Иванова Г.Н.
Старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА
Ivanova G.
Senior Lecturer of the English Language and Intercultural Communication Department
Perm State National Research University
THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT NON-LINGUISTIC FACULTIES OF THE UNIVERSITY
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных компетенций выпускников университета в процессе коммуникативно-ориентированного обучения английскому языку посредством коммуникативных заданий, ролевых игр, метода кейсов и проектной технологии. Освещены принципы коммуникативного обучения, а также условия формирования коммуникативной компетенции студентов. Приводятся примеры коммуникативных заданий для студентов юридических специальностей Пермского государственного национального исследовательского университета. Показаны способы формирования других универсальных компетенций, таких как критическое мышление, командная работа, самоорганизация и саморазвитие. Уровень развития данных компетенций является одним из главных критериев качества высшего образования.
Summary
The article deals with the development of university graduates’ universal competences in the process of communicative-oriented English language learning through the use of communicative tasks, role plays, case study and project method. The principles of communicative learning as well as the conditions for the communicative competence development are considered. The examples of communicative tasks for law students of Perm State National Research University are provided. The paper also shows the ways of developing such universal competences as critical thinking, team work, self-organization and self-development. The extent of development of the named competences serves as one of the main criteria of the quality of higher education.
Ключевые слова: универсальные компетенции, коммуникативная компетенция, метод кейсов, проект, критическое мышление
Keywords: universal competences, communicative competence, case study, project, critical thinking
В системе высшего профессионального образования на современном этапе происходят изменения, требующие обновления содержания учебного процесса, в котором большое значение приобретает формирование у студентов универсальных компетенций. Одним из главных критериев качества полученного высшего образования и иноязычной подготовки как неотъемлемой его части является уровень развития основных универсальных компетенций выпускника. Данные компетенции направлены на формирование успешности студента в выбранной профессии и позволяют овладеть общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
В современной методике обучения иностранному языку студентов гуманитарных специальностей наряду с формированием языковой и речевой компетенции большое внимание уделяется коммуникативной компетенции, которая предполагает развитие культуры речевого общения, речевого этикета и этических норм общения.
Эффективность коммуникативной методики обучения доказана длительным практическим применением как в России, так и за рубежом. Такие учёные, как Е.И. Пассов, В.И. Кунин, В.А. Китайгородская, С. Брумфит и другие, активно изучали теоретические и практические аспекты коммуникативного обучения. Его дальнейшее совершенствование осуществляется с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Средствами достижения таких результатов являются образовательные технологии, а именно: технология коммуникативного обучения, игровые и проектные технологии, метод кейсов, технологии обучения в сотрудничестве, развитие критического мышления через чтение и письмо и др.
Предметом данного исследования являются вопросы формирования универсальных компетенций выпускника вуза в процессе коммуникативно-ориентированного обучения английскому языку на материале коммуникативных заданий, ролевых игр, методе кейсов, проектной технологии. Задания могут применяться в процессе освоения как общего курса английского языка, так и специализированного курса ESP «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для студентов юридического факультета.
Нами рассматриваются такие вопросы, как основные принципы коммуникативного обучения, условия формирования коммуникативной компетенции, требования к упражнениям и заданиям; приводятся примеры подобных заданий. Показаны способы формирования таких универсальных компетенций, установленных программой бакалавриата, как системное и критическое мышление (УК-1), командная работа (УК-3), самоорганизация и саморазвитие (УК-6) [6].
Коммуникативная методика обучения иностранным языкам была разработана как способ реализации программы Совета Европы «Language Learning for European Citizenship» («Изучение иностранных языков – гражданам Европы»), направленной на снятие языковых барьеров с целью свободного общения граждан Европы, достижения взаимного понимания и уважения. Среди основных принципов коммуникативного обучения выделяются следующие: обучающийся изучает язык и овладевает им, общаясь на нём; язык является функциональным средством реализации речевых намерений говорящего/пишущего; в центре внимания – личность обучающегося; курс обучения языку ориентирован на удовлетворение речевых потребностей определённой категории обучающихся; овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность обучающегося путём решения развивающих задач.
Рассмотрим условия формирования коммуникативной компетенции.
