ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Строева О.А., Бондаренко М.В.
ˡ Преподаватель кафедры специальной подготовки, кандидат юридических наук, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
² доцент кафедры, кандидат юридических наук, доцент Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В настоящей статье раскрываются отдельные аспекты государственной политики в сфере противодействия коррупции в современном российском обществе. Авторами обосновывается необходимость реализации мер по противодействию коррупции за счет превентивных профилактических мер над мерами, реализуемыми при привлечении лица к юридической ответственности, направленных на минимизацию последствий коррупционных проявлений.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная политика, антикоррупционная политика.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption, government policy, anti-corruption policy.

Коррупция – это не внешняя болезнь нашего общества, это – стержень системы «живого» функционирования нашего государства. Наращивание усилий в борьбе с коррупцией – одно из своевременных и важнейших направлений в сфере противодействия этого сложного, негативного явления современного российского общества.
Сегодня все чаще возникает вопрос «Можно ли победить коррупцию?» Ответ на него – сложен и неоднозначен. Но с уверенностью можно сказать лишь одно, что с ней необходимо бороться и борьба эта должна быть постепенной и планомерной. Важно не столько ежегодно пересматривать санкции, повышая ответственность государственных органов и должностных лиц, сколько регулярно минимизировать последствия этой прямой угрозы обществу. Несомненным в данном аспекте представляется приоритет превентивных мер по отношению к мерам юридической ответственности, направленных на ликвидацию, нейтрализацию или уменьшение негативных последствий коррупции. В этой связи актуальным представляется утверждение Ли Куан Ю, который неоднократно подчеркивал: «начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и лучших намерений искоренить коррупцию – легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями – трудно» [1].

Разумность установления определенных методов противодействия коррупции определяется необходимостью четкого очертания рамок его правовых действий и рассмотрения основных принципов противодействия коррупции, которые будут способствовать целесообразности и повышению качества реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, правовой нестабильности, беззаконию и произволу.
Анализируя политику противодействия коррупции, которой сегодня уделяется значительное внимание со стороны государства, следует отметить, что важнейшую нормативную основу указанной сферы составляют Национальная стратегия противодействия коррупции [2], во многом учитывающая опыт реализации ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции 2008 года [3], а также Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], декларирующие в качестве приоритетных направлений борьбы с коррупцией – минимизацию коррупционных проявлений посредством последовательных действий власти, постепенного «созревания» общества, которое в конечном итоге будет осознавать неотвратимость наказания [5]. Одним из ключевых международных правовых актов в сфере противодействия коррупции является Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 года резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи, которая содержит положение, согласно которому коррупция не только порождает проблемы и угрозы стабильности и безопасности общества и государства, но и подрывает основополагающие демократические институты и ценности, нанося существенный ущерб устойчивому развитию и правопорядку в государстве.

