субъектов РФ и ее отдельными районами должно стать приоритетной задачей социально-экономического направления развития территорий. Для выявления и анализа «цифрового неравенства» были рассмотрены регионы Приволжского федерального округа на 2017-2018 годы. За основу оценки факторов информатизации и цифрового разрыва взяты индексы готовности региона к информационному обществу. Данный показатель рассчитывается с учетом четырех важнейших факторов: человеческий капитал, экономические показатели цифровизации, ИКТ-инфраструктура, социальный эффект от внедрения цифровизации.
Исходя из данных, можно сделать вывод, что во всех регионах ПФО наблюдается положительная динамика цифрового развития субъектов. Наиболее высокие показатели индекса цифровизации прослеживается в: Республике Татарстан (76,5), Республике Башкортостан (74,4) и Самарской области (71,5). Основные успехи данных регионов таблицы отмечаются в сфере исследовательских компетенций, нормативного регулирования и реализации государственных программ. К примеру, в республике Татарстан сфера информационно-коммуникационных технологий является приоритетной, поэтому успешно реализуются программа развития ИКТ: «Открытый Татарстан на 2014 — 2020 годы», проект «Иннополис» и другие.
Следует подчеркнуть, что высокий индекс цифровизации в Республике Башкортостан, Самарской области и Пермском крае обусловлен значительными объемами инвестиций в сферу цифровых технологий, успешной реализацией и функционированием государственных информационных систем в социальных отраслях экономики, такие как: «Электронное здравоохранение», «Портал государственных услуг», «Информационно-образовательная среда» и другие. Минимальные же значения индекса — ИКТ показали: Пензенская область (49,1) и Республика Марий Эл (46,6). По данным таблицы прослеживается значительный перепад анализируемого показателя по регионам на 30,02 индекса. Это говорит о явном различии в уровне проникновения ИКТ в разные субъекты ПФО. Неравномерное распределение цифровых и информационных технологий связано с различного рода причинами: географическими, экономическими, историческими, демографическими и т.д.
Анализируя демографические показатели численности населения регионов, было выявлено, что именно в Республике Мари Эл средний возраст жителей составляет 55-59 лет, идет старение населения, что и провоцирует низкий уровень цифровизации региона. Ведь чем старше поколение, тем сложнее его обучить и внедрить новые цифровые технологии.
Следующей причиной «цифрового разрыва» является экономический фактор: различный уровень экономического развития регионов, доходов населения, человеческого капитала.
Более развитые в экономическом плане регионы демонстрируют лучшие показатели уровня развития ИКТ. За счет низких экономических показателей происходит отток квалифицированных кадров, не развивается сфера услуг, что в полной мере вызывает процесс неравенства. Также это проявляется в возможностях доступа к информационно-коммуникационным технологиям и потребления этих услуг.
Невысокая активность правительства по отношению к распространению новых информационных технологий, низкие экономические и демографические показатели, отсутствие широкой законодательной базы в данной области, малозаметные результаты государственной программы в сфере информатизации, все эти причины и приводят к нарастанию цифрового разрыва между регионами.
Анализ индекса цифровизации регионов поможет в будущем государственным органам выявить лидирующие и отстающие субъекты, что поможет разработать эффективную стратегию развития цифровой экономики в стране.
Решение проблемы «цифрового неравенства» регионов РФ позволит создать налаженную систему взаимосвязей между ними. Это обеспечит условия, необходимые для оптимального развития большинства отраслей хозяйства и экономики в целом и повысит их инвестиционную привлекательность, как для других областей, так и для зарубежных предприятий.
Поэтому ввиду сложившихся экономических и политических условий следует рассмотреть некоторые мероприятия, которые помогут приостановить рост цифрового неравенства между регионами или полностью исключить данное явление:
- привлечение иностранных инвестиций из стран Азии (так как они являются лидерами в области внедрения ИКТ) с целью обеспечения высокого уровня капиталовложений в создание и развитие телекоммуникационных сетей на территориях регионов России;
- формирование центров повышения информационной грамотности для населения, с целью увеличения уровня их готовности к жизни в информационном обществе, организации мероприятий в данной сфере (лекции, выставки и другое);
- улучшение научно-практической базы в области цифровых технологий, в виде проведения научных семинаров среди специалистов данной сферы, круглых столов, конгрессов для всех профессионалов, занимающихся изучением вопросов внедрения информационных технологий на территории региона;
- совершенствование системы обучения и переобучения навыкам владения ИКТ за счет проведения бесплатных тренингов, курсов и подобных мероприятий.
Так же, государству следует позаботиться о том, чтобы средства и ресурсы глобальной сети были как можно более доступны для всех слоев населения. Следует в полной мере использовать потенциал информации для достижения целей социально-экономического и культурного развития страны, повышения качества жизни людей.
Подводя итоги, следует заметить, что цифровое неравенство ведет к негативным последствиям в социально-экономическом развитии государства, его преодоление может стать важнейшим фактором технологического прогресса, способствующим смягчению общей поляризации российского общества, и позволит занять России достойное место в мировом рейтинге.
Для устранения данного феномена важно применять сбалансированное институциональное управление, системный подход к объединению усилий органов бизнеса, граждан и органов государственной власти. Решение данной проблемы скажется положительным образом на уровне благосостояния общества, так как это будет обусловлено обратной связью инновационного развития.
Литература:
- Индикаторы Информационного Общества: 2016: Стат. Сб. М: Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», 2016, С. 320.
- Шухарт А.С. Информационно-коммуникационные технологии в регионах России: Состояние и перспективы применения в экономике // Вестник Адыгейского Государственного Университета. 2016. № 7 (11). С.107- 113.
- Вальвачев В.В. Динамика цифрового неравенства в современном мире// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2017. № 8. С. 270- 279.
- Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации /Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2018. С. 42.
- Развитие Интернета в регионах России: информ. бюл. аналит.группы департамента маркетинга «Яндекс», 2018