ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

Букш С.А.
Кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой ОПД,
НОУ ВПО «Подольский социально-спортивный институт», г.о. Подольск

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы решений проблем методологического, философского плана и знаний, от которых зависит вопрос: «Каким же образом в творческом процессе происходит интеграция отдельных составляющих в единую систему, обеспечивающую целостный акт творчества?»

Abstract

The article discusses the solutions of some methodological and philosophical problems and knowledge, on which depends the question: “How are individual components integrated into one system and how does a single system provide a holistic creative process?

Ключевые слова: философско-методологические основания творчества, творчество и медицина, науки о человеке, познание, сознание, знание, исследование мозговой организации творчества.
Keywords: philosophical and methodological bases of creation, сreativity and medicine, human sciences, cognition, consciousness, knowledge, study of the brain organization of creativity.

«Нужно искать методы, адекватные механизмам
мозга для анализа его, так называемой собственно человеческой деятельности».
Н.П.Бехтерева

Проблемы, задаваемые современной жизнью и требующие все более точных знаний, предполагают творческий вклад человека в формируемую картину мира, через познавательный процесс, через активное образование.

События, происходящие в социуме, появляются в виде специфических пространственно-временных импульсов возбуждений, которые возникают постоянно в нервной системе под влиянием самых разных воздействий и, не видоизменяются действием каких-либо нематериальных духовных сил. Практически не зависимо от желания человека, через глаза и уши, к нему поступает огромный поток сведений. Отличительной чертой мозга человека является огромное разнообразие функций, позволяющее быстро и легко адаптироваться к изменениям окружающей среды. Мозг, хочет человек этого или нет, реагирует на информационный поток, который является ни чем иным как отражением действительности, бытия.

Методология этой проблемы базируется на причинно-следственных связях происходящих в социуме и отражении происходящего в мозге, т.е. в основном «творчества» сознания, «творчества» психики. В творчестве, кроме психологического существует также логический и социологический аспекты, точнее их социальные параметры.

Специфика социальной деятельности в том, что она является адаптирующей на социокультурной основе, приспособление к среде происходит за счет творческих видоизменений организма, за счет преобразования объектов мира. От решения методологии зависят ответы на такие актуальные, для теории и практики вопросы, как адаптивность и устойчивость психофизиологической сферы человека, конкретные механизмы ее организации, эффективность деятельности в нормальных и экстремальных условиях. Проблема адаптации человека во все усложняющимся условиям окружающей среды в том числе, искусственно созданной включает задачи профориентации и профессионального отбора.
«Творчество» в профессиональной жизни человека — это воспроизводство, копирование, тиражирование образцов, созданных сознанием. В творческой деятельности, обычно выделяется цель, средства, условия, в которых она осуществляется, и ее результат (или результаты) [10, с.121].

Для большинства профессий в настоящее время характерна большая информационная нагрузка с дефицитом времени, возросшей ответственностью каждого работника независимо от субординационного и иерархического статуса.

Появление нового поколения информационных технологий в трудовой деятельности, способствует созданию все новых и новых методов, идеи, открывающие качественно новые возможности в изучении творчества (мозга человека). Можно создавать более или менее благоприятные условия, определять направления. Творчество само должно рождать технологию, а технология- творчество. [10,с.121].

Творчество может быть даром природы, а может быть приобретено через деятельность как свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё является необходимым условием развития способности к творчеству [11, с.9.].

Творчеством создается предпосылка для особой избирательной активности. Биологические факторы активности человека, которые в интенсивных и глубинных жизненных ситуациях направлены к решению творческих сил человека.

При этом она (активность) может быть как адаптирующей, так и опережающей. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. В данном контексте ассимиляция выступает как процесс «включения» нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у него схемы действия. Напротив же, аккомодация как изменение таких схем в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми задачами.

Адаптация при современном темпе развития технологий выступает как «адаптирующей», так «активной» или «пассивной». Проявление компенсации адаптации может быть «реальной» или «иллюзорной».

Первая связана с активным типом адаптации: аффективная компенсация дефицита прагматической информации способствует такому изменению бытия. Вторая обеспечивает психологическое приспособление субъекта к существующим условиям и отношениям, сколь бы они ни противоречили его интересам. При этом создается иллюзия решения существующих проблем, на самом же деле иллюзорное утешения делает удовлетворение потребностей субъекта практически неосуществимым. Реальная социально-психологическая компенсация — это фактор динамический, нередко прогрессивный, иллюзорно-статический, консервативный, иногда регрессивный, но, как правило, стабилизирующий.

Проблема имеет выраженный междисциплинарный характер, что позволяет надеяться на успешное решение методологических и терминологических, теоретических и прикладных проблем.

Самые разнообразные области деятельности человека все в большей степени нуждаются в сведениях о творческих процессах, составляющих основу мотиваций, эмоций, мышления, обучения, распознавания образов, управления движением.

