Моторин Л.В.
Старший преподаватель кафедры специальной подготовки
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск
ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Аннотация
На данном этапе развития нашего общества, система физического воспитания в общеобразовательных организациях не отвечает современным требованиям. Увеличение в 2008 году количества учебных занятий по физической подготовке к желаемому результату не привело. Отсутствие или же полное физическое и моральное устаревание учебно-материальной базы, не позволило реализовать программу по физическому воспитанию школьников.
Ключевые слова: курсант, физическое воспитание, физическая подготовленность
Keywords: cadet, physical education, physical fitness
Олимпиада в Бразилии очередной раз, показала, несостоятельность отечественной системы физического воспитания, на данном этапе развития Российского общества. К сожалению, за допинговым скандалом Российских спортсменов, мы не услышали внятного ответа спортивных чиновников на вопрос, что делать дальше. В быстро развивающемся спортивном мире нам может не достаться места, и мы отстанем на века. Мировое спортивное сообщество делает нам вызов, и мы, к сожалению, должны его принять. Новый руководитель министерства образования России по-новому формирует задачу учебно-воспитательного процесса: воспитание специалиста – личности, обладающей совокупностью профессиональных качеств и физических возможностей, для их реализации в своей профессиональной деятельности. При этом, время обучения в ВУЗе — важнейший этап формирования молодого человека, как личности, государственного служащего, сотрудника полиции. В данной профессии одним из основных факторов является физическое воспитание.
На данном этапе развития нашего общества, система физического воспитания в общеобразовательных организациях не отвечает современным требованиям. Увеличение в 2008 году количества учебных занятий по физической подготовке к желаемому результату не привело. Отсутствие или же полное физическое и моральное устаревание учебно-материальной базы, не позволило реализовать программу по физическому воспитанию школьников. Поэтому выпускники школ, поступая в организации, осуществляющие образовательную деятельность, сдавая экзамены по физической подготовке, показывают низкие результаты, тех или иных физических качеств. У части будущих курсантов (слушателей) отмечается низкая мотивация, к занятиям по общей и специальной физической подготовке. Перед нами специалистами, стоит задача, в короткий период первого учебного полугодия сформировать мировоззрение о физической культуре в системе МВД и необходимой потребности сотрудников полиции в систематических занятиях физическими упражнениями, по развитию специальных качеств, необходимых будущему сотруднику, при решении оперативно служебных задач. Необходимо формировать у курсантов здоровую потребность в дополнительных самостоятельных или под руководством тренера (инструктора), занятиях служебно-прикладными видами спорта. И только через систематичные занятия физической культурой можно добиться желаемых результатов.
Проблема физического воспитания и развития школьников приводит к общегосударственной проблеме — неподготовленности молодежи к военной службе, связанной со значительными физическими, моральными и психологическими нагрузками. Основными причинами, вызывающими недостаточную физическую подготовленность будущих защитников родины (курсантов), являются:
- старая и несоответствующая современным запросам учебно-тренировочная спортивная база;
- низкая оснащенность школ спортивным инвентарем и оборудованием;
- заниженность требований типовой программы физического воспитания;
- упрощенность и сокращение количества контрольных нормативов;
- сокращение количества внеклассных занятий в спортивных секциях и кружках.
С первого занятия преподаватели формируют у курсантов потребность в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом. Воспитывают необходимость в соблюдении основ здорового образа жизни:
- формируют убежденность в необходимости ежедневных физических нагрузок;
- воспитывают потребность в выполнении контрольных нормативов, профессионально-прикладной психофизической подготовленности курсантов.
Основная цель физического образования является удовлетворение объективной потребности курсантов в освоении системы специальных знаний, приобретение профессионально значимых умений и навыков.
На начальном этапе реализации данной цели преподаватели формируют у курсанта острую потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Проблема заключается в том, что большинство вновь поступивших курсантов недостаточно проявляют свое желание регулярно заниматься физической культурой, не понимают ее роли в системе общей подготовки специалиста сотрудника полиции.
Можно сказать, большее: в ситуациях, когда некоторые курсанты систематически не справляясь с контрольными нормативами, предпочитают направлять свои физические умения не на преодоление трудностей, а на поиск путей позволяющих их избегать. Возникающую проблему решают путем временной нетрудоспособности (болезни), внеочередными нарядами по службе в период занятий физической подготовкой и т.п.
В этой связи привитие мотивации на регулярные занятия по физической культуре является важнейшей задачей кафедры физической подготовки.
Решение данной проблемы осуществляется в комплексе мероприятий теоретической и практической деятельности. Непрерывность воспитательного процесса, при соблюдении принципов, его систематичности, дает гораздо лучший эффект физического воспитания курсантов и слушателей. Пренебрежение данными фактами, к сожалению, встречаются не так редко в системе физического воспитания.
Существует множество способов преодоления упущенного, одним из них является внеурочная форма занятий. Виды упражнений для внеурочных форм занятий подбираются с учетом массового охвата курсантов, использование поточного кругового метода тренировки. Также рекомендуется использовать соревновательный метод во внеурочных формах занятий.
Соперничество между учебными взводами, ротами, батальонами, значительно повышает эмоциональную составляющую спортивного состязания. Положительный результат в итоге соревнований служит релаксацией для большинства курсантов и слушателей. Выходные и праздничные дни желательно широко использовать туризм, походы выходного дня. Богатейшая природа, окружающая город Иркутск (о. Байкал, горные хребты Хамар-Дабана, вершины восточных Саян, историческая Кругобайкальская железная дорога) формирует у курсантов не только физические навыки, но и воспитывает эстетическое мировоззрение, культуру и любовь к малой родине, так необходимы сотрудникам полиции. Очевидно одно — только комплекс теоретических и практических урочных и внеурочных мероприятий физкультурно-спортивной направленности способен привить любовь курсантов и слушателей к физической культуре и спорту, твердое осознание необходимости занятием спортом и физическими упражнениями, желание делится своими умениями, навыками и знаниями с сослуживцами. Министерству внутренних дел России нужен здоровый, физически и психологически подготовленный сотрудник полиции, способный решать поставленные перед ним служебно-оперативные задачи, самостоятельно преодолевать возникающие в процессе служебной деятельности трудности. В конечном результате каждый курсант (слушатель) в полной мере отдает себе отчет значимости физической культуры и спорта в системе подготовки сотрудника полиции, будущего профессионала.
Литература
- Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов Теория и Методика Физической Культуры и Спорта:11-е издание. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучавшихся по направлению подготовки «Педагогического образования»,- М,: Издательский центр «Академия» 2013
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник/ Л.П.Матвеев.- 4-е изд. – СПБ.-М.- Краснодар, 2004.-С.103-106.
- Троян Е.И. Личностно-ориентационный подход в проектировании образовательных программ обучения сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 4. С. 77-79.
- Ворожцов А.М., Ошурков Д.В., Кельдасов Т.Д. Развитие силовых способностей сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие/ ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России». – Иркутск, 2016. – 64 с.