Головина А.Н.
Студент Института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В исследовании обоснована необходимость формирования безопасной информационной среды приграничных регионов, которые должны стать зонами активного взаимодействия сопредельных государств. Формированию безопасной информационной среды в приграничных регионах уделяется особое внимание, так как они являются территориальным пределом государства и местом разграничения двух сопредельных и взаимодействующих между собой государств. Был проведен анализ состояния информационно-коммуникационной среды Белгородской области, выявлены основные проблемы и предложены пути решения данных проблем.
Ключевые слова: инфраструктура, информационная среда, приграничный регион.
Keywords: infrastructure, information environment, border region.
На современном этапе развития одним из важнейших аспектов жизнедеятельности является не только национальная безопасность, но и информационная. В научной литературе понятие «информационная среда» появилось в середине 80-х гг. ХХ в. и на современном этапе развития получило отражение во многих трудах зарубежных и российских ученых. Согласно русско-английскому глоссарию по информационному обществу, под информационной средой понимается «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» [5].
Информационную среду РФ можно рассматривать с точки зрения географического признака, так как информационное взаимодействие происходит не только, а межрегиональном уровне, а и на межгосударственном. В этом случае регионы, которые имеют общую границу с другими государствами могут взаимодействовать с прилегающими регионами сопредельных государств. Ярким примером является Смоленская область, у которой налажено сотрудничество с Гомельской, Витебской и иными областями Белоруссии.
Прежде всего, информационная среда должна быть безопасной. При этом немало важную роль играет информационная безопасность государства. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет информационную безопасность РФ, как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально- экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [2]. Особое внимание в государстве заслуживает информационная безопасность приграничных регионов, ведь именно приграничные регионы являются территориальным пределом государства и местом разграничения двух сопредельных и взаимодействующих между собой государств. Прежде всего, стабильность и безопасность любого государства зависят от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий [4, 96].
По мнению академика Гранберга «приграничный регион – это территория, на которую оказывает существенное влияние государственная граница, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная [6, 66]. Приграничному региону присущи некоторые экономические и географическими особенности, а также его особенностью является то, что он непосредственно прилегает к государственной границе. Поэтому государственная граница является основным объектом приграничной безопасности.
В настоящее время развития информационное обслуживание связанно в первую очередь с различными средствами связи – электронной почтой, Интернетом и др. Множество возможностей и преимуществ единого информационного пространства создает потенциальные угрозы безопасности государств в различных сферах, в том числе и в приграничной. В этой связи актуализируется задача обеспечения информационной безопасности Российского государства в пограничном пространстве.
Формирование благоприятной информационной среды приграничного региона осуществляется при помощи существующих в регионе каналах доставки информации. Немаловажным аспектом обеспечения информационной безопасности является возможность оперативно и достоверно доносить информацию до населения.
Так же следует отметить, что информационно среда постоянно переживает существенные изменения. Возникают совершенно новые феномены, которые прежде никогда не существовали: социальные сети, влоги, индивидуальные масс-медиа и т.д. Вследствие таких изменений человек не способен обработать большое количество информации по определенной теме, и, как правило, вынужден основываться на той информации, которую ему предлагают механизм поисковых машин, которые, в свою очередь, формируют перечень источников информации по запросу заказчика. При этом нет гарантий того, что информация является достоверной.
Белгородская область, как субъект Российской Федерации является приграничным регионом, который на юге и западе граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе – с Курской областью, на востоке – с Воронежской областью. Общая протяжённость её границ составляет около 1150 км, из них с Украиной – 540 км. Белгородская область является зоной, для которой необходим повышенный уровень безопасности и достаточно высокий уровень контроля за информацией. В первую очередь это связанно с условиями социально-политического напряжения на границах России – Украины с 2014 года.
В Белгородской области информационно-коммуникационная инфраструктура активно развивается. Развитие ИКИ в регионе зависит от намерений и возможностей конкретных пользователей, от общественных интересов и настроений и в немалой степени от государственной поддержки. Немало важным аспектом является то, что состояние ИКИ во многом определяет эффективность государственного управления и обеспечение национальной безопасности.