Механизм человеческой деятельности, имеется в виду, как социальной деятельности по своей природе предполагает активность людей: программируемую и реализуемую. Физиологические перестройки мозга отражают специфику реализуемой деятельности, что в физиологии мозга является проблемой человека.

В 80-е годы ХХ века Н. П. Бехтерева показала, что физиология мозга человека имеет системную организацию функций и многозвеньевой характер систем [1]. Динамичность нейронных коррелятов мыслительной деятельности, изменчивость нейронных реакций предположительно, является органическим свойством мозга. При этом в мозговых системах наряду с жесткими имеются гибкие звенья, которые позволяют осуществлять деятельность в меняющихся условиях внешней среды и при изменениях внутренней среды мозга.

Внешняя и внутренняя информации влияет на содержание творчества, на содержание деятельности мозга на уровне сознания. При творчестве индивидуальные особенности не столько отражают функции отдельных структур мозга, сколько характер регуляторных процессов, обеспечивающих координацию корково-подкорковых взаимоотношений, общее состояние мозга. Поддержание определенного функционального состояния у каждого человека осуществляются с присущими только ему особенностями механизмов саморегуляции.

Участвуют одни и те же структуры мозга, но их влияние в общей схеме регуляции в силу индивидуальных особенностей функциональной организации может быть неодинаковым. Информацию о том как, функциональные организации определяют все разнообразие индивидуальных проявлений физиологических реакций и психической деятельности человека, отражены в работах в современных научных школ Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, А. Л. Журавлев и, Д. В. Ушаков, М. А. Холодной [5].

Можно предположить, что:

  • индивидуальные различия в психофизиологическом регулировании деятельности мозга кроются в особенностях восприятия ассоциации воспроизведения афферентных и мнестических сигналов, т. е. различия кроются в индивидуальных особенностях переработки информации;
  • при получении человеком информации происходит сложный (последовательный, параллельный и с обратными связями) процесс ее преобразования. Предполагаем, что этот процесс, состоит из нескольких этапов. Описание признаков предметов и звуков в окружающей среде, сравнение поступающей извне информации с «внутренней моделью мира» (включающей в том числе, хранение информации в краткосрочной и долгосрочной памяти), принятие решения об изменении поведения, программирование поведения и, наконец, сам двигательный акт или мыслительная деятельность, следующие за этими процессами. Возникновение синтеза внешней и внутренней информации, его физических характеристик и сигнальной биологической значимости — определяет и характер ощущения; человек, не обладая знанием, которое основано на памяти, теряет возможность синтеза этих двух видов информации;
  • человек как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, представляет собой относительно замкнутые подсистемы (уровни) — физиологические, психологические, и социальные.

С возрастом человека и под влиянием многих факторов, емкость информационного поля меняется и потому является величиной непостоянной. Информация, хранящаяся в мозге, может быть не только физиологической по своему происхождению, но и социальной. В этом плане тесную связь поддерживают процессы обучения и восприятия. Обучение как процесс записи информации в память, а восприятие и опознание — как процесс считывания информации из памяти.

Мозг постоянно «коммуникативен» сам с собой. Он использует наблюдения, производит замеры, выстраивает логику, анализирует в произвольной форме — рационализаторски. Мозг (получая информацию) превращается в подобие мультисигнальной системы, не справляющейся с непомерной избыточностью информации. Организация его работы в единстве составных, взаимозависимых систем находящихся в единстве неразрывно связанных с системами внешнего мира. Мозг с легкостью — опознает слово, расшифровывает фразы, не нуждаясь, как правило, в построении ни элементов слова, ни слова, ни фразы. Память в восприятии, как необходимая составная часть информационного синтеза, включает опознание текста или изображения (образа).

Существуют различные механизмы «заполнения» информационного поля и механизм «извлечения» информации. А также и двойная детерминация, и регуляция порогов восприятия информации: нейрофизиологическая (церебральная) и психологическая (личностная и социально-психологическая). Степень адекватности восприятия информации, ее переработки, принятия решения и поведенческих актов связана как с церебральной патологией. Церебральное информационное поле содержит информацию не только о явлениях, но и механизмах и путях их преодоления, нормализации. Физиологические пороги определяются режимом работы мозга, психологические — интерперсональными отношениями и статусом личности.

Современная когнитивная психология утверждает, что процессы внимания и сознания между собой тесно связанные, а процессы памяти и обучения носят системный характер организации. Во многих психологических исследованиях показано, что временной интервал запоминания человеком вербальной информации может быть разбит на две стадии: лабильную стадию памяти, в которой хранимая информация легко разрушается, и стадию памяти, относительно устойчивую к интерферирующим воздействиям.

Между сложными психологическими структурами, формируемыми личностью под влиянием различных факторов, в том числе социальной среды, и нейрофизиологическим базисом также существуют тесные и неразрывные взаимосвязи.