Указанные нормативные правовые акты, представляющие собой комплекс антикоррупционных мер, направленных на устранение причин и условий коррупционных правонарушений, дают определенный положительный результат в деле противодействия коррупции, но вместе с тем, коррупционная практика остается широко распространенной, в связи с чем необходимо продолжать работу по минимизации наступивших социальных последствий коррупционных правонарушений.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является обеспечение коренного перелома сознания, формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Целью антикоррупционной политики при этом является искоренение детерминант, порождающих коррупцию в российском обществе.
В целях совершенствования политики противодействия коррупции необходимо, прежде всего:
1. воспитывать уважение граждан к закону, формировать привычку жить в рамках правового поля, ведь для того, чтобы изобличать неуважение к закону – его нужно знать. Коррупция – первопричина искажения политико-правовой и социально-экономической систем общества, а также основа злоупотребления властью и питательная среда для беззакония. В российском обществе сложился стереотип, согласно которого многие граждане не считают, что коррупция является отклоняющимся явлением, отсутствует нетерпимость к коррупции, что препятствует противодействию коррупцию;
2. обеспечивать своевременное реагирование и выявление условий, которые неизбежно провоцируют коррупционные правонарушения со стороны должностных лиц, а также фактов, дающих основание полагать, что в отношении должностного лица осуществляются действия по вовлечению его в преступную деятельность;
3. формировать действенную систему принуждения, где вся правовая жизнь представляет собой обмен ответственности на привилегию, полномочий – на законопослушание, произвола – на дисциплину;
4. регулярно рассматривать вопросы о состоянии работы по выявлению случаев несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и применении к лицам, нарушившим эти требования, мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Институт конфликта интересов, как один из механизмов антикоррупционной политики государства, главным образом, реализуется за счет публичности и открытости деятельности органов государственной власти и должностных лиц, способствует формированию объективного общественного мнения о деятельности указанных органов и является сегодня одним из основных критериев оценки такой деятельности, исключает злоупотребления на службе и обеспечивает эффективность исполнения возложенных должностных обязанностей. Урегулирование конфликта интересов исключает личную или групповую заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на рассмотрение вопросов при исполнении должностными лицами своих служебных обязанностей;
5. организовывать регулярное взаимодействие государственных органов и должностных лиц с представителями общественных советов, реализуя политику общественного контроля, в том числе посредством проведения профилактических акций, флэшмобов, совместных рейдов. Все чаще, к примеру, сотрудники ГИБДД МВД России проводят совместно с представителями общественных объединений акции «Нет коррупции!», «Скажем коррупции – нет», «Жить честно» и др. Это обусловлено, прежде всего тем, что борьба с коррупцией – не только деятельность правоохранительных структур, но и дело каждого гражданина. В ходе представленных акций полицейские раздают участникам дорожного движения цветные календари и памятки, в которых указаны телефоны, по которым необходимо обращаться в случае требования незаконного денежного вознаграждения. Также гражданам разъясняются основы антикоррупционного законодательства, что необходимо в целях повышения уровня правовой грамотности и формирования антикоррупционного сознания и нетерпимости к коррупционному поведению;
6. осуществлять профилактику коррупционных и иных злоупотреблений должностными лицами, принимать своевременные превентивные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, организовывать правовое просвещение должностных лиц, обеспечивать проверку достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, проверять соблюдение ограничений и запретов, требований к служебному поведению, установленных федеральным законодательством, в том числе за счет создания подразделений профилактики коррупционных и иных правонарушений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №1065 [6].

Вместе с тем следует отметить, что коррупцию сегодня невозможно искоренить окончательно. Однако необходимо вести комплексную, планомерную, целенаправленную, длительную и методичную работу по постепенному снижению не только уровня коррупции, но и реальной «цены» коррупции, определенной ее негативными последствиями. К сожалению, в нашей стране коррупционные явления носят исключительно широкий размах. Неуважение к закону, злоупотребление властью – атрибуты современного российского государства. В связи с этим необходимы разработка и реализация комплекса мероприятий по противодействию коррупции. При этом приоритетное внимание нужно уделять вопросам предупреждения коррупции. Ведь именно от результативности противодействия коррупции зависит эффективность

функционирования исполнительной власти и развития Российской Федерации как правового, сильного и дееспособного государства.
В этой связи представляется целесообразным реализация следующих положений:

  1. необходимо проводить политику «антикоррупционного образования» путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, являющегося, по нашему мнению, первым шагом на пути противодействия коррупции в России;
  2. необходима регулярная демонстрация примеров успешных антикоррупционных программ других стран; создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях «представителей» коррупции (в том числе, силами общественных организаций);
  3. стимулирование взаимодействия общественных организаций с органами государственной власти и должностными лицами;
  4. изучение общественного мнения, которое сегодня является одним из основных критериев оценки деятельности органов государственной власти, подлежащее анализу и учитываемое при принятии решений по повышению эффективности мер профилактики коррупции;
  5. проведение антикоррупционной пропаганды, антикоррупционных информационных кампаний в сети Интернет, антикоррупционных рекламных кампаний с использованием средств наружной рекламы, плакатов, листовок;
  6. создание сети многофункциональных центров представления государственных и муниципальных услуг, основной задачей которых является минимизация непосредственного общения государственных или муниципальных служащих с получателями таких услуг или функций, а, следовательно, и возможности совершения коррупционных правонарушений;
  7. сущecтвeннoe увeличeниe дeнeжнoгo coдepжaния гocудapcтвeнныx служащих, пo нашему мнению, будeт cпocoбcтвoвaть cнижeнию кoppупции. Одновременно необходимо пoвышeниe пpecтижa гocудapcтвeннoй cлужбы и избавления от стереотипа «вopуют вce», coздaющeгo дoпoлнитeльный фoн для pacпpocтpaнeния кoppупции.

Литература:

  1. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. — М., 2005.
  2. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
  3. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568) // Российская газета. 2008. 5 августа.
  4. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // http://www.consultant.ru
  5. Поплавский М.А. Государственная политика противодействия коррупции // Теория и практика общественного развития. 2015. №22. URL: https://cyberleninka.ru
  6. Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 09.08.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // http://www.consultant.ru