В качестве основы обучения должны использоваться ситуации общения и обеспечиваться индивидуализация обучения. «Коммуникативное обучение предполагает построение процесса обучения как модели процесса общения: весь процесс общения – это фактически непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций» [4, 45]. Следовательно, задача преподавателя – смоделировать ситуации для обучения, при этом необходимо отобрать и организовать материал так, чтобы он был адекватен ситуации и по структуре (как система взаимоотношений), и по содержанию, которое выступает в виде проблемности и предметности общения [4, 65].
При усвоении форм иноязычной речи большое значение имеет непроизвольное запоминание. Опыт показывает, что процесс формирования коммуникативных навыков можно организовать так, чтобы произвольное внимание было направлено на цель действия, содержание, а языковая форма запоминалась непроизвольно, подсознательно.
Приведём пример коммуникативного задания, основанного на приёме ранжирования. Данный приём предполагает распределение определённых предметов или явлений в порядке их значимости или важности. В процессе выполнения задания обычно возникает дискуссия, так как существуют разные точки зрения по поводу ранжирования информации, и участники общения объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.
Существует несколько вариантов выполнения задания:
- Студент работает самостоятельно, записывая своё решение проблемы. Затем эти решения обсуждаются в парах, небольших группах или целой группой.
- Студенты в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей дискуссии.
- Все студенты, варианты ответов которых совпали, собираются в группы, чтобы представить как можно больше аргументов в защиту своего варианта ранжирования.
Для студентов, обучающихся по юридическим специальностям, актуально задание по теме «Преступление и наказание». Им предлагается список из десяти-пятнадцати правонарушений (хулиганство, кража из магазина, торговля наркотиками, убийство и т.д.), которые нужно расположить по степени тяжести, причём самое незначительное правонарушение пишется в начале списка, а самое тяжкое, по мнению студента, в конце. Для каждого правонарушения определяется соответствующее наказание.
Не менее интересным представляется коммуникативное задание «Алиби», направленное на решение проблемы по делу об убийстве английского лорда. Изучив список из шести подозреваемых, их алиби и возможные мотивы убийства, студенты должны прийти к выводу, кто является убийцей лорда, определив, чьё алиби фальшивое.
При обсуждении выбора участники в парах или группах обосновывают своё решение, приводят аргументы.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она связана с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участникам ролевой игры необходимо выяснить социальные и эмоциональные стороны межличностных отношений.
Основные правила проведения ролевых игр сводятся к следующим: участникам предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни (встреча знакомого на улице, переговоры и т.д.); участникам необходимо сыграть определённую роль в подобной ситуации; поведение участников должно соответствовать исполняемой ими роли.
Преподаватель во время игры исполняет роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы руководить ходом игры, стимулировать «пассивных» участников к беседе.
Игры, основанные на ситуациях из сфер гражданского и уголовного права («Слушание дела в гражданском суде», «Неприятности на таможне», «Алиби»), вызывают повышенный интерес у студентов юридических специальностей. В процессе игры развивается очень важное коммуникативное качество – умение доказать, выразить свою позицию (Я думаю…; Я уверен…), обосновать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением собеседника.
Таким образом, коммуникативные задания и ролевые игры на английском языке способствуют развитию у учащихся коммуникативной компетенции, так как участники поставлены в такие условия, когда им необходимо решать коммуникативно-познавательные задачи средствами английского языка.
Письменная коммуникация на иностранном языке как составная часть универсальной компетенции «Коммуникация» (УК-4) является важной частью учебного процесса. Значительные усилия направлены на формирование культуры и умений письма. Человек, принадлежащий к университетской среде, должен уметь создавать письменный документ, отражающий результаты своей учебной или исследовательской деятельности [2, 55].
Государственные стандарты преподавания иностранного языка в сфере профессиональной деятельности предписывают обучение студентов написанию аннотаций, деловых писем, реферированию текста (составлению резюме). Формирование умений письменной коммуникации происходит на профильном учебном материале, с учётом междисциплинарных связей. Особое значение придаётся взаимосвязанному обучению чтению и письму при подготовке и написании эссе, докладов, презентаций [2, 57].
Рассмотрим способы формирования таких универсальных компетенций, как критическое мышление, работа в команде, самоорганизация и саморазвитие.
