ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СЕЛЬСКИХ СТАРОСТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Кравченко А.В.
Студент III курса, Института экономики и управления, Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СЕЛЬСКИХ СТАРОСТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Становление местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях представляет собой особенный процесс и требует прогрессивных реформ, способствующих реальному решению проблем сельских жителей, а также повышению эффективности функционирования муниципальных органов власти. Одним из последних нововведений в развитии местного самоуправления Российской Федерации стало законодательное закрепление Института сельских старост. Белгородская область, представляя высокоразвитый индустриально-аграрный регион, заинтересована в развитии данного Института. Субъект включает 212 муниципальных образований, из них: 9 городских округов; 13 муниципальных районов; 16 городских поселений; 174 сельских поселения.
Целью работы является изучение организации деятельности сельских старост в Белгородской области, а также исследование возможностей и перспектив развития Института сельских старост. В работе анализируется роль сельских старост в функционировании системы местного самоуправления, характеризуется правовой статус, функции сельских старост, предлагаются рекомендации по совершенствованию Института.

Ключевые слова: староста, сельские муниципальные образования, местное самоуправление, система мотивации, наставничество.
Keywords: headman, rural municipalities, local government, motivation system, mentoring.

Сельские населенные пункты в России являются особой формой территориальной организации местного самоуправления. Специфичность сельских поселений, как вида муниципальных образований, проявляется в относительно низкой территориальной концентрации населения, ограниченном количестве видов трудовой деятельности, профессиональной и социальной однородности граждан. В ряде научных работ условия жизнедеятельности сельского населения характеризуются меньшей степенью социально- экономического развития по сравнению с более крупными территориальными образованиями [5, 118]. Однако перечисленные негативные факторы не исключают необходимость повышения уровня благоустройства муниципального образования, улучшения качества жизни сельского населения, реализацию гражданских инициатив, а также решение гражданами локальных проблем.

Одним из направлений повышения эффективности функционирования муниципальных образований является развитие местного самоуправления. По мнению современных социальных технологов, оно заключается в повышении интереса граждан к самоуправленческой деятельности, через создание солидарного общества [5, 118]. В этой связи актуализируются вопросы поиска, разработки и совершенствования механизмов участия граждан, проживающих в сельских муниципальных образованиях, в местном самоуправлении, поскольку потенциал реализации социально-управленческой активности сельского населения высок.
18 апреля 2018 года были внесены изменения в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта. Таким образом, следующий этап в развитии местного самоуправления сельских муниципальных образований российский законодатель видит в формировании Института сельских старост.
Необходимость разработки новых подходов к организации местного самоуправления, а также наличие сельских населенных пунктов, а именно 79 поселков,
571 села, 532 хуторов, 1 деревни и 1 станции, обусловили необходимость законодательного закрепления статуса сельского старосты. 3 декабря 2018 года был принят Закон Белгородской области «О регулировании на территории Белгородской области отдельных вопросов деятельности старост сельских населенных пунктов» [3].

Научное исследование Института в правовом дискурсе Белгородской области – насущный вопрос изучения данной темы. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития института сельских старост и недостаточной изученностью данной структуры в Белгородской области. В качестве теоретико-методологических основ исследования использовались основные положения содержательного подхода. Российский исследователь Б. А. Ковтун изучил организационно-правовые аспекты развития института сельских старост, определив термин «староста», а также обозначив ключевые цели применения института в муниципальном управлении [6]. Системный и функциональный подходы были выявлены в работе Т. А. Быстровой [4, 75]. Также были применены и описаны методы анализа и теоретического исследования.

Федеральный закон №131, Закон Белгородской области №328, а также Положения о старостах в сельских населенных пунктах Белгородской области не содержат определения «институт сельских старост», «сельский староста», что усложняет понимание данного субъекта местного самоуправления [1,3].

Анализ опыта других регионов, в которых сельские старосты появились естественным путем организации местного самоуправления, позволил предложить следующий вариант дефиниции. Сельский староста, представляя интересы населения соответствующего сельского населенного пункта, взаимодействуя с органами местного самоуправления поселения, выступает связующим звеном между населением сельских населенных пунктов и органами местного самоуправления, способствует развитию инициативы общественности, широкому привлечению граждан к решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, проживающего на сельской территории.
Основной целью деятельности старост является объединение жителей соответствующей территории для самостоятельного решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации [7, 61].