Если говорить об индексе развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Белгородской области, то следует отметить, что по данным на 2017 год регион обладает высоким показателем развития ИКИ по сравнению с другими субъектами РФ. В регионе 96,7% организаций используют персональные компьютеры, в то время как средний показатель по РФ составляет 92,1 %, ЦФО – 94,7% от общего числа обследованных организаций субъектов РФ.
С 2003 года наблюдается положительная динамика количества организаций Белгородской области использующих интернет. К 2017 году этот показатель возрастает до 94,4%, в то время как средний показатель по РФ – 88,9%. Интернет – виртуальное информационное пространство, уникальное и универсальное по своим свойствам и функциям за последние годы выходит на новый уровень возможностей, оставляя позади возможности печатных изданий и телерадиовещания.
В регионе действует государственной программы «Развитие информационного общества в Белгородской области на 2014 — 2020 годы», одной из основных задач которой является формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
Анализируя состояние информационно-коммуникационной среды приграничных регионов, можно выделить следующие точки пересечения информационного пространства Белгородской области с информационным пространством приграничных регионов: печатные издания, радиовещание, телевидение, онлайн – ресурсы. Одними из основных источников информации о политической ситуации и других жизненных аспектах остается Интернет.
С целью более детального анализа состояния информационной среды Белгородской области нами было проведено социологическое исследование. Время
проведения – май 2019 г., метод сбора информации – анкетирование, выборка квотная, репрезентативная по полу, возрасту и месту жительства, N =100. Все респонденты были разделены по половозрастному признаку, а также по месту проживания.
Проведенное социологическое исследование позволило проанализировать информационную среду Белгородской области, ее сущность и безопасность, а также выявить основные проблемы и угрозы, на основании которых целесообразно дальнейшее повышение уровня безопасности информационной среды в условиях приграничного региона. Также оно помогло выявить основные проблемы формирования безопасносной информационной среды, среди которых: проблема достоверности информации, сдерживание реальной информации, отсутствие единого механизма информирования граждан, недоверие граждан к СМИ и др.
Выявленные проблемы, по нашему мнению, в значительной степени негативно влияют на безопасность информационной среды Белгородской области. Методологический характер проблем, а также необходимость применения информационных и коммуникационных технологий при межрегиональном приграничном сотрудничестве определяют необходимость повышения безопасности информационной среды в приграничном регионе.
В этой связи нами был разработан проект «Создание IT-платформы взаимодействия приграничных регионов», которая станет основой интерактивной модели разработки и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества. Проект включает в себя мероприятия по следующим направлениям: привлечение населения приграничных регионов к процессу инициации и реализации различных межрегиональных проектов; создание условий для обмена информацией между структурами, занимающимися приграничным сотрудничеством, органами региональной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями, населением приграничных территорий и общественными организациями; обеспечение населения исключительно достоверной информацией о реализуемых на территории приграничных регионов проектах.
Реализации предложенных мероприятий позволит сформировать не только сформировать безопасную информационную среду приграничных регионов, но и в полной мере наладить приграничное сотрудничество сопредельных государств, накопить позитивный опыт межрегионального взаимодействия. В свою очередь региональным органам власти необходимо способствовать формированию безопасной информационной среды в Белгородской области.
Литература
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ : ред. от 18.12.2018 № 472- ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
- Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [Текст] : указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 50. — Ст. 7074.
- Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие информационного общества в Белгородской области на 2014 -2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Белгор. области от 16.12.2013 № 518-пп : ред. от 28.01.2019 № 25-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Белгородская область». - Вардомский , Л. Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России [Текст] / Л. Б. Вардомский // Евразийская экономическая интеграция. — 2008. —
№ 1. — С. 90-108. - Вершинская О.Н. Электронный русско-английский глоссарий по информационному обществу [Электронный ресурс] / О.Н. Вершинская, Ю.Д. Волынский, Т.В. Ершова, Н.В. Кривошеин, А.С. Мендкович, М.В. Моисеева, С.А. Нехаев, Г.Л. Смолян, Ю.Е. Хохлов, Д.С. Черешкин, С.Б. Шапошник // Институт развития информационного общества. — Москва, 2001. — Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/infenvironment.ru.html.
- Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Гранберг. – Москва : ГУ ВШЭ, 2004. — 495с.