Нурыева Н.А.
Старший преподаватель кафедры иностранных языков,
Новосибирский государственный университет экономики и управления
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКЕ
Аннотация
При изучении процесса феминизации общества зачастую речь заходит о гендерных стереотипах. Они отражают сложившиеся устойчивые представления о феминности и маскулинности в данном обществе. Как известно, самой феминизированной страной являются США. В данной статье мы рассматриваем влияние идей феминизма на соседнюю с США страну – Мексику, славящуюся своей традиционностью и патриархальностью. Феминизм в этой стране начал свое развитие намного позже, чем в США. Право голоса женщины получили лишь в 1953 году. Что касается современной ситуации в Мексике, процессы феминизации идут, но очень медленно. Гендерные стереотипы, существовавшие на протяжении веков, очень трудно подвергаются корректировке и изменениям. Понятие мачизма также широко распространено до сих пор.
Ключевые слова: Мексика, феминизм, гендерные стереотипы, мачизм.
Keywords: Mexico, feminism, gender stereotypes, machismo.
В современном обществе в последние десятилетия широкое распространение получило такое понятие как гендерный стереотип. Употребление данного сочетания слов применительно почти ко всем сферам жизни обусловлено в первую очередь развитием феминистского движения и распространением феминистских идей во всем мире.
Идеи феминизма уже давно не являются чем-то новым и неизвестным. Но актуальности своей они не теряют до сих пор. Существуют страны, в которых феминизм проник уже во все сферы общества и взаимоотношений между людьми. Наглядным примером являются США, где в начале 90х годов 20в начался подъем третьей волны феминизма, в центре внимания которой оказывается отказ от понимания женской гетеросексуальности как стандарта и нормы, а сексуальность понимается как инструмент раскрепощения женщин.
Феминизм в США в настоящий момент приобрел уже глобальные масштабы. «Женщины массами вливаются в ряды студенчества, заполняют рабочие места, берут на себя функции главы семьи, а численность мужчин во всех этих категориях неуклонно убывает» [4]. Желание мужчин вступать в брак также идет на убыль, тк это сопряжено для них со многими рисками. В случае развода суд почти всегда встает на сторону женщины и обязывает мужчину выплачивать алименты бывшей жене, даже если она сама в состоянии себя обеспечить. Еще хуже, если в браке присутствуют дети: тогда мужчина должен оставить ребенка жене, но оплачивать все расходы на него. Поэтому современные американские мужчины очень осторожно относятся к штампу в паспорте.
Следствием этого положения дел является снижение стимулов понравиться женщине в целом. Все меньше мужчин стремятся получить высшее образование. В то время как доля женщин в университетских корпусах растет, подстегиваемая законами на федеральном уровне.
Проблемами пагубного воздействия феминизма занималась американский психолог Хелен Смит. В своей книге «Men on Strike» она выдвигает теорию о том, что мужчины покидают социальные институты, которые перестали служить их интересам. «То есть, мужчины бойкотируют общество, которое не только не желает их вознаграждать, но даже наказывает их просто за «не тот» хромосомный набор» [9].
Таким образом феминистские идеи несут вместе с собой не только равные права для женщин и мужчин в правах собственности, браке, в выборе профессии и получении образования, за что боролись феминистки первой волны во главе с Элизабет Кэди Стэнтон и Лукрецией Мотт, но и постепенное ненавязчивое, но прогрессирующее ущемление мужчин.
Такова сегодняшняя ситуация в США.
В центре внимания нашего исследования — Мексика, являющаяся соседствующим государством с США. Мексика – страна консервативная, патриархальная, со своими богатыми традициями и устоями. Вопрос заключается в том, насколько близость к США оказала влияние на эту страну, на ее традиционность и патриархальность, наблюдаются ли процессы феминизации общества, подобные американским.
Начнем с того, что феминизм начал свое распространение в Мексике намного позже, чем в США. В 1914 году вступил в силу Закон о Разводе, в 1915, благодаря особому интересу губернатора-социалиста, генерала Сальвадора Альварадо (Юкатан), мексиканский феминизм стал частью национальной действительности. Генерал Альварадо созвал Первый Феминистский Конгресс в Мериде (1916) [5].