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничивает круг лиц, которые могут быть избраны сельским старостой. Во- первых, по возрастному цензу: кандидат должен быть старше 18 лет; во-вторых, по гражданству: старостой может быть только гражданин РФ; в-третьих, по месту проживания: гражданин, постоянно проживающий в границах населенного пункта, старостой которого он избирается. Кроме недееспособности и непогашенной судимости, в качестве препятствий к избранию служит замещение гражданином муниципальной или государственной должности [1].
Согласно Положению о старостах в сельских населенных пунктах Белгородской области, старосту избирают граждане сельского населенного пункта, которые постоянно проживают в данном муниципальном образовании. Кандидаты в старосты могут выдвигаться в порядке самовыдвижения либо по предложению Главы сельского поселения, земского собрания сельского поселения [9].

Должностной регламент старост включает широкий перечень прав и обязанностей. К основным полномочиям относятся информирование органов местного самоуправления о состоянии сельского населенного пункта, население – о рассмотрении обращений граждан, принятых изменениях законодательства, а также о своей деятельности в качестве старосты; оказание помощи в решении проблем граждан; организация сходов и собраний по вопросам местного значения. Сельский староста играет значительную роль в социально-культурной жизни своего населенного пункта: собирает сведения о нуждающихся в помощи, организует населения на проведение благотворительных акций, субботников и иных мероприятий [3].

В качестве лидера муниципального образования, староста, представляет интересы жителей малых сел и поселков, где другие представители власти отсутствуют. Институт старост должен помочь гражданам, проживающим в малых населённых пунктах Белгородской области, входящих в сельские муниципальные образования, решать свои проблемы, знать, к кому с ними обратиться. Внедряя подобный механизм участия в местном самоуправлении, целесообразно обеспечить качественный выбор лидера, выявить гражданина с активной жизненной позицией наиболее авторитетного и уважаемого жителя, замотивировать его на дальнейшую работу.

Процесс развития Института старост в Белгородской области связан с наличием значительного числа противоречий и проблем. Закрепленный в Законе Белгородской области пункт о безвозмездной основе осуществления старостой полномочий, не предоставляет возможности для стимулирования активных граждан. Качественное выполнение широкого перечня обязанностей требует значительного времени, профессиональной подготовки и соответствующего вознаграждения за труд. Необходимо мотивировать граждан к участию в данной форме самоуправления, преобразовывая формальный орган в эффективно функционирующий. Продуктивная деятельность старосты – залог успеха и работы муниципальной власти. Создание Института должно перейти в развитие и совершенствование. Необходимо оказать комплексную поддержку гражданских инициатив, включающую информационную, методическую, материальную и нематериальную. В первую очередь такая поддержка важна для лидеров Института старост. Изменение данного положения в сторону введения материального или нематериального поощрения приведет к увеличению здоровой конкуренции и повышению мотивации выполнять социально значимую роль.
В качестве направления модернизации Института в Белгородской области предлагается осуществлять меры поддержки сельских старост за счет регионального и районного бюджетов.
За счет бюджета Белгородской области рекомендуется выплачивать денежную премию на регулярной основе в размере стоимости социального проездного билета, которым гражданин может воспользоваться в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Белгородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси). Также может быть рассмотрен вопрос о ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья, а также расходов на отопление и (или) освещение указанных жилых помещений.
За счет средств районного бюджета может быть организовано награждение лучших старост года, с вручением памятных подарков и грамот. Одним из методов нематериального стимулирования может стать размещение фотографий победителей на сайте Совета муниципальных образований.
Точкой роста в развитии Института в Белгородской области является создание статистики и отчетности по внедрению Института в сельские населенные пункты. На данный момент не ведется систематической работы в этом направлении: не известно количество муниципальных образований внедривших Институт старост, количество населенных пунктов, подписавших Положение о старостах в сельских населенных пунктах, отсутствует мониторинг проблем и перспектив развития.

Учитывая временной фактор внедрения реформы, текущее положение может быть исправлено, однако, уже на данном этапе необходимо проводить информационную работу с населением, при этом особое внимание следует уделить молодому поколению. Отмечается проблема недостатка квалифицированных кадров в структурах местного самоуправления [8, 74]. Данная проблема наиболее актуальна для поселений сельского типа, где фиксируются низкие количественные показатели сотрудников местного самоуправления в силу недостаточного финансирования и невозможности рекрутирования на вакантные должности молодых людей, для которых характерны миграционные установки (из села в город).
Таким образом PR-компания должна включать такие элементы, как реклама в социальных сетях, на официальных сайтах. Учитывая специфику сельского населения, целесообразно разместить информацию о нововведении в печатных изданиях.