В практике преподавания английского языка для решения данных задач активно используется кейс-метод и проектная технология. Применение кейс-метода – техники обучения, использующей анализ конкретной ситуации, способствует формированию профессионально подготовленных специалистов, способных находить решение в проблемной практической ситуации в условиях ограниченного времени. Студентам предлагается изучить ситуацию, проанализировать проблему, лежащую в её основе, и предложить варианты её разрешения. Знания приобретаются обучающимися в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, её анализа, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [5, 13].
Студентам юридических специальностей университета предлагается изучить обстоятельства конкретного дела уголовного или гражданско-правового характера. Материалом служат сайты ведущих британских газет, учебные пособия издательств «Longman», «Oxford University Press» и других. Студенты также изучают необходимые нормативные правовые акты, содержащие юридическое основание разрешения спора. На основании фактических обстоятельств дела, законодательства и судебной практики студенты составляют письменное заключение, в котором излагается правовая позиция по защите интересов сторон.
Анализ отзывов студентов-юристов показал их заинтересованное отношение к решению кейсов, поскольку работа с ними позволяет обучающимся применить на практике теоретический материал, учиться работать в команде, решать проблемы.
Данный метод способствует развитию у студентов критического мышления, так как существует необходимость работы с большими объёмами информации, её осмысления, отбора нужного, анализа, ведения записей, поиска совместных решений; наличие противоречий способствует развитию навыков работы в команде. Заданные параметры, лимиты времени, потребность в управлении своим временем, выстраивании траектории своей учебной деятельности формируют навыки самоорганизации и саморазвития.
Метод проектов сегодня является хорошо зарекомендовавшим себя способом формирования компетенций взрослого обучающегося, поскольку позволяет использовать имеющийся у него потенциал, развивать его в определенном направлении с учетом интересов и потребностей личности. В ходе решения проблемы студенты должны проявить умения анализировать, четко формулировать цели и задачи, воспринимать и оценивать информацию, представлять результаты своего труда.
На практических занятиях реализуются общие принципы проектной технологии: «принцип интереса к выполнению проекта со стороны его участников, принцип консультативно-координирующей функции преподавателя, принцип связи идеи проекта с реальной жизнью, принципы коллективно-групповой деятельности, самостоятельности, сотрудничества, принцип аутентичности учебных материалов» [3, 35].
Заключительный этап работы над проектом – его презентация в аудитории. Развитие навыков презентации является важным элементом в подготовке будущих юристов, так как в своей профессиональной деятельности им предстоит выступать публично, уметь логично мыслить, убеждать в своей правоте, вести дискуссию [1, 128].
Студенты отмечали, что знание правил подготовки презентаций на английском языке является универсальным умением, применимым к другим, в том числе профильным дисциплинам, изучаемым на юридическом факультете, что позволит им успешно выступать с докладами и презентациями по другим предметам, а после окончания университета – в рамках профессиональной деятельности.
Таким образом, применение метода кейсов, проектной технологии в процессе обучения иностранному языку способствует активизации учебного процесса, формированию таких универсальных компетенций студентов, как критическое мышление, умения говорения и письма, навыки командной работы и самоорганизации, а также реализации межпредметных связей. Данные методы и технологии позволяют развивать коммуникативные навыки студентов, такие как умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, объединяться в группы, составлять заключения и др.
Подводя итог, отметим, что формирование универсальных компетенций у будущих выпускников вуза осуществляется посредством применения специально разработанных коммуникативных заданий и ролевых игр, метода кейсов и проектной технологии.
В результате такой работы достигается повышение качества высшего образования, закладывается успешность выпускника в выбранной профессии, его конкурентоспособности на рынке труда.
Литература
- Иванова Г. Н. Формирование академических и профессиональных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка в университете // «Евразийский гуманитарный журнал». – 2018. – № 3. – C. 125–131.
- Иванова Г. Н. Формирование культуры письма у студентов в процессе обучения английскому языку в университете // Образование. Язык. Межкультурная коммуникация: сб. ст. по материалам Всеросс. науч.-прак. конф. с междунар. участием. Пермь, 2018. C. 51–58.
- Назмиева Э. И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 33–38.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. 276 с.
- Тащиян И. Н. Использование кейс-метода в практике профессионального обучения // «Образование, карьера, общество». – 2014. – № 2 (41). – С. 13–16.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 124 [электронный ресурс]. – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797862/