В 1923 году состоялся Первый Национальный Феминистский Конгресс в г. Мехико, в составе ста делегаток, которые выдвигали такие феминистские требования, как право голоса, необходимость одинарной (а не двойной) сексуальной морали, детских садов, общественных столовых, совместного обучения молодежи обоих полов, защиты для домработниц.
Но только в 1953 году президентом Адольфо Руисом Кортинесом была изменена 34 статья Конституции, согласно которой могли голосовать и избираться мужчины и женщины.
Поскольку течение феминизма тесно связано с понятием пола и гендера, то подробнее рассмотрим такие понятия, как гендер и гендерный стереотип. Под гендером (англ. gender, от лат. genus «род») понимают «спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как противопоставленный ему» [7].
Что касается гендерных стереотипов, то существует несколько их определений. Т.В. Бендас определяет гендерные стереотипы как устойчивые житейские представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, сформированные в определенной культуре и проявляющиеся в виде предписаний о предпочитаемых и нежелательных характеристиках личности и поведения представителей определенного пола.
По определению Н.Ю. Ерофеевой, гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной.
Еще одно определение гендерным стереотипам дает И. Клецина: «под гендерными стереотипами понимают стандартизированные представления о моделях поведения и особенностях характера, которые отвечают понятиям «мужское» и «женское» [1,189].
«Гендерная идентичность находится под влиянием гендерной идеологии традиционного общества. К ней относится система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин» [2,257].
Гендерные представления каждого человека формируются в детстве и закрепляются в процессе его социализации. Подчинение гендерным стереотипам может осуществляться по трем вариантам: уступчивость, интернализация, идентификация [6].
Уступчивость — вариант, при котором человек не приемлет нормы, но во избежание наказания приводит свои гендерные репрезентации в соответствие с ними.
Интернализация — процесс, при котором человек полностью соглашается с нормами.
Идентификация — простое повторение нормативных образцов из желания быть похожим на члена референтной группы.
Какова ситуация с гендерными стереотипами в современной Мексике?
С самого детства мальчики, рожденные в Мексике, видят так называемую «гегемонную маскулинность», то есть образ мачо [8]. Мачизм (от испанского macho — букв. «самец») характеризует собой особую мужскую позицию, обусловленную гордостью, тщеславием, чувством превосходства самца над самкой, уверенностью того, что женщина обязана зависеть от мужчины и не может иметь с ним одинаковых прав.
Эта позиция сохраняется до сих пор. В Мексике на сегодняшний день в подавляющем числе семей царит домострой. Но семья не состоит только из папы, мамы и их детей. В Мексике понятие семьи гораздо шире. Семьей считаются и двоюродные братья, сестры, тети, дяди, дедушки и бабушки, а иногда даже и близкие друзья. Члену такой семьи всегда помогут, не оставят в трудную минуту, предложат кров и еду. Такая поддержка друг другу среди населения обусловлена во многом непростой экономической ситуацией в стране. Поэтому люди сплачиваются, чтобы вместе преодолевать трудности. Также это обусловлено и исторически сложившимися традициями.
Этим объясняется и позиция главенства мужчины в семье. Женщина в семье должна в первую очередь заботиться о доме и детях. Если у нее хватает на это времени, может где-то подрабатывать. Профессиональная карьера жены обычно не приветствуется мужем.
Следствием такого главенствующего положения мужчины в семье и в обществе в целом является чрезмерная вседозволенность и насилие так называемых «мачо», которое может быть обращено как на собственную жену, так и на любую женщину на улице или на другого мужчину. Мужчины – мексиканцы очень темпераментные и эмоциональные. Впрочем, как и женщины.
Противоположное поведение наблюдается в отношении к матери. Мнение матери очень ценится молодыми людьми, поэтому будущей невестке в первую очередь необходимо наладить отношения с будущей свекровью.