Информационное обеспечение населения является не затратной статьей расходов, так как не требует создание новой платформы. Всю необходимую информацию можно размещать на страницах сельских населенных пунктов, районов, городских округов, а также на сайте совета муниципальных образований.
Анализ законодательства Белгородской области по вопросу местного самоуправления, в том числе закрепляющее положение об Институте сельских старост, показал отсутствие комплексной Программы поддержки местных инициатив. Создание такой программы является необходимым шагом для качественного роста в сфере развития муниципальных образований Белгородской области. Качественный рост в сфере местного самоуправления предполагает проведение систематической организованной работы. Важным является увидеть тенденции, сформировать Дорожную карту, определить перспективы развития, как Института старост, так и местного самоуправления в целом. Программа позволит выявить реальные приоритеты населения и оперативно решить наиболее острые социальные проблемы.

Точками роста Института может стать система наставничества, когда молодой лидер прикрепляется к более опытному старосте. Наличие общих проблем, разного опыта решения затруднительных ситуаций, одних вызовов и целей в результате комплексной и совместной работы создадут сообщество старост Белгородчины, инициативных лидеров края. Оказывая методическую помощь, предоставляя возможность обучения с помощью курсов (оффлайн и онлайн), молодые управленцы смогут эффективно организовать деятельность местного самоуправления в родном населенном пункте, самореализоваться, повысить свой уровень доверия к власти.

Необходимо создать Банк лучших проектов грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Лидеры должны иметь возможность реализовать свои инициативы. Работа над совместным проектом не только поможет решить локальные проблемы, связанные с благоустройством территорий, мусорной реформой, но и создаст команду проактивных лидеров, привлечет внимание молодых специалистов к проблемам сельского населения. Целью создания Банка лучших проектов является вовлечение местных жителей и увеличение степени участия гражданского общества в принятии решений, контроле и мониторинге предоставления социальных и коммунальных услуг на местном уровне, а также повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере развития объектов социальной инфраструктуры.

Вкладывая ресурсы в формирование Института старост, органы местного самоуправления создают надежную основу для дальнейшей работы. С помощью неравнодушных граждан муниципальные служащие могут организовать уличное освещение, благоустроить территорию, отремонтировать дороги, оказать необходимую социальную поддержку. Старосты, непосредственно общаясь с гражданами, смогут информировать о нарушениях, неполадках, о предложениях и инициативах.

Таким образом, основная цель вовлечения граждан в процесс осуществления местного самоуправления – это самостоятельное или совместное с местными органами власти решение вопросов местного значения для реализации потребностей населения. Способы и формы этого вовлечения могут быть самыми разнообразными. Наибольший же эффект достигают муниципальные практики, основанные на принципах партнерства государственных органов власти, органов местного самоуправления и различных объединений граждан.

Литература:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. – 2003. —№ 202.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления [Текст] : Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 83-ФЗ // Российская газета. – 2018. – № 85.
  3. О регулировании на территории Белгородской области отдельных вопросов деятельности старост сельских населенных пунктов [Текст] : Закон Белгородской области от 3 декабря 2018 года № 328 // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. 2018. – 3 декабря.
  4. Быстрова, Т. А. К вопросу о роли института сельских старост в функционировании системы местного самоуправления в современной России [Текст] / Т. А. Быстрова, Е. В. Симонова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия : Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2017. – № 2. – С. 75-80.
  5. Карцев, Б. В. Институт сельских старост как инструмент повышения инициативы и участия граждан в местном самоуправлении [Текст] / Б.В. Карцев, Н.Н. Мусинова // Муниципальная академия. – 2018. – № 3. – С. 118-121.
  6. Ковтун, Б А. Организационно-правовые аспекты развития института сельских старост [Текст] / Б. А. Ковтун, В. Н. Папело // Вестник ОмГАУ. – 2017. – №3 (27).
  7. Хабибрахманова, Э. Х. Региональные практики вовлечения граждан в местное самоуправление [Текст] / Э. Х. Хабибрахманова // Экономика и управление: научно- практический журнал. – 2016. – № 5 (133). – С. 61-68.
  8. Чунихина, Т. Н. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации: историко-правовой анализ (1993 – 2018 гг.) [Текст] / Т. Н. Чунихина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – № 4 (229). – С. 74-83.
  9. Губернатор и Правительство Белгородской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://belregion.ru/press/news/index.php?ID=24682.