Структура центральных механизмов обеспечения психической и регуляторной деятельности мозга человека иерархична и содержит несколько уровней. Возможно поэтому, активная адаптирующая деятельность не поддается логическо-дискурсивному анализу, а «творческая деятельность» не может быть приведена к какой-либо шкале, так как относительное доминирование не может быть привлечено к объяснению природы индивидуальных различий в самом процессе творчества.

Любое функциональное состояние является результатом включения мозга в конкретную деятельность, в ходе которой оно активно преобразуется, обусловливая успешность реализации этой деятельности. «Механизмы» живого мозга невозможно делить на физические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические и т. д. В основе всех видов деятельности лежит цель. Поэтому есть основания полагать, что очень важные для жизни мозга более или менее общие его перестройки являются не только производными состояния внешней среды, но и внутренней среды мозга или организма в целом.

Неудивительно поэтому, что последние годы ознаменовались бурным ростом задач совершенствования методов обучения из числа фундаментальных и прикладных исследований социально-гуманитарных, а также областей естествознания: физиков, биохимиков, кибернетиков и т.д. Возможности превентивной медицины и правильной организации педагогического процесса развиваются на основе синтеза знаний. Интереса к механизмам творческой деятельности человеческого мозга, происходящим творческим процессам. Творчество-это деятельность индивидуальная (обладающая критериями самодеятельности и самореализации), а продукт деятельности определяется в сравнении с достижениями предшественников, чтобы увидеть принципиальную новизну [11,с.9].

Со времен английского философа Френсиса Бекона (XVIв.) человечество пытается по мере развития знаний философии и успехов естествознания найти упрощенный, сокращенный и очень малоемкий способ передачи наших мыслей, соображений, знаний которые позволили бы превратить творческий процесс в системный и постоянный.

Очевидно каждый исследователь, решая определенную целевую задачу, неизбежно рассматривает индивидуальные проявления с какой-то одной стороны вариации свойств: психической и регуляторной деятельности мозга человека. Исследователи, как правило, вынужденно изучают какой-то определенный аспект, поскольку в биологии аналитический подход все еще более разработан по сравнению с интегративным. Познание законов работы мозга в области технических систем используют не только возможности своего мозга, но и механизмы, лежащие в основе его деятельности.

В перспективе ответ на проблему методологического, философского плана, каким же образом в творческом процессе происходит интеграция отдельных составляющих в единую систему, обеспечивающую целостный акт творчества, может быть найден с привлечением методов психологии, нейропсихологии, физиологии и моделирования структуры и функций мозга.

Литература:

  1. Бехтерева Н.П. Исследование мозговой организации творчества. Сообщение 1.Разработка психологического теста = The study of brain organization of creativity. 1. Development of psychological test // Физиология человека = FIZIOLOGIIA CHELOVEKA. — 2000. — Т.26, № 2. С. 5-9.
  2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. — М.: Издательство АСТ, 2016. -383с: 16 л. ил. ISBN 978-5-17-045472-3
  3. Брюховецкий А.С. Проблемы теоретической неврологии: Информационно-коммутативная теория и принципы работы Головного мозга человека. // Клиническая практика. – 2013. — № 4. — C.55-79.
  4. Букш С.А. Творчество как вид социальной деятельности: автореф. дисс. . канд. филос. наук / С.А. Букш. М., 1998. — 23 с.
  5. Журавлев А.Л. Современные исследования интеллекта и творчества [Электронный ресурс] /Под ред. А.Л.Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А.Холодный.- М.: Институт психологии РАН, 2015. — 608с. (экспериментальные исследования) – ISBN 978-5-9279-0301-3-Режим доступа:http://www.studtntlibrary.ru/ ISBN 9785927003013.html
  6. Науменко О.В., Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Филиппова М.Г., Костина Д.И. Создание нового контекста как способ решения творческой задачи. //Современные исследования интеллекта и творчества. /Под ред. А.Л.Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А.Холодный.- М.: Институт психологии РАН, 2015. — С. 65 -77.
  7. Разумникова О.М., Яшанина А.А. Дивергентное и конвергентное мышление как компоненты творчества: роль памяти и селективных процессов. //Современные исследования интеллекта и творчества. /Под ред. А.Л.Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А.Холодный.- М.: Институт психологии РАН, 2015. — С. 93 -105.
  8. Старченко М.Г., Бехтерева Н. П., Пахомов С.В., Медведев С.В. Изучение мозговой организации креативного мышления // Физиология человека.- 2003. — Т. 29, № 5. — С. 151-152.
  9. Семенов И. Н. Влияние взаимодействия школ Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского на развитие рефлексивной психологии творчества. //Современные исследования интеллекта и творчества. /Под ред. А.Л.Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А.Холодный. — М.: Институт психологии РАН, 2015 — С. 375-409.
  10. Buksh S.A. The knowledge-based economy in the system of vocational education // Modern Science. М., 2018. — № 2. р. 120-122.
  11. Buksh S.A. Creative thought and mechanisms of its development (the socio-philosophical aspect) // Modern Science. М., 2017. — № 4-2. р. 8-11.