Мачизм характеризуется с одной стороны очень романтичными ухаживаниями на стадии ухаживаний, комплиментами и серенадами. Но как только невеста становится женой, на нее налагаются соответствующие обязанности, ей сообщают о семейных устоях, нарушать которые нельзя.
Отношение мексиканцев к детям очень трепетное. Детей в семьях обычно много, их любят и балуют. Как мамы, так и папы.
Но большие семьи объясняются не только любовью к детям, но и запретом на аборты. В Мексике только в столице Мехико разрешены аборты. На остальной территории аборты строго запрещены законом, уголовное наказание может доходить до 10 лет тюрьмы. И судья не будет принимать в расчет, что у этой женщины уже есть дети и они могут остаться без матери на много лет.
Характерной чертой мексиканского современного общества является и чрезвычайная религиозность населения. Это обуславливается как историческими традициями, так и необразованностью населения, проблематичностью получения хорошего образования. Слову падре (священника) доверяют, его уважают и ценят. Особенно в деревнях.
Получение хорошего образования в целом является обязательной предпосылкой хорошей должности. Наличие знаний иностранного языка обязательно. А некоторые «сферы деятельности требуют использования второго или даже третьего языка» [3,88].
Относительно браков с иностранцами и иностранками, которые могли бы повлиять на становление в Мексике более демократичного и менее консервативного общества, то их не так много. Американки с их идеями радикального феминизма здесь не приживаются. Если и выходят замуж за мексиканца, то в большинстве случаев это заканчивается разводом.
Что касается разводов, то это большая проблема в Мексике. Большая часть населения не поддерживает разводы. Особенно если это не брак с иностранцами. С одной стороны это происходит в силу сложившихся веками стереотипов, устойчивости понятия семьи и преемственности поколений. С другой стороны сам процесс развода в современной Мексике очень трудоемкий, финансово затратный и может длиться несколько лет.
Возникает вопрос: неужели Мексика, находясь в непосредственной близости от самой продвинутой в плане феминизма страны, никак не ощущает его воздействие?
Однозначно ощущает. Примерами этого можно считать хоть и небольшие, но все же ощутимые подвижки в законодательстве в отношении не только прав и свобод женщин, но и их безопасности в целом. Женщины организуются в группы и выходят на улицы со своими требованиями. Но происходит это в основном в столице Мехико и некоторых крупных городах. В деревнях такое поведение порицается.
Влияние феминизма отображается даже в знаменитых мексиканских сериалах. Если раньше это были классические розовые новеллы с протагонистами и антагонистами, то сейчас границы плохого и хорошего стираются, главные герои становятся более реальными, имеющими свои как достоинства, так и недостатки. Гендерные стереотипы размываются. А последним хитом этого года стал сериал, где главная пара – это два молодых человека. Сериал получил очень широкий резонанс. Молодежь поддержала идею продвижения таких тем на экраны национального телевидения. В то же время основная часть населения бойкотирует сериал и выступает категорично против каких-либо новшеств в этом плане.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать несколько выводов. Мексика не смотря на свою близость и соседство с самой продвинутой в плане феминизма страной, остается все-таки очень традиционной и патриархальной. Движение феминизма хоть и отмечается в стране, но процесс реформ идет очень медленно. В сфере искусства, особенно в фильмах и спектаклях, отмечаются большие подвижки в плане размывания традиционных гендерных стереотипов. Но в остальных сферах жизни современных мексиканцев до сих пор царит мачизм и уничижительное отношение к роли женщины в обществе и взаимоотношениях.
Литература:
- Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.
- Новикова О.С. Особенности гендерных отношений в Японии// Вестник НГУЭУ. – 2014 — № 4. С. 257-263.
- Островая Ю.С. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на занятии французского языка посредством рекламных буклетов// Инновационное развитие. – 2018 — № 7 (24). С. 88-90.
- Официальный портал журнал-газеты Мастерская [Электронный ресурс].
- Официальный портал LIVEJOURNAL [Электронный ресурс].
- Официальный портал STUDWOOD [Электронный ресурс].
- Сводная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гендер
- Connell Raewyn. Masculinities, 2005
- Smith Helen. Men on Strike, 2013